Введение ………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретические предпосылки нтертекстуальности и ее функции в художественном тексте ………………………………………………………..….7 1.1. Определение интертекста и интертекстуальности………………….7 1.2. Функции и подходы к изучению интертекстуальных отношений..11 1.3. Анализ маркеров интертекстуальности (аллюзия, цитатия, афоризм, пародия)……………………………………………………………….13 Выводы…………………………………………………………………...………20 Глава 2. Методологические аспекты интертекстуальности как категории постмодернистского мировидения ……………………..………………….….23 2.1. Постмодернизм в литературе, сущность и его признаки…... …....23 2.2. Динамика интертекстуальности в постмодернистской литературе …………………………………………………………………….....27 Выводы…………………………………………………………………...…..….30 Глава 3. Анализ интертекстуальности на примере текстов песен группы «Ночные грузчики»……………………………………………………………...31 3.1. Интертекст в песнях группы «Ночные грузчики»……………..….31 3.2. Аналих интермедиальных связей исследуемых произведений......49 Выводы…………………...........…………………………………………………51 Заключение……………………………………………………………………….53 Список использованных источников и литературы…………………………...57

Интертекстуальность текстов группы «Ночные грузчики»

дипломная работа
Литература
50 страниц
57% уникальность
2019 год
91 просмотров
Смирнов А.
Эксперт по предмету «Литературоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретические предпосылки нтертекстуальности и ее функции в художественном тексте ………………………………………………………..….7 1.1. Определение интертекста и интертекстуальности………………….7 1.2. Функции и подходы к изучению интертекстуальных отношений..11 1.3. Анализ маркеров интертекстуальности (аллюзия, цитатия, афоризм, пародия)……………………………………………………………….13 Выводы…………………………………………………………………...………20 Глава 2. Методологические аспекты интертекстуальности как категории постмодернистского мировидения ……………………..………………….….23 2.1. Постмодернизм в литературе, сущность и его признаки…... …....23 2.2. Динамика интертекстуальности в постмодернистской литературе …………………………………………………………………….....27 Выводы…………………………………………………………………...…..….30 Глава 3. Анализ интертекстуальности на примере текстов песен группы «Ночные грузчики»……………………………………………………………...31 3.1. Интертекст в песнях группы «Ночные грузчики»……………..….31 3.2. Аналих интермедиальных связей исследуемых произведений......49 Выводы…………………...........…………………………………………………51 Заключение……………………………………………………………………….53 Список использованных источников и литературы…………………………...57
Читать дальше
В соответствии с последними лингвистическими исследованиями, интертекстуальность присутствует в каждом тексте, и каждый текст, в свою очередь, является интертекстом. По природе своей текст является неоднородным, нецелостным и уже сами термины интертекстуальности и интертекста демонстрируют это. Он существует в окружении других текстов, взаимодействует с ними, включает в себя следы предшествующих произведений и накладывает свой отпечаток на произведения других авторов по их воле или неосознанно с их стороны.


Курсовая работа по оплате труда на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!


