Введение 3 1. Русская критика ХIХ века о Джордж Элиот 14 2. Литературный портрет Дж.Элиот в статье М.Л Михайлова 1859 г. «Джорж Элиот» 42 3. Психологический этюд: «Воспоминания о Джорже Эллиоте» С.В. Ковалевской 55 Заключение 74 Список литературы 80

Русский взгляд на Джордж Элиот.

дипломная работа
Литература
95 страниц
82% уникальность
2017 год
148 просмотров
Закирова Р.
Эксперт по предмету «Зарубежная литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Русская критика ХIХ века о Джордж Элиот 14 2. Литературный портрет Дж.Элиот в статье М.Л Михайлова 1859 г. «Джорж Элиот» 42 3. Психологический этюд: «Воспоминания о Джорже Эллиоте» С.В. Ковалевской 55 Заключение 74 Список литературы 80
Читать дальше
Русская и английская литературы издавна были тесно связаны между собой. Начиная с XVI века, когда при Иоанне Грозном были установлены дипломатические отношения между двумя странами, русская тема прочно укоренилась в английской литературе. ещё Ф.Сидни, один из первых великих поэтов британского возрождения, затрагивал в своих произведениях «московскую тему». О России упоминается в произведениях У.Шекспира, Дж.Мильтона и многих других британских поэтов XVI - XVII веков . Русская проза и поэзия также с давних пор испытывали влияние британской литературы . Литературные отзывы о Британии делались в России ещё в Средние века . Среди видных деятелей культуры Нового времени, впитавших английский художественный опыт и обогативших им отечественную литературу, достаточно назвать имена реформатора русской литературной речи Н.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Ростове не занимает много времени.


.М.Карамзина, испытавшего сильное влияние Лоренса Стерна и перенёсшего на русскую почву основы британского сентиментализма; В.А.Жуковского, чей перевод «Сельского кладбища» Т.Грея стал началом новой эры в русской поэзии; М.Ю.Лермонтова, воспитавшего своё дарование на творчестве Дж.Г.Байрона. Без английской классической прозы вряд ли было бы возможно возникновение великого русского романа XIX века. Ф.М.Достоевский подробно писал о Великобритании в своей публицистике . Лев Толстой в своих художественных произведениях, начиная с «Детства» и вплоть до «Войны и мира» и «Анны Карениной», отталкивался от английских традиций семейной хроники и романа воспитания . В современном литературоведении и культурологии отмечается полезное взаимодействие русской и английской культур. Как отмечает исследователь З.Н.Канонистова, «интерес к английской художественной литературе объяснялся стремлением получить достоверную информацию об английской жизни из «первых» рук, то есть непосредственно от самих англичан. Кроме того, английский реалистический роман обрел небывалую популярность в России и вошел в духовный мир русских людей потому, что органично вписался в то реалистическое направление в русской литературе, которое брало начало в натуральной школе Гоголя и господствовало на тот момент в России» . Но не все яркие явления британской литературы получили широкую известность в России. Так, вторая половина XIX века в Англии представляет собой один из самых сложных и противоречивых этапов. В это время происходят значительные изменения в эстетике критического реализма классической поры 40-х годов, связанных с деятельностью Ч.Диккенса, У.Теккерея, Ш.Бронте, Э.Гаскелл. В романистике возникают новые черты, появляются новые эстетические принципы, ставятся и решаются новые проблемы, выходящие за рамки непосредственных задач искусства и литературы. Об этом свидетельствуют лучшие произведения ряда писателей, пришедших в английскую литературу в этот период, – период Дж.Элиот, Дж. Мередита, Э.Троллопа, Т.