ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Предпосылки появления конструктивизма в архитектуре СССР начала XX века…………………………………………………………………….8 1.1. Общественно-политическая ситуация в СССР в 1920 годы…….….8 1.2. Общие тенденции развития советской архитектуры в начале XX века: характеристика основных направлений…………………………….....…18 ГЛАВА 2. Истоки генезиса конструктивизма и его особенностей в русской архитектуре………………………………………………………………………26 2.1. История зарождения стиля конструктивизм в искусстве…………26 2.2. Конструктивизм как новая архитектурная типология развития российских городов……………………………………………………………...36 ГЛАВА 3. Национальные особенности архитектуры конструктивизма в России: теория и практика ………………………………………………………46 3.1. Направления архитектурного конструктивизма………………..…46 3.2.Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

АРХИТЕКТУРА КОНСТРУКТИВИЗМА КАК ОДЖНО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССВТЕ СССР 1920-х

дипломная работа
Искусство
80 страниц
87% уникальность
2019 год
104 просмотров
Федотов К.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Предпосылки появления конструктивизма в архитектуре СССР начала XX века…………………………………………………………………….8 1.1. Общественно-политическая ситуация в СССР в 1920 годы…….….8 1.2. Общие тенденции развития советской архитектуры в начале XX века: характеристика основных направлений…………………………….....…18 ГЛАВА 2. Истоки генезиса конструктивизма и его особенностей в русской архитектуре………………………………………………………………………26 2.1. История зарождения стиля конструктивизм в искусстве…………26 2.2. Конструктивизм как новая архитектурная типология развития российских городов……………………………………………………………...36 ГЛАВА 3. Национальные особенности архитектуры конструктивизма в России: теория и практика ………………………………………………………46 3.1. Направления архитектурного конструктивизма………………..…46 3.2.Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76
Читать дальше
Наследие архитектурного искусства – важная часть культуры любого государства. Для осуществления преемственности и развития современной архитектуры необходимо изучать и осваивать традиции предыдущих направлений и стилей. Одним из самых яркий, противоречивых, но недостаточно всесторонне и критически осмысленных периодов является период развития архитектуры России в советское время. Архитектура ХХ века занимает особое место в развитии мирового зодчества.


Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Новосибирске , обратитесь к нашим авторам.


. Эксперименты в области архитектурной стилистики с одной стороны способствовали чрезвычайно быстрой смене одного направления за другим, а с другой – к созданию неповторимых и уникальных зданий и сооружений. Ведущим направлением 1920 годом в СССР являлся конструктивизм – феномен появившийся в советской архитектуре советский и положивший начало распространению этого стиля по всему в мире. Этот стиль объединил передовые технологии и новые способы проектирования с официальной идеологией того времени и коммунистическими социальными целями. Несмотря на то, что конструктивизм как направление был разделен на несколько кардинально разных, а иногда даже конкурирующих направлений, в рамках каждого из них было создано огромное количество архитектурных сооружений, оказавших влияние и на формирование более поздних направлений в архитектуре. Первыми конструктивистами стали Александр Родченко и Владимир Татлин в 1920 году заявившее о принадлежности к новому стилю в искусстве. Термин конструктивизм был впервые провозглашён именно теоретиками этого направления во время их выступлений на общественных собраниях архитекторов. В брошюрах, информирующих об этих встречах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства». Представители конструктивизма призывали мастеров творить «сознательно полезные и вещи» и мечтали о гармоничном человеке, живущем в благоустроенном городе. Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, сочетавшегося с практически полным отрицанием достижений предыдущих эпох. Представители конструктивизма провозглашали отказ от «искусства ради искусства» и утверждали в качестве нового смысла служение архитектуры на благо общества и производства. Именно поэтому это направление зачастую называют «производственным искусством». Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма является одним из самых ярких и хорошо сохранившимся образцов, доступным массовому зрителю. Это обуславливает актуальность работы - усиление интереса к советскому прошлому нашей страны, переоценка его значимости с точки зрения современных позиций и необходимость выявления роли конструктивизма в советском искусстве и архитектуре. Таким образом, объект научного исследования – искусство СССР 1920 годов Предмет научного исследования – специфика существования конструктивизма в качестве главного направления в советской архитектуре 20-х годов XX века Цель работы – доказать, что конструктивизм оказал значительное влияние на развитие российских городов. Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач: • проанализировать общественно-политическую ситуацию в СССР 1920 годов для определения основных предпосылок появления конструктивизма в архитектуре; • выявить и охарактеризовать основные направления и общие тенденции развития советской архитектуры в начале XX века; • изучить историю зарождения стиля конструктивизм в искусстве; • определить основные особенности и характеристики советского архитектурного конструктивизма; • выявить основные направления архитектурного конструктивизма; • изучить примеры конструктивизма в архитектуре Москвы. Основная гипотеза заключается в том, что архитектурный конструктивизм являлся воплощением новой идеологии советского общества. Практическая значимость работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован в курсе изучения как общей истории искусства, так и при исследовании истории отечественной архитектуры, в частности. Теоретико-методологическим основанием работы стали труды по истории России и историографии конструктивизма в работах советских авторов и в современной литературе. В книге Набиева Р.А. Отечественная история описываются события, происходившие в СССР в первой половине ХХ века. История страны в это период по мнению автора представляет собой, прежде всего, историю Революции. Главная задача книги заключается в том, чтоб оценить и осмыслить историю России в контексте того пути, который она в своем развитии. К.К Лагутин в работе «Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры» провел детальное изучение архитектуры советского периода, по итогам которого было установлено, что она в исторически минимальный срок добилась громадных успехов, выработав совершенно новые типы общественных зданий, создав новые архитектурно-художественные образы, явившиеся величайшим вкладом в мировую архитектуру. К. Лагутин пытается проследить пути формирования архитектурного образа советских общественных зданий. Автор ограничился анализом двух типов общественных зданий, по причине отсутствия возможности охватить в одной работе такую обширную тему. Важное значение при изучении данной темы имеет работа Ю. Бочарова и Н. Гуляницкого «Архитектура СССР 1917 - 1987, изданная впервые в 1987 году. Это книга-альбом, раскрывающая основные этапы становления советской архитектуры за 70 лет. В ней не только повествуется о наиболее интересных городах и архитектурных ансамблях, но и рассказывается о творчестве выдающихся советских зодчих. Авторы подчеркивают, что несмотря на важность и первостепенность политических вопросов в первые послереволюционные годы, руководство страны не оставляло без внимания и вопросы культуры. В современной историографии вопросам архитектурного конструктивизма также уделяется достаточное внимание. В 1995 году Е. Сидорина в своей монографии «Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика», детально описывает концепции конструктивизма и рассказывает о влиянии этого направления на советскую культуру. Работа сочетает в себе не только концепции конструктивистов, но и углубление в творческие идеи, философские мысли о красоте и искусстве. Из трудов об архитектуре следует отметить работу О.С. Хан-Магомедова – одного из крупнейших исследователей русского авангарда начала XX века, искусствоведа, исследователь архитектуры русского авангарда. В своей книге «Архитектура советского авангарда» автор рассказывает о социально-типологических проблемах архитектуры советского авангарда. Подробно рассматриваются проблемы социалистического расселения, перестройки быта и новых в социальном отношении типов поселений, комплексов, зданий. Еще один труд Хан-Магомедова, который для данной ВКР представляет особый интерес – «Конструктивизм: концепция формообразования». Здесь автор рассказывает о становлении конструктивизма в разных сферах искусства, а также ставит ряд проблем, которые необходимо решить, так, например, он говорит о том, что необходимо более конкретно изучить периодизацию конструктивизма. При написании выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Также применялись специальные исторические методы. Одним из таких методов был сравнительно-исторический. ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Читать дальше