. Помимо этого, текст обладает динамическим характером - это непрерывно движущаяся, развивающаяся система, которая направлена на динамическую реализацию замысла автора и на установление отношений между адресантом и реципиентом. С данного ракурса текст может быть приравнен к живому организму – ему присуще движение, развитие. Но, так или иначе, следует заметить, что неотъемлемой чертой текста является его устойчивость. В основном, теория интертекстуальности складывалась в ходе исследования интертекстуальных связей в художественной литературе. На самом же деле она охватывает более широкие сферы бытования. Во-первых, интертекстуальность характерна абсолютно для всех словесных жанров, помимо изящной словесности. Во-вторых, интертекстуальность характерна не только для текстов в узком смысле, т.е. словесных (вербальных), но для текстов, которые построены иными средствами знаковых систем, нежели естественный язык. Другими словами, интертекстуальные связи можно наблюдать не только между книжными произведениями, но и творениями архитектуры, музыки, изобразительного искусства театра, кинематографа. Явление интертекстуальности в постмодернистской литературе активно исследуется как лингвистами, так и литературоведами. Однако вместе с этим, данные исследования касаются, как правило, анализа общепризнанных литературных текстов как русских, так и зарубежных авторов. На данный момент малочисленны исследования в данной области, которые касаются анализа стихотворных и прозаических произведений, которые, несмотря на то, что они не вошли в современную классику, представляют интерес своей уникальностью. Можно говорить о визуальной и звуковой интертекстуальности, тексты ориентированные на прочие органы чувств в целом в них представляется возможным найти интертекстуальные связи, музыкальные, изобразительные, сюжетные, балетные и прочие цитаты и аллюзии и т.д. Данная работа посвящена исследованию особенностей интертекстуальных и прецедентных единиц, ведь в современном мире интертекст используется практически повсеместно, а изучать особенности его актуализации и влияния на сознание воспринимающего субъекта стали не так давно, это новая и перспективная область исследования. В связи с этим актуальность данной дипломной работы обусловлена несколькими факторами. С одной стороны, здесь анализируются постмодернистские тексты песен музыкальной группы «Ночные грузчики» с точки зрения интертекстуальности. С другой стороны, интересом к категории интертекстуальности как явлению культуры, существует явная необходимость изучения специфики ее проявления в произведениях музыкальных текстов. Объектом исследования настоящей работы является интертекстуальность в постмодернизме. Предмет исследования является анализ интертекстуальных и прецедентных особенностей в текстах песен группы «Ночные грузчики». Целью данного исследования является выявление особенностей реализации интертекста в музыкальных произведениях «Ночные грузчики». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие интертекстуальности и различные подходы к ее изучению, а также виды языковой реализации в тексте; - изучить источники интертекстов и специфики их функционирования в текстах; -проанализировать и классифицировать виды и способы выражения интертекстуальности; -определить какие функции несет тот или иной маркер, т.е. изучить роль фразеологических единиц в актуализации смысла; - рассмотреть постмодернизм как литературное направление; -проанализировать интертекстуальность как признак постмодернистской литературы; - исследовать интертекст в песнях группы «Ночные грузчики», отсылающий к литературным и песенным произведениям. В основе анализа лежит рассмотрение интертекстуальности как типологического свойства текста, текстовой категории, обладающей определенным идеальным содержанием и совокупностью средств ее лингвистической реализации. Гипотеза исследования в данной работе состоит в том, что музыка как разновидность текста наполнена множественными интертекстуальными связями, которые требуют своей интерпретации. Теоретическая значимость работы состоит в определении интертекстуальности и прецедентности, описании типов и функций интертекста и исследования музыкальных произведений как типа текста. Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения её результатов в лекционных курсах языкознания, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, а также на уроках русского языка в старших классах. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования. В первой главе дается краткая информация о начальных этапах изучения понятия интертекстуальности, описываются различные подходы к изучению этого понятия, становится ясно, что методы реализации интертекстуальности в тексте могут быть различными (аллюзии, пародии, цитаты и т.д.). Во второй главе анализируются теоретические основы явления интертекстуальности в литературе постмодернизма, которые необходимы для изучения данной темы, а также исследуются формы её проявления в тексте. Во третьей главе исследуются тексты песен группы «Ночные грузчики» с точки зрения интертекстуальности. Формируются выводы об особенностях проявления интертекста в песнях. В заключении подводятся основные итоги исследования и устанавливаются перспективы дальнейшего изучения категоии интертекстуальности. Материал исследования – тексты песен группы «Ночные грузчики». Степень изученности вопроса – средняя, так как ранее тексты этой группы никто не изучал. Структура работы выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав (теоретическая, практическая и методическая), заключения и списка использованной литературы, включающего 24 источника.

