В итоговой части работы необходимо подвести итог проведенным исследованиям и сформировать последовательные выводы.
Несомненно, современная казначейская система в России – это система контроля за направлением и использованием бюджетных средств, которая не имеет аналогов в мировой практике и представляет собой «гибрид» различных казначейских систем. Система позволяет не только осуществлять учет исполнения федерального бюджета, но и ведет к укреплению платежной и финансовой дисциплины, а также снижает возможность неэффективного использования бюджетных средств.
Совершенствование функциональной структуры казначейской системы исполнения бюджета предоставляет возможность по увеличению эффективности всей системы управления государственными финансами. В рамках расширенных полномочий Федерального казначейства обеспечена возможность выхода на качественно новый уровень не только на этапе исполнения бюджета, но и фазы его формирования (планирования).
При этом не прекращается процесс совершенствования функциональной структуры казначейской системы исполнения бюджета, что стало основой для предоставления возможности по увеличению эффективности всей системы управления государственными финансами. В рамках расширенных полномочий Федерального казначейства обеспечена возможность выхода на качественно новый уровень не только на этапе исполнения бюджета, но и фазы его формирования (планирования).
Необходимо отметить, что в настоящее время государство не стремится изменять степень своего вмешательства в экономику, оно лишь несколько корректируют методы и направления своего воздействия. Это свидетельствует о том, что в приоритет бюджетной политики ставится стабильное экономическое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу.
Несомненно, на управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный аппарат управления, требуются колоссальные средства. Однако, учитывая эти факторы, возможно выбрать не так много путей дальнейшего развития: либо сокращение государственных расходов за счет упрощения аппарата управления, бюрократического режима, уменьшения оборонных расходов, либо непосредственное увеличение доходов бюджетов, за счет наращивания налоговой нагрузки или использования источников финансирования дефицита бюджета.
Для стимулирования экономического развития Российской Федерации объем бюджетных инвестиций федерального бюджета по отношению к ВВП необходимо увеличивать. Устойчивый экономический рост на уровне 7% от ВВП в год в течение 20-25 лет и высокие темпы развития по данным экспертов Всемирного банка возможны только при совокупном уровне инвестиций не ниже 25% ВВП (чаще 30% и выше), тогда как в России уровень инвестиций не превышает 20% ВВП, при этом объем бюджетных инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, не превышал в последние годы 2% от ВВП, а в 2016-2019 гг. капитальные вложения в объекты федеральной собственности составляют менее 0,9% ВВП. Одновременно с этим доля межбюджетных трансфертов очень велика - около 40,0% от общей суммы расходов федерального бюджета или 7,5% от ВВП.
Поэтому, бюджетная политика и структура расходов федерального бюджета в регулируемой рыночной экономике должна формироваться исходя из приоритетов государственной социально-экономической политики с четко определенными целями и задачами, и системой целевых показателей для количественной оценки степени их достижения.
Эти цели должны быть не только количественно измеримы, но и достижимы в рамках заданного горизонта прогнозирования, а подходы к оптимизации должны устанавливаться в основных направлениях бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
Таким образом, для того чтобы федеральное казначейство осуществляло полный цикл бюджетного контроля: от предварительного, проводимого в момент совершения операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения бюджета, а также применяют меры ответственности к лицам, совершившим нарушения действующего законодательства необходимо провести следующие мероприятия.
Централизация контрольных полномочий исключает необходимость осуществления координации деятельности различных контрольных органов, что, в свою очередь, способствует оперативности принятия решений.
Использование данных, содержащихся в государственных информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство, будет способствовать улучшению качества планирования и проведения контрольных мероприятий.
Создаваемая государственная информационная система «Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации» (далее – ГИС) предназначена для обмена и сопоставления данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, обеспечения однократного ввода данных в такие информационные ресурсы, доступа государственных органов и других лиц к полной, достоверной и актуальной информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
Данная система позволит:
формировать и хранить актуальные и достоверные данные одновременно во всех информационных ресурсах государства;
кардинально оптимизировать обмен данными;
существенно сократить затраты на ИТ-служб (НСИ, обмен, аналитика, выверки);
сократить объем претензионной работы;
создать big data.
Таким образом, главной задачей на предстоящий период 2018-2020 гг. является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета.