ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 6 1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 6 1.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности 13 1.3 Понятие об эмоциональном интеллекте в психологической науке 22 1.4 Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания 26 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29 2.1 Программа эмпирического исследования 31 2.2 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта студентов-психологов 39 2.3 Организация профилактической работы синдрома эмоционального выгорания 44 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 БИБЛИОГРАФИЯ 60 Приложение 65

Взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта студентов-психологов

дипломная работа
Психология
65 страниц
72% уникальность
2019 год
111 просмотров
Охота И.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 6 1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 6 1.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности 13 1.3 Понятие об эмоциональном интеллекте в психологической науке 22 1.4 Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания 26 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29 2.1 Программа эмпирического исследования 31 2.2 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта студентов-психологов 39 2.3 Организация профилактической работы синдрома эмоционального выгорания 44 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 БИБЛИОГРАФИЯ 60 Приложение 65
Читать дальше
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов-психологов ориентируется, с одной стороны, требованиями прогрессивной практики социальной работы, а с другой - потребностью обеспечения квалифицированной, профессиональной социальной поддержки нуждающимся группам населения. Студенты социальной сферы, по направлению собственной работы вовлеченным в общение с другими людьми, свойственен, как и прочим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который определяется, как состояние физического и психического истощения, вызванного активными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися психологической насыщенностью и когнитивной сложностью. Социальный работник выступает «эмоциональным донором», помимо использования знаний, умений в данной сфере. Социальная работа предъявляет строгие требования к психофизиологическим чертам специалиста-профессионала. Эмоциональное выгорание представляет стереотип эмоционального, больше всего профессионального, поведения. «Выгорание» частично высокофункциональный стереотип, потому что дает возможность человеку дозировать и экономно тратить энергетические ресурсы. В это же время, может наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание негативно сказывается на выполнении профессиональной работы. Таким образом, исследование данных состояний является актуальной проблемой.


Почему написание курсовой работы по мировой экономике лучше заказать на Work5. Потому что у нас работают доктора и кандидаты наук, а также практикующие специалисты. У нас есть авторы по всем направлениям.


. Над трудностями эмоционального выгорания работали такие психологи как: Г. Селье, Р.П. Мильруд, К. Маслач, В.В. Бойко, Д. Трунов, В.Е. Орел, Л.М. Митина, Н. В. Кузьмина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д. Шадриков, М.И. Лисина, А.И. Сильвестров, Е.В. Субботский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина и др. Степень научной новизны, практическую значимость определяются рядом противоречий: - формированием «синдрома эмоционального выгорания» у специалистов и отсутствием комплексной системы профилактики специалистов по социальной работе; потребностью в обеспечении условий по созданию социально - психологической службы в социальных учреждениях и отсутствие психологической службы. Исходя из указанных противоречий, была определена проблема исследования: отсутствие социально-психологической поддержки и системы профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в социальных центрах. Исходя из этого, мы обозначили цель работы. Целью работы является изучение синдрома «эмоционального выгорания» и определить его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом у студентов-психологов. Задачи исследования: - изучить теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных авторов; - изучить понятие эмоционального интеллекта; - определить сущность феномена «выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности; - исследовать взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у студентов-психологов; - разработать программу по профилактики синдрома эмоционального выгорания. Объект исследования – уровень развития эмоционального интеллекта и особенности эмоционального выгорания. Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у студентов-психологов. Методы исследования: - изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики; - эксперимент; - разработка программы. Гипотеза исследования заключается в предположении, что: - на скорость эмоционального выгорания влияет уровень развития эмоционального интеллекта, студенты с низким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются большей выраженностью симптомов эмоционального выгорания, по сравнению со студентами со средним уровнем интеллекта. Теоретической основой исследования являются работы ведущих психологов : Г. Селье, Р.П. Мильруд, К. Маслач, В.В. Бойко, Д. Трунов, В.Е. Орел, Л.М. Митина, Н. В. Кузьмина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д. Шадриков, М.И. Лисина, А.И. Сильвестров, Е.