Харди. Одно из наиболее значимых явлений в английской прозе этого времени – британская писательница викторианской эпохи Джордж Элиот (псевдоним Мари Энн Эванс, 1819 – 1880 гг) . Дочь фермера, выросшая в богатом поместье, Элиот сумела получить хорошее образование и стала одной из самых образованных и нестандартно мыслящих женщин своего времени – своего рода английской Жорж Санд. Вызвав осуждение своей среды, она вступила в гражданский брак с философом и публицистом Дж. Г. Льюисом. В отношении к христианству она прошла долгий и трудный путь от принятия через разрыв с ортодоксальными его формами к утверждению идей «религиозного гуманизма». Она перевела на английский язык с немецкого книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1846) и Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1854). Философия позитивизма оказала большое влияние на мировосприятие и эстетику Джордж Элиот. Идеи позитивистов – эволюция и естественный отбор как главные законы существования, предопределение судьбы человека внешней средой и наследственностью, понимание общества как единого организма, части которого – классы и сословия – должны правильно взаимодействовать – отразились в художественном мире романистки, повысили её социальную и психологическую зоркость. Н.Робертс в работе «Дж.Элиот: её убеждения и искусство» ставит своей целью изучить преломление в прозе писательницы современных ей философских идей, прежде всего Огюста Конта, Людвига Фейербаха, Герберта Спенсера. Одним из аспектов исследования Н.Робертса является выяснение вопроса: «Каковы истинные взаимоотношения человека с присущим ему чувством собственной значимости и безличных законов мира, в котором он живет?» Иными словами, исследователя интересует тема взаимоотношений человека и природы и человека и общества в романах писательницы. Художественную деятельность Элиот начала в конце 50-х гг., опубликовав свою первую книгу «Сцены из клерикальной жизни» (1858), включившую в себя несколько самостоятельных произведений и представлявшую смешанный тип романа-очерка. Её программным произведением и вместе с тем подлинным литературным дебютом стал роман «Адам Бид» («Adam Bede», 1859). Лучшим романом Элиот стал её следующий роман – «Мельница на Флоссе» («Тhe Mill on the Floss», 1860). Наиболее значительным созданием Элиот позднего периода явился роман «Мидлмарч» («Middlemarch», 1871 – 1872). Последней книгой Элиот стал остродраматический роман «Даниэль Деронда» («Daniel Deronda», 1876). Критическая литература по творчеству Джордж Элиот огромна. Но интерес к работам писательницы не всегда был одинаково стабильным. Взлёты и падения исследовательского интереса точно отражают судьбу творческого наследия романистки. Чрезвычайно популярная при жизни, Дж.Элиот, как, впрочем, и большинство ранне- и средневикторианских писателей, была забыта через каких-нибудь десять лет после смерти. В начале ХХ в. вошло в моду снисходительно-презрительное отношение к викторианской литературе, что сказалось как на качестве, так и на количестве работ об Элиот. В большинстве своём работы эти выражали предвзятый подход к литературе, основанной на миметическом принципе изображения. Основное заблуждение исследователей первой половины ХХ в. состояло в подходе к исследованию реалистической литературы с набором критериев, разработанных для модернистской прозы. Положение стало меняться в 40-е годы. Именно тогда было опубликовано «пионерское эссе» Ф.Р.Ливиса «Великая традиция» ("The Great Tradition») , в котором автор, стремясь пересмотреть «великую традицию» английского романа, ставит Дж.Элиот в один ряд с Дж.Остен и Дж.Конрадом, видя именно в их творчестве наиболее яркое её проявление. 1950-1960-е годы увидели своеобразный ренессанс викторианской культуры. На волне общего интереса ко всем проявлениям английской жизни середины ХIХ в. возникает масса исследований творчества Дж.Элиот. В тот период были написаны работы, которые принято считать основополагающими для элиотоведения: «Романы Дж.Элиот: изучение формы» Б.Харди ( G.Eliots Novels, 1959), «Искусство Дж.