На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Ростове не занимает много времени.
.М.Карамзина, испытавшего сильное влияние Лоренса Стерна и перенёсшего на русскую почву основы британского сентиментализма; В.А.Жуковского, чей перевод «Сельского кладбища» Т.Грея стал началом новой эры в русской поэзии; М.Ю.Лермонтова, воспитавшего своё дарование на творчестве Дж.Г.Байрона. Без английской классической прозы вряд ли было бы возможно возникновение великого русского романа XIX века. Ф.М.Достоевский подробно писал о Великобритании в своей публицистике . Лев Толстой в своих художественных произведениях, начиная с «Детства» и вплоть до «Войны и мира» и «Анны Карениной», отталкивался от английских традиций семейной хроники и романа воспитания . В современном литературоведении и культурологии отмечается полезное взаимодействие русской и английской культур. Как отмечает исследователь З.Н.Канонистова, «интерес к английской художественной литературе объяснялся стремлением получить достоверную информацию об английской жизни из «первых» рук, то есть непосредственно от самих англичан. Кроме того, английский реалистический роман обрел небывалую популярность в России и вошел в духовный мир русских людей потому, что органично вписался в то реалистическое направление в русской литературе, которое брало начало в натуральной школе Гоголя и господствовало на тот момент в России» . Но не все яркие явления британской литературы получили широкую известность в России. Так, вторая половина XIX века в Англии представляет собой один из самых сложных и противоречивых этапов. В это время происходят значительные изменения в эстетике критического реализма классической поры 40-х годов, связанных с деятельностью Ч.Диккенса, У.Теккерея, Ш.Бронте, Э.Гаскелл. В романистике возникают новые черты, появляются новые эстетические принципы, ставятся и решаются новые проблемы, выходящие за рамки непосредственных задач искусства и литературы. Об этом свидетельствуют лучшие произведения ряда писателей, пришедших в английскую литературу в этот период, – период Дж.Элиот, Дж. Мередита, Э.Троллопа, Т.Харди. Одно из наиболее значимых явлений в английской прозе этого времени – британская писательница викторианской эпохи Джордж Элиот (псевдоним Мари Энн Эванс, 1819 – 1880 гг) . Дочь фермера, выросшая в богатом поместье, Элиот сумела получить хорошее образование и стала одной из самых образованных и нестандартно мыслящих женщин своего времени – своего рода английской Жорж Санд. Вызвав осуждение своей среды, она вступила в гражданский брак с философом и публицистом Дж. Г. Льюисом. В отношении к христианству она прошла долгий и трудный путь от принятия через разрыв с ортодоксальными его формами к утверждению идей «религиозного гуманизма». Она перевела на английский язык с немецкого книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1846) и Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1854). Философия позитивизма оказала большое влияние на мировосприятие и эстетику Джордж Элиот. Идеи позитивистов – эволюция и естественный отбор как главные законы существования, предопределение судьбы человека внешней средой и наследственностью, понимание общества как единого организма, части которого – классы и сословия – должны правильно взаимодействовать – отразились в художественном мире романистки, повысили её социальную и психологическую зоркость. Н.Робертс в работе «Дж.Элиот: её убеждения и искусство» ставит своей целью изучить преломление в прозе писательницы современных ей философских идей, прежде всего Огюста Конта, Людвига Фейербаха, Герберта Спенсера. Одним из аспектов исследования Н.Робертса является выяснение вопроса: «Каковы истинные взаимоотношения человека с присущим ему чувством собственной значимости и безличных законов мира, в котором он живет?» Иными словами, исследователя интересует тема взаимоотношений человека и природы и человека и общества в романах писательницы. Художественную деятельность Элиот начала в конце 50-х гг., опубликовав свою первую книгу «Сцены из клерикальной жизни» (1858), включившую в себя несколько самостоятельных произведений и представлявшую смешанный тип романа-очерка. Её программным произведением и вместе с тем подлинным литературным дебютом стал роман «Адам Бид» («Adam Bede», 1859). Лучшим романом Элиот стал её следующий роман – «Мельница на Флоссе» («Тhe Mill on the Floss», 1860). Наиболее значительным созданием Элиот позднего периода явился роман «Мидлмарч» («Middlemarch», 1871 – 1872). Последней книгой Элиот стал остродраматический роман «Даниэль Деронда» («Daniel Deronda», 1876). Критическая литература по творчеству Джордж Элиот огромна. Но интерес к работам писательницы не всегда был одинаково стабильным. Взлёты и падения исследовательского интереса точно отражают судьбу творческого наследия романистки. Чрезвычайно популярная при жизни, Дж.