В. Субботский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина и др. Научно - практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практическом решении проблемы синдрома эмоционального выгорания и выработать наиболее благоприятные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, неизбежно возникающих в ходе профессиональной деятельности студентов-психологов. Представленная программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе может быть использована в практической деятельности социальными учреждениями. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Синдром «эмоционального выгорания» - трудный психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, в следствии длительной чувственной перегрузки, выражается в депрессивном состоянии, ощущенье усталости и опустошенности, изъяне энергии и интереса, утрате возможностей созидать полезные итоги собственного труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни в целом. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами. Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания», а также методах профилактики. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Эмоциональному «выгоранию» подвержены те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах и выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены работникам социального типа необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим социальным работникам. При изучении особенностей личности работников социальной сферы, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: социальная работа как вид профессиональной деятельность, требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, осуществление социальной помощи практически невозможно. При экспериментальном изучении социально-психологических факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания, нами были сделаны следующие выводы. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов: - повышают риск развития «выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации; - осознание своей работы как престижной снижает риск возникновения «выгорания»; - напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития «выгорания»; - удовлетворенность размером заработной платы не влияет на возникновение «выгорания». На развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности специалиста: - мотив избегания неудачи более свойственен работникам с высокими показателями «эмоционального выгорания» и, наоборот, наличие мотива стремления к успеху снижает риск «выгорания». - работникам социальной сферы, подверженным синдрому эмоционального выгорания, характеризуются такими чертами личности как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и агрессивности. В то же время они отличаются чувством чрезмерной ответственности, обязательности. Они более беспокойны, озабочены, ранимы, впечатлительны, чувствительны к замечаниям и порицаниям, ипохондричны, чем работники, у которых отсутствует синдром выгорания. Работники с высоким уровнем выгорания отличаются эмоциональной незрелостью, неустойчивой самооценкой. Проведенное нами исследование посвящено изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания студентов-психологов. Как показал обзор литературы по теме исследования, в настоящее время психологами описано множество подходов к природе эмоций и их влиянию на психическую деятельность человека. Вместе с тем положение о том, что эмоции человека осмыслены, регулируемы интеллектом и, в свою очередь, влияют на интеллектуальные процессы, является общепризнанным. Умение опознавать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими, получило в психологии свое отражение в понятии «эмоциональный интеллект». В многочисленных исследованиях показано, что эмоциональный интеллект играет большую роль в социальных контактах, межличностной деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работе нами был выявлен уровень эмоционального интеллекта, влияющий на развитие синдрома эмоционального выгорания. После апробирования разработанной программы по профилактики эмоционального выгорания, отмечена положительная динамика. При повторной диагностике выявлено, что 3(10%) человека имеющих складывающеюся фазу напряжение, смогли от нее избавиться. Повысился процент студентов не имеющих данной фазы. При первоначальной диагностике таких операторов было 4 (15%) человека. Так же положительная динамика прослеживается в фазе резестенции, 3(10%) операторов смогли избавиться от сформировавшейся фазы резестенции, симптомы остались, но проявляются не настолько выраженно. Изменилось количество людей, у которых не наблюдается данная фаза, их стало 15 (50%) человек, при первоначальной диагностики их было 12(40%) человек. Фаза истощения характеризуется изменением уровня сформированности данной фазы, 3(10%) человека смогли избавиться от симптомов данной фазы. Таким образом можно сделать заключение, что программа оказала положительное воздействие на сотрудников отдела «сохранения клиентов». На основе проведенного опросника, на выявления уровня эмоционального ителлекта так же отмечена положительная динамика. Общий показатель группы перешел с низкого на средний уровень развития. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, по сколько позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по профилактики синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, наша гипотеза о том, что профилактические меры являются обязательными и действенным методом в предотвращении психологического выгорания подтвердилась.
