Введение 2 1. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации при переходе к предметному обучению 6 1.1. Понятие адаптации в психологии 6 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 13 1.3. Особенности адаптации подростков при переходе к предметному обучению 20 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено 24 2.1. Организация и методы исследования 24 2.2. Анализ полученных данных 25 Список литературы 44 Приложение 1 47

Динамика личностных параметров учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено

дипломная работа
Психология
46 страниц
61% уникальность
2019 год
73 просмотров
Ставров Р.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации при переходе к предметному обучению 6 1.1. Понятие адаптации в психологии 6 1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 13 1.3. Особенности адаптации подростков при переходе к предметному обучению 20 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено 24 2.1. Организация и методы исследования 24 2.2. Анализ полученных данных 25 Список литературы 44 Приложение 1 47
Читать дальше
Актуальность темы. Адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу может осуществляться болезненно: ученики испытывают психологический дискомфорт, что может перерасти в личностные психологические проблемы, которые обусловливают другие - замедление когнитивного и не когнитивное развития что проявляется в снижении успеваемости и в конечном итоге может привести к девиантному поведению. Проблема адаптации к новым условиям обучения во время перехода на II-ю ступень среднего образования беспокоит руководителей учебных заведений, учителей среднего и начального звена, родителей выпускников начальной школы. Этот вопрос обсуждается в специальной литературе, каждом педагогическом коллективе и среди родителей, дети которых должны подняться на эту ступень основной школы. Наблюдение за эмоционально-психическим состоянием детей, отслеживание их школьной успеваемости свидетельствуют, что успешность у многих из них падает, интерес к обучению снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а сами они - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых.


Большинство студентов не знают где заказать написание дипломной работы по экономике. А мы вам подскажем! Заказывайте диплом в Work5!


. Это признаки кризиса, но связан она не с закономерным рубежом психического развития детей. У этого кризиса другое происхождение - это результат организационно-педагогической небрежности: неоправданно резким и непродуманным переходом детей из одной социальной ситуации в другую. Решить проблему адаптации учащихся к основной школе один раз и навсегда невозможно, а целенаправленная деятельность по этой проблеме должна продолжаться по четко продуманной системе всех участников учебного процесса: заместителей директоров, психолога, учителей четвертых классов, учителей-предметников, что учить детей в классе. Системная и щепетильная деятельность педагогического коллектива в период адаптации ребенка к основной школе способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактика и коррекция школьной дезадаптации. Таким образом актуальность темы подтверждается необходимостью осуществлять психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся. Жизнедеятельность человека сопряжена с различного рода ситуациями адаптации. Адаптация, представляет естественное состояние человека, проявляется в активном приспособлении к новым условиям действительности, новым социальным контактам и социальным ролям. Особое место адаптационный период занимает в жизни школьников. Это определяется тем, что от успешности его протекания зависит не только эффективность владения учебными навыками, но и комфорт времяпрепровождения ребенка в школе, его психологическое самочувствие и физическое здоровье. В современной социализации модель образования влияет на поведение обучающихся в социуме, способных без проблем воплощать свои творческие способности, переживать состояние личностной самореализации и самоутверждения. В этой связи перед педагогами и психологами системы общего образования встает задача правильно организовать и помочь в адаптации школьников. Актуальность проблемы. При переходе в среднее звено возникают у обучающегося такие проблемы, как: повышение требований разными учителями, повышение тревожности. При всем этом развивается состояние фрустрации. Проблема адаптации в школе чаще всего ассоциируется с обучением первоклассника, реже -в связи с переходом в среднее звено и еще немного реже -с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 11-12 лет. Г.А. Цукерман называет данный период «ничьей землей» в возрастной психологии [11, с. 23]. На значимость и сложность периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, свидетельствуют исследования, которые проводились в области педагогики, психологии, физиологии, медицины, методики и теории физического воспитания, социологии и других областях. В научных исследованиях указанных авторов разработаны определения адаптации, рассмотрены виды, выявлена ее суть. Однако проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную систему образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня показывает свою несостоятельность в решении целей, которые стоят перед современной школой. Недостаточная исследованность механизмов, условий, факторов взаимодействия пятиклассника и школы обнажает остроту следующего противоречия. С одной стороны, личности, государству и обществу настоятельно необходим высокий уровень адаптированности детей к обучению, с другой стороны, отсутствует научно осмысленный, отрефлексированный опыт адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, в принципиально новых социально-экономических условиях. Отсюда вытекает проблема разработки и апробации личностно-ориентированных технологий адаптации школьников при переходе в основную школу. Актуальность противоречия и проблемы предопределила тему исследования: «Особенности адаптации учащихся 5 класса при переходе к предметному обучению». Цель исследования–изучить и исследовать особенности адаптации учащихся 5 класса при переходе к предметному обучению. Объект исследования–адаптация к обучению в среднем звене. Предмет исследования–особенности адаптации учащихся 5 класса при переходе к предметному обучению. Задачи исследования: 1. Изучить проблему психологической адаптации; 2. -выявить особенности психического развития школьников 11-12 лет, младших подростков; 3. проанализировать характерные черты адаптации пятиклассников; 4. изучить особенности адаптации учащихся 5 класса при переходе к предметному обучению. 