Элиот, как, впрочем, и большинство ранне- и средневикторианских писателей, была забыта через каких-нибудь десять лет после смерти. В начале ХХ в. вошло в моду снисходительно-презрительное отношение к викторианской литературе, что сказалось как на качестве, так и на количестве работ об Элиот. В большинстве своём работы эти выражали предвзятый подход к литературе, основанной на миметическом принципе изображения. Основное заблуждение исследователей первой половины ХХ в. состояло в подходе к исследованию реалистической литературы с набором критериев, разработанных для модернистской прозы. Положение стало меняться в 40-е годы. Именно тогда было опубликовано «пионерское эссе» Ф.Р.Ливиса «Великая традиция» ("The Great Tradition») , в котором автор, стремясь пересмотреть «великую традицию» английского романа, ставит Дж.Элиот в один ряд с Дж.Остен и Дж.Конрадом, видя именно в их творчестве наиболее яркое её проявление. 1950-1960-е годы увидели своеобразный ренессанс викторианской культуры. На волне общего интереса ко всем проявлениям английской жизни середины ХIХ в. возникает масса исследований творчества Дж.Элиот. В тот период были написаны работы, которые принято считать основополагающими для элиотоведения: «Романы Дж.Элиот: изучение формы» Б.Харди ( G.Eliots Novels, 1959), «Искусство Дж.Элиот» У.Дж.Харви ( The Art of G.Eliot, 1961), «Ценностная структура романов Дж.Элиот» Я.Милнера (The Structure of Values in G.Eliot, 1968). На протяжении 70-х, 80-х и 90-х гг. творчество Дж.Элиот продолжает оставаться предметом устойчивого интереса исследователей разных школ и ориентаций. Одна из наиболее ранних и заслуживающих внимания работ принадлежит перу Дж.Беннет и называется «Дж.Элиот: внутренний мир и творчество» ( G.Eliot: Her Mind and Her Art, 1948). К этой же группе можно отнести работы У.Аллена «Джордж Элиот» (G.Eliot, 1967), «Дж.Элиот и её мир» М. Ласки ( G.Eliot and Her World, 1973), «Путеводитель по Дж.Элиот: литературные достижения и современное значение» Ф.Б.Пиниона ( A G.Eliot Companion: Literary Achievement and Modem Significance, 1983) и другие. Исследователи давно обратили внимание на существенную связь между философскими интересами писательницы и её творчеством. Регулярно попытки прочесть её романы в контексте какой-либо из философских систем, оказавших влияние на романистку. К ним относятся: «Дж.Элиот: её убеждения и творчество» Н.Робертса ( G.Eliot: Her Beliefs and Her Art, 1975). «Эволюционирующее сознание: гегелианское прочтение романов Элиот» С.М.Путцель-Кораб (The Evolving Consciousness: an Hegelian Reading of the Novels of G.Eliot, 1982), «Дж.Элиот и Спиноза» Д.Аткинс ( G.Eliot and Spinoza, 1978). Необычайная творческая и личная судьба писательницы издавна привлекает внимание поборников женской темы в литературоведении. Солидный блок исследований посвящен этой тематике: «Женщины-романистки от Фанни Берни до Джордж Элиот» М.Мейфилд, ( Women-novelists frоm Funny Burney to George Eliot, 1934), «Литературные дамы. Фанни Берни, Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Элизабет Баррет Браунинг, Джордж Элиот» Л.Л.Хинкли ( Ladies of Literature. Funny Burney, Jane Austen, Charlotte and Emily Bronte, Elizabeth Barret Browning, George Eliot, 1946), «Женщины-писательницы 19 в.» М.А.Бальд ( Women Writers of the 19th Century, 1968), «Женская дружба и общины: Шарлотта Бронте, Джордж Элиот, Элизабет Гаскелл» П.Нестор ( Female Friendships and Communities: Charlotte Bronte, George Eliot, Elizabeth Gaskell, 1985). Кроме того, следует упомянуть исследования, посвященные восприятию творчества писательницы в иноязычных культурах: О.Р.Демидова «Ш.Бронте, Э.Гаскелл. и Дж.Элиот в России» (1990), Дж.Ф.Кауч «Дж.Элиот во Франции» (G.Eliot in France, 1967). В России история восприятия Элиот в критике и литературоведении была особенно драматичной. Начиная с 1850-х гг. творчество Джордж Элиот находилось под пристальным вниманием российских литературных критиков, не говоря уже о дружеских отношениях Элиот и И.С. Тургенева , пристальном интересе к её прозе со стороны Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Первая зарубежная биография писательницы, скорее всего, появилась именно в нашей стране: книга Л. К. Давыдовой (Л.К.Туган-Барановской) «Джордж Элиот. её жизнь и литературная деятельность» вышла в свет в 1891 году в Санкт-Петербурге. Точка зрения на романы Д.Элиот в русском литературоведении кардинально менялась несколько раз. При жизни романистка была очень популярна в России. После смерти писательницы интерес к её творчеству резко упал, а после 1917 года за ней закрепилась характеристика писателя «периода кризиса английского социального романа». Общим местом советской «элиотианы» было уничижительное сравнение Элиот с Диккенсом и Теккереем. Так, Б.А. Кузьмин в изданной в 1953 году «Истории английской литературы» писал: «Избегая гротеска, преувеличения, шаржа, так успешно служивших Диккенсу и Теккерею для типического обобщения жизненных явлений, Элиот создает свою эстетику "умеренного" реализма… Она гордится тем, что преодолевает элементы романтической "условности", свойственные будто бы её предшественникам; но её реализм оказывается плоским по сравнению с реализмом Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте и Гаскелл» . А. Аникст в «Истории английской литературы» (1956 г.) отмечал: «Хотя писательница отразила в своём творчестве социальные противоречия эпохи, морально-этическая проблематика приобретает в её романах самодовлеющее значение, и нередко дидактический элемент берёт верх над художественным» . Постепенно оценка творчества писательницы становилась всё более благоприятной. В труде Г.