В 1920-е годы архитектура в СССР достигла значительныхдостижений: начинают стремительно развиваться города, промышленность, транспортная сеть. Быстрый рост городов и промышленной индустрии приходил в резкое противоречие со старой планировкой городов, с их узкими и извилистыми улицами. Также появление проблем с транспортным обслуживанием населения и обеспечением жилищных условий высокого уровня порождали новые градостроительные проекты и поиск новых форм расселения людей. Именно поэтому в некоторых странах, в том числе и в СССР, возникают промышленные города и рабочие поселки с экономными квартирами, которые были рассчитаны на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятиях все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы. В ходе исследования было установлено, что конструктивизм как архитектурное направление обладает несколькими уникальными характеристиками. Первой особенностью направления является монолитность. Здания, возведенные в стиле конструктивизм, несмотря на множественные деления на геометрические фигуры, представляли собой единое целое. Архитекторы старались достичь отсутствия швов и стыков при возведении строений. Это отличает конструктивизм от других стилей, в частности от функционализма, где подобное считалось ненужным и бесполезным. Также строения в данном стиле, как правило, были огромных размеров. Следующей особенностью является фрагментарность. Несмотря на то, что здания были разделены на огромное количество фрагментов, в форме геометрических фигур, все ониказались неотделимыми от общей постройки. Третья особенность – использование стекла и бетона в строительстве. Эти материалы являются неотъемлемой частью конструктивизма. Также следует выделить такую особенность конструктивизма, как многообразие форм. В отличие от других стилей, формы в конструктивизме разнообразны, здесь нет запретов и ограничений. Ещё одна особенность конструктивизма в архитектуре- контрастность. В данном направлении можно встретить как округлые формы, так и строго очерченные линии. Что касается цветовых решений архитекторов, то они в основном бледные, простые, бесцветные и невыразительные. Почти все строения в этом стиле выполнены в серых, бежевых и белых цветах. Поэтому, для того чтобы украсить постройки используется большое количество стекла. Несмотря на то, что цветовая гамма не столь привлекательна, именно цвет является ещё одной отличительной особенностью конструктивизма. Стоит отметить, что теоретиками производственного искусства не сразу была оценена роль экспериментов с пространственными конструкциями для процессов стилеобразования. Обратив внимание на «конструкцию», они постарались перевести её из разряда стилеобразующего фактора в некий инструмент приобщения деятелей искусства к производству. В соответствии с таким подходом конструктивизм был сначала воспринят не как обозначение творческого течения, а как незначительный эпизод или этап в рамках общего движения к производственному искусству. В реальности же конструктивизм оказался отнюдь не стадией, а потенциально значительным творческим течением. Таким образом, стилизация художественных приемов - это закономерный этап в развитии любой творческой школы, художественного течения или стилевого направления. Подводя итог в рассмотрении вопроса о понятии и особенностях стиля конструктивизм в архитектуре, необходимо сделать следующие выводы. В 1920-е годы СССР был несомненным лидером и первопроходцем в формировании нового стиля. В этот период конструктивизм стал ведущим направлением и внедрялся во все сферы искусства. В конце 1920-х годов в стране стремительно изменился социально-политический климат и уже в начале 1930-х годов конструктивисты были подвержены резкой критике. С лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект в стиле конструктивизм. Далее начался переходный период, который специалисты называют постконструктивизм. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями. Оказав влияние на западный рационализм, в 1960 е годы конструктивизм вернулся на родину в виде советского модернизма. В 1980 е годы к нему обратились европейские неомодернисты. Однако, памятников конструктивизма, подобных московским и ленинградским, нет ни в одном другом городе мира.