5. исследовать особенности адаптации учащихся 5 класса при переходе к предметному обучению. Гипотеза исследования: существуют особенности адаптации детей при переходе к предметному обучению. Методы исследования: - Теоретические методы -моделирование, анализ, синтез, позволившие раскрыть специфические стороны исследуемого процесса; - Эмпирические методы опытно-экспериментальная работа; - Методы качественного и количественного анализа полученных данных. База исследования: школа № 11 города Гурьевска, 5 «А» и 5 «Б» классы (26 и 23 обучающихся). Практическая значимость. Полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с учащимися рассматриваемой категории. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Читать дальше
В соответствии с целью работы и задачами в первой главе мы выяснили, что длительность периода адаптации у каждого ребенка разная. Она варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей характера, умения ладить с окружающими, обстановки в семье и других факторов. Адаптацию можно считать успешной, если ребенок доволен учебным процессом и с охотой берется за выполнение домашних заданий. Также на успех и процесса адаптации влияет активность ребенка, атмосфера и отношения внутри класса. Подростковый возраст, принято считать, крайне неблагоприятным для обучения. Это связано с общеизвестным фактом, что при переходе из начальной в среднюю школу у большинства детей снижается успеваемость и качественно меняется в худшую сторону мотивация обучения. Общение с самим собой, является ведущей деятельностью младшего подросткового возраста. Именно она обеспечивает психическое развитие, создаст условия для развития личности и готовит к переходу к старшему подростковому периоду развития. В младшем подростковом возрасте, в среде пятиклассников, появляется главное противоречие - нежелание учиться в школе или других образовательных учреждениях и одновременно тяга, влечение к обучению, которое ни по своим формам, ни по своему содержанию не напоминает общепринятое. Решая 3 и 4 задачи, мы выяснили, что характерными чертами адаптации пятиклассников можно считать то, что адаптация-это приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Школьная адаптация - это, по сути, процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Адаптационный период охватывает первые два месяца обучения в 1-м и 5-м классах. Однако, период адаптации у пятиклассников может занять от двух месяцев до года. Во-первых, как было упомянуто ранее, неуверенность в себе. Для более успешной адаптации нужно учитывать ряд личных проблем и физиологических изменений таких как, повышенная тревожность, завышенные требования со стороны учителей, родителей, ссоры с друзьями, родителями. Новые условия, новый темп и стиль жизни ребенка можно сравнить с кризисом. Необходимо время, чтобы это все «переварить» и привыкнуть. На этом фоне может временно снизиться успеваемость. Поэтому учителям и родителям необходимо на этом этапе тесно сотрудничать и учитывать все особенности данного периода. Таким образом, мы проанализировали первые 4 задачи. В соответствии с целью и задачами нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи, для чего применялись следующие методики: «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя», «Самочувствие учащихся в школе», экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации», «Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу». Статистический анализ показал, что большинство учеников 5-ых классов успешно прошли адаптационный период с небольшими пробелами в овладении новыми предметами. Учащиеся выдвигали на первый план познавательный и социальный мотивы, что подтверждает успешность адаптации. Учащимся, которым необходимо повысить и укрепить учебную мотивацию необходимы системные коррекционные занятия педагога-психолога. Анализ проделанной работы показал, что для того чтобы адаптационный период был эффективным, я считаю необходимым проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода; создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса; проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода; а так же, подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе». Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что при работе над темой, была изучена и использована психолого-педагогическаяи социально-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Изучены особенности развития детей возраста 11-12 лет, так называемых младших подростков, обучающихся 5 класса. Была проведена диагностическая работа по определению того, как прошел адаптационный период в 5 классах школы № 11 г. Гурьевска. Новые условия обучения нуждаются в изменении динамического стереотипа поведения и мышления младших подростков. И чем быстрее он включится в разные ситуации нового окружения, переосмыслит, преобразует для себя действительность, переживет для себя собственные личностные конфликты, будет готов к одолению преград, тем безболезненней и быстрее пройдет адаптационный процесс. Ребятам быстро включиться в учебно-воспитательный процесс препятствует ряд психологических проблем, образовавшихся у ребенка при переходе в среднюю школу: новые учителя; новые требования; более высокий спрос родителей; физиологические изменения; психологические процессы и закономерности этого сложного возраста. Тем не менее, полученные в ходе диагностики результаты свидетельствует об успешности завершения процесса адаптации, однако, были выявлены несколько учеников с высоким уровнем общей тревожности. С ними будет проведена коррекционная работа.