Читать дальше
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005.- №6. – С.15-47. 2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2/Л.А. Александрова. М. : МГУ, 2008. - С. 82-90. 3. Алдамакова, О. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-интернов специальности «Педиатрия» / Алмадакова О. А., Ласовская Т. Ю., Зеленская В. В. // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. - 2015. - № 4. - С. 13-17. 4. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2012. - № 5. - С. 57-65. 5. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. 6. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 83- 95. 7. Аникеева Я.Я. Руководителю о психологическом климате в коллективе/ Я.Я Аникеева. - М.: Академия, 2011. – 369 с. 8. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. - № 12.- С.10-13. 9. Бабанов, С. Профессия и стресс / Бабанов С. // Врач. - 2014. - № 4. - С. 15-20. 10. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.-сер.14, Психология – 2012.- №1. – С 13-47. 11. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности/ С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2009. - 326 с. 12. Блинков А.Н., Лебединцева О.И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности Акмеология/А.Н Блинков. 2018. – С.27-32. 13. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/ В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. – 434 с. 14. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В. Бойко . - М.: Дело, 2013. – 312 с. 15. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/Борисова М.В. Вопросы психологии. -2015. -№ 2.-С. 15-20. 16. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 2010 — 496 с. 17. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 143 с. 18. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009.-315с. 19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика/ Н.Е. Водопьянова – СПб.: Питер, 2011. – 336 с. 20. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Логос, 2007. - С. 416-422. 21. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. - С. 25 - 26. 22. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью / Гордиенко В.Н.- Монография - Иркутск.- 2013.- С.382 23. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем./ М. Грабе – СПб.: Речь, 2008.- 245 с. 24. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. /Гринберг Д.— СПб.: Питер.- 2012.- 315 с. 25. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с. 26. Елфимова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Елфимова Е. В., Елфимов М. А., Березкин А. С. // Зам. главного врача. - 2016. - № 5. - С. 82-91. 27. Зазыкин, В. Г. Психология развития профессионала / В.Г. Зазыкин. -М., 2009. - 256 с. 28. Иванникова, Н.Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н.Н. Иванникова. - М., Дашков и Ко, 2008. - 208 с. 29. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Питер, 2010.-464с. 30. Изучение синдрома моционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) - Культурно-историческая психология -2010.- № 1.-С.15-18. 31. Ильин. Е.П. Дифференциальная психология профессиональной работы/ Е.П. Ильин. – СПб.:Питер,2008.-213 с. 32. Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. – 2015.-125 с. 33. Коржова Е.Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах// Вестник Смоленского государственного университета. – 2012. – Т.20. – №4. – С. 16-20. 34. Кошелев, А.Н. Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания» / А.Н. Кошалев. - М., 2008. - 322 с. 35. Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с. 36. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 2013 - №11 – 41с. 37. Манько, О. М. Практические аспекты профилактики «синдрома эмоционального выгорания» педагогов в условиях санаторно-курортного лечения / Манько О. М., Миляева М. В., Поспелова И. Ю. // Вестн. восстанов. медицины. - 2012. - N 5. - С. 60-63. 38. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. – М.: 2012 – 340с. 39. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // URL:http://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html, дата обращения 22.03.2019 40. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика: Школа здоровья.-2014.-Т.2.-№1.-С.25-43. 41. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»/ Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2009.- 245 с. 42. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 329 с. 43. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление/ О.Н. Полякова. - СПб: Речь, 2008. - 144с. 44. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012.- № 3.- С. 85 - 95. 45. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская газета. 2005.- №43.- С.21-22. 46. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2009. - №7. - С. 3-9. 47. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. Причины, симптомы, лечение и профилактика. Педагогическая техника 2013. – С. 68-74. 48. Синдром эмоционального выгорания в производственных коллективах по данным популяционного исследования / Бритов А. Н., Елисеева Н. А., Деев А. Д. и др. // Cardio Соматика. - 2015. - № 1. - С. 13-14 49. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2006. - № 6. -С. 32-34. 50. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. - 2-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с. 51. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студентов вузов / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 508с. 52. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image