Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы готовности старших дошкольников к обучению в школе 7 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Интеллектуальная готовность старших дошкольников к обучению в школе 11 1.3 Игра как средство формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 19 Выводы по 1 главе 25 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе в МБДОУ «Маргенауский детский сад» 27 2.1 Исследование готовности детей к школе 27 2.2 Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе 41 2.3 Готовность детей к школе по программе НОД 71 Выводы по 2 главе 78 Заключение 80 Список использованной литературы 82 Приложение 1 87 Приложение 2 88 Приложение 3 89 Приложение 4 90 Приложение 5 91

Формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

дипломная работа
Психология
90 страниц
73% уникальность
2020 год
96 просмотров
Сафронова Т.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы готовности старших дошкольников к обучению в школе 7 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Интеллектуальная готовность старших дошкольников к обучению в школе 11 1.3 Игра как средство формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 19 Выводы по 1 главе 25 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе в МБДОУ «Маргенауский детский сад» 27 2.1 Исследование готовности детей к школе 27 2.2 Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе 41 2.3 Готовность детей к школе по программе НОД 71 Выводы по 2 главе 78 Заключение 80 Список использованной литературы 82 Приложение 1 87 Приложение 2 88 Приложение 3 89 Приложение 4 90 Приложение 5 91
Читать дальше
Начало обучения в школе - важный период в жизни ребенка. Он сложен и не только в психологическом и социальном плане, но и в физиологическом. Новые контакты, измененные условия жизни, абсолютно новый вид деятельности меняет весь уклад существования ребенка. Трудность и ответственность данного периода с первых дней ставит перед ребенком комплекс новых задач, никак не связанных с предшествующим опытом. Отсюда от ребенка требуется максимальная мобилизация эмоциональных, интеллектуальных и физических резервов. Поэтому очень большое значение имеет уровень интеллектуальной подготовки детей к школьному обучению.


На сайте можно заказать работу недорого и не переживать за качество.


. Интеллектуальная готовность ребенка 6-7 лет к школе - это определенный уровень развития, дающий ребенку возможность с легкостью адаптироваться к новым условиям школьной жизни и учебной деятельности, познавать новые знания, нормы, умения, правила поведения в школе, проявлять определенный уровень активности в учебе и школьной жизни. Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью специально организованной работы по интеллектуальной подготовке ребенка к школьному обучению. Родители и педагоги должны уделять достаточно времени как обучению письму, счету, чтению, а также психологической готовности детей, чтобы эти знания они смогли применить. Интеллектуальная неготовность к школьному обучению обусловливает отсутствие познавательной мотивации у ребенка, непонимание профессиональной роли педагога, неумение строить свои отношения в учебной деятельности, неумение оценивать причины своих неудач, что приводит к тому, что ребенок занижает свою самооценку, у ребенка нет элементарных навыков учебной деятельности. Проблема исследования интеллектуальной готовности дошкольников к школе не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. (Г. Гетпер 1936 г., А. Керн 1954., С. Штребел 1957 г., Я. Йирасек 1970 г., и др.). В отечественной психологии и педагогике серьезная проработка проблемы интеллектуальной готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы, вслед за Л.С. Выготским, считают, что интеллектуальное обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, то есть, определенные предпосылки к обучению в школе. Под интеллектуальной готовностью детей к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Интеллектуальной готовностью ребенка к школе является один из важнейших итогов общего и психологического развития в период дошкольного детства. Таким образом, можно отметить противоречие между значимостью развития у подрастающего поколения предпосылок к школьному обучению и недостаточно разработанного целостного процесса формирования интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению в условиях ДОО. Проблема исследования заключается в следующем: как наиболее результативно обеспечить формирование у дошкольника интеллектуальной готовности к школьному обучению? На сегодняшний день существует большое количество методов и форм, которые используются для подготовки дошкольника к школе, однако не все из них оказываются результативными. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста посредством организованных игр. Объект – процесс интеллектуальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Предмет–игра как средство формирования у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и на практике проверить ее результативность. Гипотеза исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у старших дошкольников будет успешным, если в НОД применяются специально подобранные игры, основанные на результатах изучения индивидуальных особенностей детей. Задачи исследования: - Проанализировать психологическую и педагогическую литературу с целью конкретизации понятия «готовность к обучению в школе», выявить возрастные особенности формирования готовности детей к школьному обучению. - Выявить возможности игры для формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе. - Разработать программу формирования интеллектуальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе посредством игр. Апробировать программу и проверить ее результативность. Методы исследования: - теоретические: анализ, обобщение, сравнение; - эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование; - методы количественной и качественной обработки данных: расчет среднего значения; описание, регистрация. - методы знаково-символического представления информации: таблицы, диаграммы. Этапы исследования. Первый этап (подготовительный) - изучение проблемы через анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение целей, задач исследования, проведение комплекса диагностических процедур, направленных на изучение подготовки детей старшего дошкольного возраста. Второй этап (основной) - организация и проведение эмпирического исследования в образовательном учреждении. Третий этап (итоговый) – анализ результативности программы, формулировка выводов. База исследования: МБДОУ «Маргенауский детский сад» Исилькульского района Омской области. Практическая значимость: данная программа может быть использована в непосредственно образовательной деятельности ДОО. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.  

