ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ 7 1.1 Понятие и сущность сказкотерапии 7 1.2 Особенности развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 13 1.3 Сказкотерапия как средство развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 20 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ 37 2.1 Основные направления по развитию речи у глухих детей младшего школьного возраста с помощью метода сказкотерапии 37 ГЛАВА 3 ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СКАЗКОТЕРАПИИ 46 3.1 Организация экспериментального исследования 46 3.2 Анализ результатов экспериментального изучения уровня развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 59 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Сказкотерапия как средство речевого развития глухих младших школьников.

дипломная работа
Педагогика
65 страниц
72% уникальность
2019 год
161 просмотров
Кирьяков Л.
Эксперт по предмету «Сурдопедагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ 7 1.1 Понятие и сущность сказкотерапии 7 1.2 Особенности развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 13 1.3 Сказкотерапия как средство развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 20 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ 37 2.1 Основные направления по развитию речи у глухих детей младшего школьного возраста с помощью метода сказкотерапии 37 ГЛАВА 3 ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СКАЗКОТЕРАПИИ 46 3.1 Организация экспериментального исследования 46 3.2 Анализ результатов экспериментального изучения уровня развития речи у глухих детей младшего школьного возраста 59 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Читать дальше
В современном обществе перед педагогикой и психологией остро стоит вопрос о формирования речи детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения. Развитие речи является одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании личности младшего школьника с нарушением слуха, в воспитании его мировоззрения и культуры. Речевое развитие глухого младшего школьника характеризуется овладением устной разговорной речью и письменной формой речи. Для глухих детей овладение речевым процессом вызывает определенные трудности. В работе учителя должны использовать нестандартные формы обучения, что будет стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность и качество знаний детей с нарушением слуха. В научных исследованиях Р.М. Боскис, И.М.


Если понадобилось срочно заказать реферат в Хабаровске , Work5 не будет медлить.


. Гилевич, Т.М. Власовой, А.Г. Зиксева, К.Г. Коровина, М.И. Никитиной, Л.И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничною психофизического и личностного развития младших школьников с нарушенным слухом, успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе. Актуальность нашего исследования определяется той огромной ролью, которую играет сказка в развитии речи глухих детей младшего школьного возраста. Она имеет важнейшее значение для обучения детей в школе, где является необходимым условием дальнейшей успешной учебы. В методике развития речи младших школьников имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии в развитии речи: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития речи глухих детей. Недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы нашей исследовательской работы: «Сказкотерапия как средство речевого развития глухих детей младшего школьного возраста». Методика сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: развитие психических процессов, интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно - практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова), так и зарубежных специалистов (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье), является проблема речевого развития детей с нарушением слуха. Оптимизация речевого развития младших школьников определена сложнейшей задачей начальной школы (Р.М. Боскис, И.М. Гилеевич, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитипа, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, К. Леймитц и др.). Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе в целом, и в системе специального образования, в частности (И.М. Гилевич, Н.И. Малофеев, М.И. Никитина, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.). Объект исследования: развитие речи глухих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как средство речевого развития глухих детей младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить особенности развития речи глухих детей по средствам сказкотерапии. Для решения этой цели определены следующие задачи: 1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. выявить уровень развития речи глухих детей младшего дошкольного возраста; 3. составить рекомендации по развитию речи у глухих детей младшего школьного возраста с помощью метода сказкотерапии. Гипотеза исследования: предположим, что сказки будут способствовать развитию речи глухих детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий: 1. если сказки будут отобраны адекватно возрасту детей; 2. наличие языковых средств выразительности; 3. наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы, синонимы); 4. знание особенностей уровня развития речи у детей с нарушением слуха. В ходе исследования использовались следующие методы: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эксперимент; - разработка рекомендаций. Организация исследования. Работа проводилась на базе ГКОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат №65" в три этапа. На первом этапе исследования осуществлялась разработка теоретических основ данной проблемы. Изучалась и анализировалась научная литература по проблеме изучения особенностей речевого развития глухих детей младшего школьного возраста по средствам сказкотерапии. На втором этапе конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента; были определены исходные параметры исследования, понятийный аппарат; подобраны методики исследования, изучалась педагогическая и медицинская документация, организован констатирующей эксперимент, направленный на изучение особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста На третьем этапе были разработаны рекомендации по развитию речи у глухих детей младшего школьного возраста с помощью метода сказкотерапии. Теоретическая значимость изучение и систематизация литературных источников по проблеме исследования. Практическая значимость результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, работающими с глухими детьми младшего школьного возраста. Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения

Читать дальше
Сказкотерапия - это один из основных методов, который оказывает психологическое воздействие на внутренний мир ребенка, является мощным инструментом развития. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают сказки незаменимым инструментом воздействия на ребенка. Дети, имеющие нарушение слуха с большим трудом, овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития, что в последствии приводит к трудностям обучения в школе. В педагогическом процессе, важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место отдается театральной деятельности, в частности, постановке сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий. К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками с нарушением слуха относится формирование у них связной речи. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с глухими детьми. Для того, чтобы это средство дало результат, и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы. Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с глухими детьми младшего школьного возраста: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы. Таким образом, на основе проведенного экспериментального исследования выявили условия, способствующие развитию речи глухих детей младшего школьного возраста по средствам сказкотерапии: 1.проведение пропедевтической работы по формированию представлений детей о добре и зле, нравственных аспектов, необходимых для организации и проведения сказкотерапии; 2. создание благоприятного климата, ощущение психологического комфорта и развитие позитивного взаимодействия на занятиях; 3. комплексное использование специальных приемов в процессе сказкотерапии (привлечение жизненного опыта детей, игровая ситуация, увлечение, работа в парах, педагогическая оценка, беседа, вопрос); 4. обыгрывание ситуации общения в каждой подобранной сказке; 5. обогащение сказки; за счет более глубокого соотнесения образца (роли) с реальными действиями; 6. дифференцированный подход к детям, который предполагает целесообразное сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. Таким образом, результатом проведения экспериментального исследования стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, по сколько позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу над развитием речи у глухих детей.
Читать дальше
1. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 890 c. 2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — М.: Генезис, 2011. 3. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2011. - 288 c. 4. Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - №5/3. – С. 54-58. 5. Горбунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке, Е.В. Нестерова. - М.: Форум, 2012. - 192 c. 6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с. 7. Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия. - М., 2008. -120 с. 8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 112 c. 9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2012. - 320 c. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006. – 320 с. 11. Карпова Г. А.. Основы сурдопедагогики. 2008. – 425 с. 12. Каяшева, О. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие / О. Каяшева. - Самара: БАХРАХ-М, 2012. - 286 c. 13. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с. 14. Ломакин, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М: Центрполиграф, 2010. – 245 с. 15. Мацера Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 134-135. 16. Мишакина Е. А. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2697/ (дата обращения: 11.03.2019). 17. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2013. - 160 c. 18. Одинцова, М.А. Психология жертвы: Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 240 c. 19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. –М., 2002. – 315 с. 20. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с. 21. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 224 c. 22. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с. 23. Сурдопедагогика. / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2011. – 425 с. 24. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.-365 с. 25. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок.. - СПб.: Речь, 2013. - 141 c. 26. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач.. - СПб.: Речь, 2013. - 128 c. 27. Насибуллина, А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте А.Д. Насибуллина, М.Н.Хаустова //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.73-75. 28. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c 29. Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68. 30. Электронный ресурс / https://kladvsebe.ru/nashi-deti/metody-skazkoterapii-dlya-vashego-rebenka.html, дата обращения 10.03.2019 г. 31. Янбург.Е.А. Развитие речи у глухих детей М., 2010. – 145 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Особенности деятельности военного корреспондента на примере репортеров телеканала "Звезда"».
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image