В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические аспекты техники безопасности в аэропорту; проведен анализ нарушений техники безопасности в аэропорту; описано совершенствование техники безопасности в аэропорту.
В современных условиях функционирования единой транспортной системы России безопасность отдельно взятого гражданина и различных микросоциогрупп становится одним из главных факторов деятельности государства в рамках реализации Стратегии национальной безопасности.
Безопасность – многозначное понятие, характеризующее защищенность и низкий уровень риска для человека, общества и любых других субъектов, объектов воздействия или их систем. Особую значимость имеет безопасность в транспортной сфере и, в особенности, в области воздушного транспорта, поскольку отсутствие таковой или ее недостаточный уровень резко снижает востребованность транспортных услуг и ставит под сомнение существование и развитие отрасли. Именно поэтому проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта возникла одновременно с формированием гражданского воздушного флота как отрасли, обеспечивающей воздушные перевозки. При этом первоначально все вопросы гражданской авиации, связанные с безопасностью, рассматривались в рамках обеспечения безопасности полетов. В дальнейшем это понятие трансформировалось и возникли новые направления, связанные с безопасностью в различных сферах производственной деятельности в гражданской авиации.
Сегодня становятся наиболее актуальными проблемы, связанные с человеческим фактором, а именно — грамотное и качественное распознавание противоправного замысла, готовящегося АНВ (акта незаконного вмешательства) у потенциально опасных пассажиров (субъектов).
На современном этапе развития гражданской авиации требования по обеспечению безопасности воздушного транспорта существенно возросли и функционально трансформировались, что неотвратимо ставит задачу принципиального переосмысления и пересмотра проблем, задач и подходов к их решению с точки зрения соответствия новым реальностям.
Отметим несколько принципиально важных моментов. Первостепенное место занимает качественная профессиональная подготовка (переподготовка) сотрудника службы авиационной безопасности, ориентированного на выявление среди пассажиропотока потенциально опасного субъекта. Современный рынок услуг предлагает разнообразные технологии и методики: от технологических (с использованием только аппаратных технологий) и психологических (фиксирование эмоций) до биологических (изменение биопоказателей — пульса, ритма сердца, вегетативных реакций).
В реалиях сегодняшнего дня понятие транспортной безопасности интерпретируется преимущественно в качестве предупреждения терроризма на транспорте. Антитеррористический императив имеет объективный характер и обусловлен значительным увеличением терактов в мире, а также степенью его угрозы непосредственно транспортному комплексу.
С сожалением можно констатировать, что все системы безопасности, используемые в транспортном комплексе, имеют уязвимое место – это «человеческий фактор». Все системы программирует и создает человек, но он же может запрограммировать их на ошибку или на некачественную интерпретацию фиксируемых результатов. В этой связи подготовка специалиста-аналитика для служб безопасности становится актуальной и своевременной. Наличие компьютерного программного обеспечения должно стать лишь инструментом помощи в оперировании многочисленными данными и фактами в целях выявление потенциально опасного субъекта в пассажиропотоке.
Профайлинг – система экспресс-анализа поведенческих, психоэмоциональных, мимических, вегетативных реакций субъекта, дополненная информационно-аналитическими данными и позволяющая классифицировать его как потенциально опасного субъекта.
Пассажиропоток представляет собой толпу людей, наделенных общим социальным статусом «пассажиры», где может находиться потенциально опасный пассажир, имеющий намерение незаконно вмешаться в деятельность гражданской авиации.
Система выявления таких пассажиров основывается на следующих принципах: личностно-ориентированный подход, профессионализм, ответственность, системность, научность. Умение выбрать из большого массива (толпы) нужного пассажира основывается на анализе многих параметров (симптомов), которые проявляются в моторно-двигательных реакциях, эмоциях, взглядах, содержании речи, жестикуляции.
Каждый пассажир, находящийся в аэровокзале, как и полагается, проявляет весь спектр (комплекс) поведенческих (моторно-двигательных), эмоциональных (мимических), психофизиологических реакций, которые при анализе помогут сформировать наброски к психологическому портрету пассажира. Группировка проявляемых симптомов даст возможность отнести данного пассажира к категории потенциально опасного.
Большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Исходя из положения о единстве сознания, психики и деятельности мы может констатировать, что любое движение (моторно-двигательная реакция) или поступок будут иметь побудитель (мотив или раздражитель, будь он механический, биологический или психологический).
Решение задачи по выявлению потенциально-опасного субъекта в пассажиропотоке путем прямого анализа либо путем обучения компетентных сотрудников САБ, АНО НИЦКБ обеспечивает реализацию одной из актуальных проблем транспортной безопасности – упреждения противоправного действия. Повышение квалификации сотрудников САБ аэропортов и других транспортных комплексов, основанное на научном подходе с использованием собственных научных исследований, позволяет минимизировать имеющиеся и потенциальные уязвимости транспортного объекта и тем самым способствовать реализации ряда положений Федерального закона «О транспортной безопасности».