Элиот» У.Дж.Харви ( The Art of G.Eliot, 1961), «Ценностная структура романов Дж.Элиот» Я.Милнера (The Structure of Values in G.Eliot, 1968). На протяжении 70-х, 80-х и 90-х гг. творчество Дж.Элиот продолжает оставаться предметом устойчивого интереса исследователей разных школ и ориентаций. Одна из наиболее ранних и заслуживающих внимания работ принадлежит перу Дж.Беннет и называется «Дж.Элиот: внутренний мир и творчество» ( G.Eliot: Her Mind and Her Art, 1948). К этой же группе можно отнести работы У.Аллена «Джордж Элиот» (G.Eliot, 1967), «Дж.Элиот и её мир» М. Ласки ( G.Eliot and Her World, 1973), «Путеводитель по Дж.Элиот: литературные достижения и современное значение» Ф.Б.Пиниона ( A G.Eliot Companion: Literary Achievement and Modem Significance, 1983) и другие. Исследователи давно обратили внимание на существенную связь между философскими интересами писательницы и её творчеством. Регулярно попытки прочесть её романы в контексте какой-либо из философских систем, оказавших влияние на романистку. К ним относятся: «Дж.Элиот: её убеждения и творчество» Н.Робертса ( G.Eliot: Her Beliefs and Her Art, 1975). «Эволюционирующее сознание: гегелианское прочтение романов Элиот» С.М.Путцель-Кораб (The Evolving Consciousness: an Hegelian Reading of the Novels of G.Eliot, 1982), «Дж.Элиот и Спиноза» Д.Аткинс ( G.Eliot and Spinoza, 1978). Необычайная творческая и личная судьба писательницы издавна привлекает внимание поборников женской темы в литературоведении. Солидный блок исследований посвящен этой тематике: «Женщины-романистки от Фанни Берни до Джордж Элиот» М.Мейфилд, ( Women-novelists frоm Funny Burney to George Eliot, 1934), «Литературные дамы. Фанни Берни, Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Элизабет Баррет Браунинг, Джордж Элиот» Л.Л.Хинкли ( Ladies of Literature. Funny Burney, Jane Austen, Charlotte and Emily Bronte, Elizabeth Barret Browning, George Eliot, 1946), «Женщины-писательницы 19 в.» М.А.Бальд ( Women Writers of the 19th Century, 1968), «Женская дружба и общины: Шарлотта Бронте, Джордж Элиот, Элизабет Гаскелл» П.Нестор ( Female Friendships and Communities: Charlotte Bronte, George Eliot, Elizabeth Gaskell, 1985). Кроме того, следует упомянуть исследования, посвященные восприятию творчества писательницы в иноязычных культурах: О.Р.Демидова «Ш.Бронте, Э.Гаскелл. и Дж.Элиот в России» (1990), Дж.Ф.Кауч «Дж.Элиот во Франции» (G.Eliot in France, 1967). В России история восприятия Элиот в критике и литературоведении была особенно драматичной. Начиная с 1850-х гг. творчество Джордж Элиот находилось под пристальным вниманием российских литературных критиков, не говоря уже о дружеских отношениях Элиот и И.С. Тургенева , пристальном интересе к её прозе со стороны Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Первая зарубежная биография писательницы, скорее всего, появилась именно в нашей стране: книга Л. К. Давыдовой (Л.К.Туган-Барановской) «Джордж Элиот. её жизнь и литературная деятельность» вышла в свет в 1891 году в Санкт-Петербурге. Точка зрения на романы Д.Элиот в русском литературоведении кардинально менялась несколько раз. При жизни романистка была очень популярна в России. После смерти писательницы интерес к её творчеству резко упал, а после 1917 года за ней закрепилась характеристика писателя «периода кризиса английского социального романа». Общим местом советской «элиотианы» было уничижительное сравнение Элиот с Диккенсом и Теккереем. Так, Б.