Читать дальше
1. Набиев Р.А. Отечественная история / Р.А. Набиев. – Казань: Казанский государственный университет, 2008. Режим доступа: https://uchebnik-online.net/book/466-otechestvennaya-istoriya-uchebnoe-posobie-ra-nabiev.html (дата обращения: 14.03.2019) 2. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика. –М.: Гардарики, 2003. 843 с. 3. Левченко М. А. Индустриальная свирель: Поэзия Пролеткульта 1917–1921 гг. – СПб. СПГУТД, 2007. – 141 с. 4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с. 5. Луначарский А. В. Искусство и революция. – М.: Работник просвещения, 1926. – 431 с. 6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений // Собр. соч.: в 55 т. – М.: Издательство политической литературы, 1970. – Т.42. – 606 с. 7. Арватов Б. Искусство и классы – Москва: Петроград , Государственное издательство, 1923. – 88 с. 8. Ган А.М. Конструктивизм – Тверь: Центральная типография, 1923. – 70 с. 9. Маяковский В. Указ. соч. - М., 1988. -Т. 2. - С. 648 10. Горбачева С. Как Родченко изменил подход к фотографии / С. Горбачева. – М.: МГУ, 2018. Режим доступа: https://knife.media/club/rodchenko/(дата обращения: 22.03.2019) 11. Туловская Ю. Текстиль авангарда. Рисунки для ткани. / Ю. Туловкая. – М., 2017. Режим доступа: https://tatlin.ru/shop/tekstil_avangarda_risunki_dlya_tkani (дата обращения: 22.03.2019) 12. Ванина Н.Конструктивизм в живописи. Стили и направления в изобразительном искусстве. / Н.Ванина.– М., 2017. Режим доступа -http://fb.ru/article/354023/konstruktivizm-v-jivopisi-stili-i-napravleniya-v-izobrazitelnom-iskusstve 13. Маяковский В. Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру. /В. Маяковский. – М., 1928 г. Режим доступа: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/m-stih355.html(дата обращения: 24.03.2019) 14. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. – М., Циолковский, 2017. – 312 с. 15. Кузьмин Н.С. Музыка будущего - дипломный проект дома-коммуны. /Н.С. Кузьмин. – Свердловск, 1929 г. Режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/397(дата обращения: 26.03.2019) 16. Точилова Н. Кинетическая архитектура. / Н. Точилова. –ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс, 2007 г. Режим доступа: http://www.architime.ru/specarch/krutikov/flying_city.htm#1.jpg (дата обращения: 28.03.2019) 17. Пунин Н. Памятник III Интернационала. – М.: Издание отдела изобразительных искусств. Н.К.П., 1920. – 7 с. 18. Вайтенс А.Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. – СПб., 1995. – 720 с. 19. Е. Федотова. Русский конструктивизм //Salon №9 - М., 1999. – 215 с. 20. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. – 414 с. 21. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992. – 169 с. 22. В. К. Конструктивизм и конструктивисты на местах (письмо из Томска) // Современная архитектура. – Томск, 1928. № 3. – С. 103 – 104. 23. Р. Хигер. К вопросу об идеологии конструктивизма в современной архитектуре // Современная архитектура. 1928. № 3. –С. 92–94, 96–102. 24. Никольский А. С. Проекты бань в Ленинграде // Современная архитектура. 1928. № 3. – С. 86 – 87. 25. Веснины Л. А., В. А. и А. А. Пассажирский вокзал в Киеве // Современная архитектура. 1928. № 3. - С. 84 - 85. 26. Маслова И. Культурная революция. – М., Татлин: 2018. – 156 с. 27. Кубенский А., Елизарьева А. Путеводлитель по архитектуре Петербурга 1920-1940. – М., Татлин, 2015. – 360 с. 28. Лаврентьев А. Маяковский – Родченко. Классика конструктивизма. 2015 М., Фортуна ЭЛ, 2015. –128 с. 29. Конструктивизм в советском плакате. – М., Контакт-Культура, 2013. – 959 c. 30. Конструктивизм. Аннотированный указатель. – М., Контакт-Культура, 2006. – 208 c. 31. Лагутин К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры. – М.: Искусство, 1953. – 236 с. 32. Бочаров, Ю.; Гуляницкий, Н. Архитектура СССР 1917-1987. –М., Издательство: Стройиздат, 1987 г. – 552 с. 33. Сидорина Е. «Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика» – М.: Прогресс-Традиция, 2012. – 656 с. 34. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм - концепция формообразования. – М.: Стройиздат, 2003. – 576 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image