Читать дальше
Подводя итоги работы, важно отметить, что такая область исследования, как интертекстуальность, является достаточно новой сферой для познания с лингвокультурологической точки зрения. Однако интерес к её изучению с каждым годом только возрастает, что объясняется взаимосвязью различных культур. Познавательная и коммуникативная деятельность человека теснейшим образом связана с определением и интерпретацией разнообразных символов, жестов, слов, произведений литературы, музыки, живописи и других знаковых систем. В обыденной жизни неустанно истолковываются слова, прецеденты и действия, с которыми сталкиваются. Следовательно, можно сказать, что интерпретация не ограничивается лишь областью языка, а охватывает более широкие сферы деятельности человека. Доктрина интертекстуальности нуждается во всеохватывающей и интегративной концепции, которая принимала бы во внимание, как главные качества текста, так и нюансы значения текста. Только такой двойной параметр имеет в своем составе статические и динамические составляющие интертекстуальности. Следуя из этого момент включения других текстов или его составляющих будет считаться главным способом проявления категории интертекстуальности. На основании проведённого исследования удалось реализовать цель работы и решить все поставленные задачи. В теоретической главе работы для достижения цели была изучена история развития интертекстуальности, представлены определения данного явления, функции интертекстуальности, а также типы и подходы к изучению интертекстуальных отношений. Отдельное внимание было уделено проблеме разграничения интертекстуальных и прецедентных единиц, поскольку единого мнения по этому поводу до сих пор не достигнуто. В ходе данной работы было выявлено, что различные маркеры служат для выполнения разных задач, но как правило цель состоит в том, чтобы придать тексту благозвучие, сослаться на авторитетное высказывание (для того чтобы придать убедительности), добавить экспрессивности, намекнуть на определенное свойство персонажа или историческую обстановку или создать комический эффект. Интертекстуальность является хорошим инструментом для придания живости произведению, а также для создания разных слоев восприятия текста. После представления основных теоретических положений была проведена практическая работа, проанализированы особенности использования интертекстуальных и прецедентных единиц в музыкальных текстах группы «Ночные грузчики». После представления основных теоретических положений была проведена практическая работа, проанализированы особенности использования интертекстуальных и прецедентных единиц в музыкальных текстах группы «Ночные грузчики». Все единицы были распределены по тематическим группам, а также была проведена грань между примерами интертекстуальности и прецедентности. Анализ главным образом состоял в интерпретации и экспликации каждой единицы с литературоведческой точки зрения, а также был выявлен главный смысл каждой строчки текста. В постмодернистских текстах песен группы «Ночные грузчики» содержатся интертекстуальные вставки, отсылающие к русской и зарубежной прозе и поэзии, а также к песенной поэзии. Среди авторов, чьи произведения упоминаются в песнях «Ночных грузчиков» можно встретить, например: И. Бродского, Ч. Буковски, Ф.М. Достоевского, Х. Мураками, Б. Кауфман, П. Мамонова. Также можно наблюдать различные формы заимствований: прямые цитаты, аллюзии, заимствование образов и идей. Помимо этого, в текстах песен музыкальной группы «Ночные грузчики» встречаются интертекстуальные вставки, отсылающие к следующим группам источников: - источники религиозного характера; - источники научно-философского плана; - фильмы и мультфильмы; - общеизвестные и общекультурные факты, понятия и явления. При анализе источника интертекста и его существовании в контексте песни можно увидеть, что в одном случае происходит полная трансформация, переосмысление образа, в другом случае ссылка используется для расширения содержательного плана текста, в третьем случае происходит частичное переосмысление заимствованной цитаты или образа, когда она переносится на иной план, но при этом оставляет своё изначальное значение. Также можно выделить следующие функции интертекстуальных вставок в песнях группы «Ночные грузчики». Во-первых, это стремление расширить смысловое наполнение текста. Во-вторых, это низвержение общепринятых идеалов, подчёркнутая асоциальность. В-третьих, это создание игровой стихии внутри текста как признак постмодернистской литературы в целом. Помимо всего этого, следует указать общее настроение пессимизма и асоциальности, которым наполнен художественный мир песен группы «Ночные грузчики». Построение текстов на принципах интертекстуальности позволяет выводить личные переживания лирического героя на общий культурный и социальный уровень. В процессе проделанной работы возникли сложности в чётком распределении найденных единиц на интертекстуальные и прецедентные, так как чёткой границы между ними не существует. Распределение зависит от культурной, исторической, смысловой значимости и соответствующей актуальности на данный период времени каждого конкретного примера отдельно. Перспективы исследования данной проблемы состоят в необходимости исследования влияния интертекстуальности на понимание различных текстов. Отсутствие фоновых знаний, касающиеся различных источников интертекстуальных ссылок приводит к искажению понимания текста или к неполному его пониманию. В результате проделанной работы исходная гипотеза подтвердилась, в итоге осуществлённого практического анализа интертекстуальных и прецедентных единиц было установлено, что тесты песен группы «Ночные грузчики» как разновидность текста наполнены множественными интертекстуальными связями, которые требуют своей интерпретации. Множественные изыскания интертекстуальности как философской, постмодернистской, литературоведческой и лингвистической проблемы говорят о том, что исследование этого крайне сложного многоаспектного явления имеет большую значимость. Чтобы достичь желаемого результата нужно привлечь новые знания из культурологии, социологии, психологии, психолингвистики и когнитивной лингвистики. Одной из причин не разработанности теории интертекстуальности как проблемы композиционно-стилистической является большое разнообразие размеров, форм и функций включения «другого голоса». Общий признак этих включений — смена субъекта речи: автор может дать слово другому реальному автору и процитировать его в тексте или в эпиграфе. Интертекстуальность еще недостаточно хорошо изучена и исследования в этом направлении стоит продолжить. На основе проведённого анализа конкретных примеров можно сделать вывод о значимости феномена интертекстуальности для раскрытия авторского замысла в текстах группы «Ночные грузчики». Итогом исследования стал вывод о том, что интертекстуальность разрешает проблему «принадлежности» постмодернистского текста в пользу слушателя, который находится на пересечении всех смысловых пластов. Интертекстуальность как литературный принцип значительно расширяет границы восприятия услышанного текста, создаёт благоприятные условия для творческого осмысления и иррационального познания его метафизики.