Аникина и Н.Михальской «История английской литературы» (1975 г.) подчёркивается тонкий психологизм романистки: «Острота социальных противоречий, получившая яркое отражение в произведениях блестящей плеяды английских романистов, стремление к глубокому проникновению в сущность явлений уступили место преимущественному интересу к этической проблематике. Важной сферой исследования стала психология человеческой личности» . В эпоху перестройки Е.Ю.Гениева в труде «Английская проза 50-х – 60-х гг» выделяла среди достоинств творчества Джордж Элиот «интерес к мотивам поведения человека, к тайнам его внутренней жизни, стремление иногда и чисто научное», напоминая об увлечении писательницы учением позитивизма. По мнению Гениевой, в романах Элиот «из сцен складывалась весьма обстоятельная картина жизни английского общества. Здесь и проблемы труда и капитала, аристократии и буржуазии, религии и искусства, науки и политики». Выделяя достоинства писательницы, Е.Гениева вместе с тем повторяет упрёк советских критиков, говоря об отсутствии у романов Дж.Элиот достоинств Диккенса и Теккерея: «У писательницы, конечно, нет размаха социальных фресок Диккенса или же сатирического пафоса «Ярмарки тщеславия» Теккерея, но есть взамен особая глубина этико-психологического анализа жизни, поскольку всё осмысляется через призму нравственного конфликта и психологических коллизий» . В наши дни произведения Джордж Элиот после почти векового пребывания в тени снова начали привлекать внимание литературоведов. Так, Б.Проскурнин в статье «Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику» писал о необходимости изучения викторианского романа вообще и Джордж Элиот в частности для правильного понимания произведений «семейных хроник» Достоевского и Льва Толстого, а вслед за ними – и всей русской (прошлой и современной) литературы: «Я бы… подчеркнул, что, если мы хотим лучше понимать современных англичан и современную английскую жизнь, нам надо переводить, публиковать, читать, изучать и понимать романы Джордж Элиот, поскольку между её эпохой и современностью на самом деле существует прочная генетическая связь» . Бытие литературы есть «эхо-бытие», мир которого имеет несколько центров, взаимодействующих, говоря словами Тойнби, по принципу оклика и ответа, ответа и оклика. Несоблюдение этой связи в литературном общении стран перекличке нарушает цельность литературного процесса и обедняет его участников. В этом свете каждая из прижизненных русских критических рецензий на произведения Дж.Элиот заслуживает самого пристального внимания. В этих рецензиях часто затрагиваются вопросы, непосредственно касающиеся становления русской литературной эстетики и имеющие большое значение для литературной критики наших дней. Это, прежде всего, критический отзыв писателя-демократа М.Михайлова на роман «Адам Бид» (1859 г.); отзыв П.Ткачёва на роман «Феликс Хольт, радикал» (1868 г.); воспоминания о ней С.Ковалевской, опубликованные в 1885 году; биография писательницы, написанная Л.Туган-Барановской в 1891 году, и немногие другие. Актуальность исследования обусловлена необходимостью литературоведческого анализа взаимодействия британской и русской литератур XIX века. Предметом данного исследования служат отзывы русских критиков и писателей на творчество Джордж Элиот. Цель исследования – выявление сложности и многогранности восприятия образа Джордж Элиот в русской критике XIX века. Поставленная цель предполагает следующие задачи: – изучить отзывы русских критиков и писателей ХIХ века о Джордж Элиот; – исследовать отражение творчества Элиот в статье М.Михайлова «Джорж Элиот»; – проанализировать отражение личности и творчества Элиот в воспоминаниях С.Ковалевской. Теоретическая значимость работы заключается в обобщении отличительных особенностей взаимодействия британской и русской классических литератур. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов проведённого анализа на уроках литературы у студентов младших - средних курсов филологических факультетов вузов. В ходе исследования использовались аналитический, источниковедческий и сравнительно-исторический методы. Цель и задачи определили структуру работы. В первой главе даётся общая оценка восприятия Британии и английской прозы вообще и Джордж Элиот в частности в русской критике и публицистике ХIХ века. Во второй главе рассматривается отражение творчества Элиот в статье М.Михайлова 1859 года «Джорж Элиот». В третьей главе проводится анализ образа Элиот в воспоминаниях С.Ковалевской, опубликованных в 1885 году в Швеции, а в 1886 году – в России, в журнале «Русская мысль». В заключении представлены выводы работы.