Введение 3
1. И.С. Тургенев жизнь и творчество 5
1.1. Биография И.С. Тургенева 5
1.2. Творчество И.С. Тургенева 15
2. Художественная литература как средство воспитания нравственно-этических ценностей у детей старшего дошкольного возраста
24
2.1. Влияние художественных образов в литературе на нравственно-этические представления детей старшего дошкольного возраста
24
2.2. Художественные образы произведений И.С. Тургенева как средство формирования нравственно - этических ценностей у старшего дошкольного возраста
44
Заключение 54
Список использованных источников 56
Читать дальше
В результате выполненной дипломной работы была достигнута цель работы – проведен анализ произведений И.С. Тургенева, и найдены художественные образы которые могут быть применены для формирования нравственно – этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи:
- рассмотрены вопросы биографии И.С. Тургенева;
- проведен анализ творчества И.С. Тургенева;
- проанализировано влияние художественных образов в литературе на нравственно-этические представления детей старшего дошкольного возраста;
- изучены художественные образы произведений И.С. Тургенева как средство формирования нравственно - этических ценностей у старшего дошкольного возраста.
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы: «что такое хорошо, и что такое плохо». Ребенок обращает внимание на свои нравственные качества. И это позволяет ему войти во взрослые и детские сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература.
При слушании художественного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы, в том числе произведений Ивана Сергеевича Тургенева является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников. Художественная литература помогает родителям, воспитателям, педагогам донести информацию до ребенка, а красочные художественные образы позволяют упростить эту задачу.
Читать дальше
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 251 с.
2.Ветлугина Н.А. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина – Спб.: Питер, 2009. – 254 с.
3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 355 с.
4.Григоренко В. И.С. Тургенев в воспоминаниях современников / В. Григоренко, С. Макашин, С. Машинский – М.: Олимп – бизнес, 2010. – 1027 с.
5.Гурович Л.М. Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова – М.: Просвещение, 2012. – 415 с.
6.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет / Г.Н. Жучкова – М.: Эксмо, 2010. – 406 с.
7.Зайцев Б. Жизнь Тургенева/ Б. Зайцев – М.: Русский путь, 2018. – 322 с.
8.Коренева М. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева / М. Коренева – М.: Нестор – история, 2017. – 1048 с.
9.Куцакова Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка дошкольника / Л.В. Куцакова – М.: Эксмо, 2013. – 315 с.
10.Лебедев Ю. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения / Ю.Лебедев. – М.: Центрполиграф, 2016. – 352с.
11.Леонов А. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / А. Леонов – М.: Экспо, 2017. – 405 с.
12.Муратов А. Тургенев в Петербурге / А. Муратов, Г. Бялый– Спб.: Пальмира, 2018. – 287 с.
13.Пищулин Ю. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время / Ю. Пищулин – Спб.: Питер, 2009. – 224 с.
14.Соболь Т. Иван Тургенев. Материалы из собрания Государственного литературного музея. Альбом-каталог/ Т. Соболь, Г. Медынцева – М.: Литературный музей, 2018. – 516 с.
15.Трофимов Е. Тургенев без глянца / Е. Трофимов. – М.: Амфора, 2018. – 492 с.
16.Тургенев И. Сказки Бежина Луга / И. Тургенев – Орел.: Орлик, 2017. – 36 с.
17.Утевский Л. Молодые годы Ивана Тургенева / Л.Утевский – М.:Евразия, 2016. – 436 с.
18.Чайковская Т. Такой разный Тургенев / Т. Чайковская – М.: Академический проект, 2018. – 330 с.
19.Шахмагонов Н. Любовные лихорадки Тургенева. Поэзия и проза жизни/ Н. Шахмагонов – М.: Вече, 2018. – 384 с.
20.Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении / Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 318 с.
Читать дальше