Читать дальше
1. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И.В. Арнольд - СПб.: Просвещение, 1981. - 295 с. 2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт – М.: Прогресс, 1989. – 216 с. 3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М.М. Бахтин Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. 4. Васильев А.Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены. Учебное пособие / А.Д. Васильев –М.: Флинта, 2015. - 342с. 5. Вахитова Г.В. Внутренняя экспрессивность текста / Вестник ВЭГУ. –2014. № 4.– С. 69 – 76. 6. Джафарова У. М. Поэтика интертекстуальности в литературе постмодернизма // Молодой ученый. — 2010. — №2. — С. 71–73. 7. Еременко Е.Г. Интертекстуальность, интертекст и основные интертекстуальные формы в литературе // Уральский филологический вестник. – 2012. – № 6. – С. 130-140. 8.Женетт Ж. Палимпсесты/Ж. Женетт-М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.-472 с. 9. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева. Пер. с франц. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. -656 с. 10. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессе эволюции поэтического языка / Н. А. Кузьмина; Н.А. Купина. - Омск: Урал, 1999. - 268с. 11. Лихина Н. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм: учеб. пособие / Н. Лихина: - Калинингр, 1997. - 59 с. 12. Магаева Е. Н. Интертекстуальность в творчестве // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 91-94. 13. Москвин В. П. Интертекстуальность. Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили / В.П. Москвин – М.: Либроком, 2015. - 168 с. 14. Москвин В.П. Теория интертекстуальности: категориальный аппарат // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов: коллективная монография / Науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В.П. Москвин. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2014. – С. 16–51. 15. Прохорова Т.Г. Постмодернизм в русской прозе: учебное пособие / Т.Г. Прохорова. - Казань: гос. ун-т, 2005. – 96с. 16. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Г. Пьере-Гро. – М.: ЛКИ, 2008. – 320 с. 17. Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака / И.П. Смирнов. - СПб.: СПБГУ, 1995. - 230 с. 18.Фёдоров А.А. Литература постмодернизма конца XXвека: человек в мире современной культуры//Вестник Башкирского университета. 2011. С.123–127. 19. Худолей Н.В. Интертекстуальность и интертекст как феномены художественной коммуникации / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / Тамбов: Грамота. – 2015. – № 11. – C. 195-198. 20. Худолей Н.В. Механизмы актуализации интертекстуальных связей в художественном тексте. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. – 2015. – №11. – С. 199–202. 21. Широкова Е.Н. Дискурсивность и интертекстуальность как источники поликодовости художественного текста / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 2. – С. 597-600. 22. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко. — М.: Прогресс, 1996. - 380 с. 23. Якобсон Р.О. Избранные работы. О теории фонологических союзов между языками / Р.О. Якобсон. Перевод с франц. - М.: Прогресс, 1985. — 460 c. 24. Ночные грузчики. Тексты песен. [Электронный ресурс] URL: https://altwall.net/texts.php?show=nochnyegruzchi (дата обращения: 17.06.2019)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image