Читать дальше
Огромную роль в дошкольной среде имеет воспитатель, педагог. В виду специфики возраста дошкольника, воздействие на ребенка взрослый оказывает как педагогическими способностями, так и своими личностными качествами. Организация межличностных взаимодействий между всеми субъектами процесса образования выступает источником психологического комфорта дошкольника. Образование ребенка в детском саду, наряду с другими ступенями общего образования детей, не должно превращаться только лишь в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе, оно должно приносить ребенку разносторонние знания и умения. Школьную готовность ребенка необходимо формировать за счет специфических ресурсов дошкольного детства, которые можно почерпнуть в различных видах свободной творческой деятельности дошкольника - игре, художественном творчестве, активном восприятии сказки, общении. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что данные мероприятия - это наиболее оптимальный путь формирования подготовки дошкольника к обучению в школе. Очень важно, чтобы ребенок при поступлении в школу владел элементарными формами учебной деятельности. Он должен владеть также знаниями и умениями, которые раньше относились к собственно школьному обучению. Основной целью учебно-воспитательной работы детских садов должна стать подготовка ребенка к систематическому школьному обучению. Чтобы решить данную задачу педагоги и психологи должны уметь определять уровень развития дошкольника, своевременно диагностировать отклонения ребенка, намечать пути и проводить работу по коррекции его учебы. Для того чтобы решить данную проблему необходимо четко определять цели и принципы организации обучения детей в дошкольных учреждениях, строить методы их воспитания. От этого зависит успешность последующего обучения ребенка в школе. Главной целью определения интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является профилактика его познаний, смекалки, памяти. Чтобы подготовить дошкольника к вхождению в школьный ритм была применена эта программа. При ее проведении учтены все важные закономерности развития ребенка среднего детства, весь тренинг программы составлен из игровых упражнений, что особо важно для данного возраста детей. Отдельные упражнения программы использовались на развивающих занятиях в подготовительной группе детского сада. Практика показала, что все упражнения отлично воспринимаются детьми данного возраста. В последующем рекомендуется проводить подобные занятия в подготовительных группах детских садов, а также в первых классах начальной школы. Было бы целесообразно проводить подготовку детей до начала обучения в школе. Это поможет сократить время на адаптацию ребенка к школе. Он быстрее сможет включиться в учебный процесс и показывать высокие знания. При разработке программы учитывалось и то, что дошкольники, которые были на занятиях, могли не принадлежать к единому коллективу. Поэтому подобный тренинг можно проводить не только на территории детсада или школы, а на любой другой детской площадке. Данная программа – это основа тренингов для развития у дошкольников интеллекта, способности мыслить, вести диалог, правильно формулировать вопросы и ответы. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6-7 лет. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности. Поэтому с детьми необходимо заниматься регулярно.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (с послед. изменениями). 2. Аникеева Н.П. Воспитание и обучение в детском коллективе. - М.: Педагогика. 2014. – 156 с. 3. Амонашвили Ш.А. Психолого-педагогический подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 2015. – 234 с. 4. Асеев В.Г. Готовим ребенка к школе: учебное пособие. – Иркутск, 2015. – 198 с. 5. Агапова И., Давыдова М. Воспитание дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 166 с. 6. Адаменко С. Готовим дошкольников к обучению в школе // Народное образование – 2018. – № 4. – С. 23-24. 7. Арламов А.А. Методология дошкольной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - №1. – С. 31-32. 8. Арнольдов А. Педагогика – наука жизнедействия // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2017. - №2. – С. 42-44. 9. Баева И.А. Обучение детей дошкольного возраста. – М. Школьная пресса, 2015. – 212 с. 10. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика дошкольников. – М.: Республика. 2016. – 234 с. 11. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2015. – 251 с. 12. Бочарова В.Г. Опытно-экспериментальная работа в области педагогики: специфика, тенденции, инновации // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2018. - №1. – С. 55-57. 13. Буцева К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей в области подготовки ребенка к школе // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - №2. – С. 63-65. 14. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования готовности ребенка к школе. – М.: Школьная пресса – 2015. – 184 с. 15. Баскакова И.Л. Изучение внимания дошкольников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2016. – 201 с. 16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. – М. Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2014. – 176 с. 17. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2016. – 147 с. 18. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам подготовки к обучению в школе // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 2015. – 188 с. 19. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2016. – 169 с. 20. Волчкова А. А. Воспитание и обучение дошкольников: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2015. – 144 с. 21. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: АРКТИ, 2014. – 122 с. 22. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Знание. Понимание. Умение. Издательство: Школьная Пресса – 2018. – № 6. – С. 28-30. 23. Ефремова Г. Обучение дошкольников // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 36-38. 24. Кобылянский В. А. Обучение дошкольников в детском саду // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 40-42. 25. Козакова И. Особенности обучения и воспитания дошкольников // Обруч. – 2017. – № 6. – С. 22-23. 26. Кладова Е. В. Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2015 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 26-29. 27. Леонтьев А. А. Воспитание и национальное образование дошкольников // Начальная школа (плюс и минус). – 2016. – № 4. – С. 19-20. 28. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2015. – 199 с. 29. Лутовинов В. И. Образование и воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 8-9. 30. Леонтьев А. А. Обучение дошкольников // Начальная школа. - 2016. - № 9. – С. 11-12. 31. Луговинов В. И. Воспитание молодых граждан России / В. И. Луговинов. - М.: Гардарики, 2015. – 157 с. 32. Лутовинов В. И. Обучение и воспитание дошкольников // Педагогика. - 2019. - № 7. – С. 71-73. 33. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч.: в 2-х т. Т. 2. - М.: Правда, 1986. – 269 с. 34. Максакова В. И. Организация воспитания старших дошкольников: пособие для педагога / В. И. Максакова. - М.: Просвещение, 2015. – 158 с. 35. Матушкин С. Е. Сущность и особенности образования и воспитания в современных условиях: в помощь педагогу / С. Е. Матушкин. - Челябинск, 2016. – 236 с. 36. Мищенко Л.И. Воспитание дошкольников: Дис. канд. пед. наук. - М., 2016. – 171 с. 37. Мазыкина Н. В. Методические рекомендации по совершенствованию образования и воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 63-64. 38. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по образованию и воспитанию детей. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2014. – 297 с. 39. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в воспитании и гражданском становлении детей // Воспитание школьников. – 2017. – № 6. – С. 55-57. 40. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Подготовка дошкольников к обучению в школе. – М.: Экзамен, 2015. – 188 с. 41. Мухина В.С. Детская психология. Теория и практика. – М.: Экзамен, 2016. – 172 с. 42. Немов Р.С. Психология детства. Книга 1. – М.: Прогресс, 2017. – 233 с. 43. Орлов Р.Б. Методы современной педагогической психологии. Педагогика. - 2018. - № 10. – С. 91-92. 44. Петров А.А. Практикум по педагогике и психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2015. – 211 с. 45. Проскура Е.В. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 2014. – 177 с. 46. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей ребенка. – Киев, 2016. – 166 с. 47. Савотина Н. Современный опыт воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитатель. – 2018. – № 5. – С. 25-26. 48. Столин В.В. Общая психодиагностика ребенка. / под ред. В.В.Столина. – М.: Педагогика, 2015. – 122 с. 49. Савотина Н. Современный опыт воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2017. – № 5. – С. 68-69. 50. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей ребенка. – М.: Педагогика, 2015. – 184 с. 51. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М.Педагогика, 2015. – 147 с. 52. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в дошкольном учреждении: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 168 с. 53. Шадриков В.Д. Способности ребенка. Формирование личности. М.: Воронеж, 2017. – 191 с. 54. Чуганова К. Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / К. Е. Чуганова; Моск. открытый соц. ун-т, Каф. соц. психологии. – М.: МОСУ. 2015. – 58 с. 55. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2014. – 268 с. 56. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. М.: Воронеж, 2017. – 312 с. 57. Эльконин Л.Б. Готовность ребенка к школьному обучению. М.: Междунар. пед. академия, 2015. – 247 с. 58. Якобсон С.Г. Воспитание дошкольников // Воспитатель. - 2016. - № 10. – С. 31-32. 59. Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2017. - № 11. - С.43−44. 60. Яковлев В.А. Дошкольный возраст / В.А. Яковлев // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С.36−40 61. Яромеев В.Л. К вопросу о критерии оценки личности дошкольника / В.Л. Яромеев // Педагогика и психология. - 2017. - № 11. - С. 70−83. 62. Яромщук В.А. Развиваем личность дошкольника / В.А. Яромщук // Педагогика и психология. - 2018. - № 4. - С. 50−54. 63. Ярошевский М.Г. Психология дошкольного возраста / М.Г. Ярошевский. // Воспитатель. – 2016. – № 3. – С. 45-46.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image