Читать дальше
1. Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Педагогика и психология. -2008. - №10. - С.10-38. 2. Битянова, М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 310 с. 3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 214 с. 4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 144 с. 5. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории. - М., 2001. – С. 27-37. 6. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с. 7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 2009. - 340 с. 8. Перминова, Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено / Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 664-667. 9. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А., Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб., 2006. – 254 с. 10. Фельдштейн, Д.И. Психология младшего подростка / Д. И. Фельдштейн. — М.: Просвещение. 2004. – 357 с. 11. Цукерман, Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. — №5. - С.19-35. 12. Кулик С. М. Психологические особенности управления профессиональной адаптацией учителей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. М. Кулик; Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН. - М., 2004. - 140 с. 13. Кислый В. Д. Особенности социально-психологической адаптации офицеров-выпускников к деятельности в особых условиях: дис. канд. психол. наук: 19.00.09 / В. Д. Кислый. - Харьковский военный ун-т. - Х., 2003. - 118 c. 14. Галус А. Н. Педагогическое управление адаптацией будущих учителей в системе многоуровневого образования: дис ... д-ра пед. наук: 13.00.06 / А. Н. Галус. - 2012. - 125 c. 15. Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 4. – С. 8–19. 16. Лукашевич Н. П. Социология воспитания: краткий курс лекций / Николай Павлович Лукашевич. - К .: МАУП, 2016. - 180 с. 17. Aubert H. Physiologie der Netzhout / H. Aubert. – Breslau, 1865. − 113 s. 18. Адаптация детей в 1, 5, 10 классах [Текст] // сост. Т. Червонная. - М .: Школьный мир, 2008. - 128 с. 19. Горпинич А. Преемственность и согласованность в работе класовода и учителей-предметников [Текст] / А. Горпинич // Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С. 3. 20. Даниленко Т. Создание условий для успешной адаптации учащихся пятых классов к предметному обучению [Текст] / А. Даниленко // Заместитель директора школы. - 2011. - № 9. - С. 4-5. 21. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А. К. Дусавицкий. - М., 1996. - 208 с. 22. Зимбордо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Лейпе. – СПб. : Питер, 2001. – 448 с. 23. Изучение личности школьника: Учеб.-метод. пособ. [Текст] / Е. А. Курносикова, Л. В. Шукшина, В. В. Раба и др. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2000. - 164 с. 24. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе [Текст] / Е. Г. Коблик. - М .: Генезис, 2003. - 23 с. 25. Кузнецова В. К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] / В. К. Кузнецова // Начальная школа. - 2001. - № 8. - С. 5-11. 26. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с. 27. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – [5-е изд., перераб и доп.]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 672 с. 28. Савченко А. Преемственность и перспектива в работе двух первых звеньев образования [Текст] / А. Савченко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 4-5. 29. Удовенко М. Адаптация младших школьников в основной школе [Текст] / М. Удовенко // Психолог. - 2006. - № 18. - С. 1. 30. Blazhivskiy M. І. Modern understanding of the notion «adaptation» in scientific literature/ SCIENTIFIC LETTER. – № 1. – 2014. p. 233-241.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image