А. Кузьмин в изданной в 1953 году «Истории английской литературы» писал: «Избегая гротеска, преувеличения, шаржа, так успешно служивших Диккенсу и Теккерею для типического обобщения жизненных явлений, Элиот создает свою эстетику "умеренного" реализма… Она гордится тем, что преодолевает элементы романтической "условности", свойственные будто бы её предшественникам; но её реализм оказывается плоским по сравнению с реализмом Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте и Гаскелл» . А. Аникст в «Истории английской литературы» (1956 г.) отмечал: «Хотя писательница отразила в своём творчестве социальные противоречия эпохи, морально-этическая проблематика приобретает в её романах самодовлеющее значение, и нередко дидактический элемент берёт верх над художественным» . Постепенно оценка творчества писательницы становилась всё более благоприятной. В труде Г.Аникина и Н.Михальской «История английской литературы» (1975 г.) подчёркивается тонкий психологизм романистки: «Острота социальных противоречий, получившая яркое отражение в произведениях блестящей плеяды английских романистов, стремление к глубокому проникновению в сущность явлений уступили место преимущественному интересу к этической проблематике. Важной сферой исследования стала психология человеческой личности» . В эпоху перестройки Е.Ю.Гениева в труде «Английская проза 50-х – 60-х гг» выделяла среди достоинств творчества Джордж Элиот «интерес к мотивам поведения человека, к тайнам его внутренней жизни, стремление иногда и чисто научное», напоминая об увлечении писательницы учением позитивизма. По мнению Гениевой, в романах Элиот «из сцен складывалась весьма обстоятельная картина жизни английского общества. Здесь и проблемы труда и капитала, аристократии и буржуазии, религии и искусства, науки и политики». Выделяя достоинства писательницы, Е.Гениева вместе с тем повторяет упрёк советских критиков, говоря об отсутствии у романов Дж.Элиот достоинств Диккенса и Теккерея: «У писательницы, конечно, нет размаха социальных фресок Диккенса или же сатирического пафоса «Ярмарки тщеславия» Теккерея, но есть взамен особая глубина этико-психологического анализа жизни, поскольку всё осмысляется через призму нравственного конфликта и психологических коллизий» . В наши дни произведения Джордж Элиот после почти векового пребывания в тени снова начали привлекать внимание литературоведов. Так, Б.Проскурнин в статье «Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику» писал о необходимости изучения викторианского романа вообще и Джордж Элиот в частности для правильного понимания произведений «семейных хроник» Достоевского и Льва Толстого, а вслед за ними – и всей русской (прошлой и современной) литературы: «Я бы… подчеркнул, что, если мы хотим лучше понимать современных англичан и современную английскую жизнь, нам надо переводить, публиковать, читать, изучать и понимать романы Джордж Элиот, поскольку между её эпохой и современностью на самом деле существует прочная генетическая связь» . Бытие литературы есть «эхо-бытие», мир которого имеет несколько центров, взаимодействующих, говоря словами Тойнби, по принципу оклика и ответа, ответа и оклика. Несоблюдение этой связи в литературном общении стран перекличке нарушает цельность литературного процесса и обедняет его участников. В этом свете каждая из прижизненных русских критических рецензий на произведения Дж.Элиот заслуживает самого пристального внимания. В этих рецензиях часто затрагиваются вопросы, непосредственно касающиеся становления русской литературной эстетики и имеющие большое значение для литературной критики наших дней. Это, прежде всего, критический отзыв писателя-демократа М.Михайлова на роман «Адам Бид» (1859 г.); отзыв П.Ткачёва на роман «Феликс Хольт, радикал» (1868 г.); воспоминания о ней С.Ковалевской, опубликованные в 1885 году; биография писательницы, написанная Л.Туган-Барановской в 1891 году, и немногие другие. Актуальность исследования обусловлена необходимостью литературоведческого анализа взаимодействия британской и русской литератур XIX века. Предметом данного исследования служат отзывы русских критиков и писателей на творчество Джордж Элиот. Цель исследования – выявление сложности и многогранности восприятия образа Джордж Элиот в русской критике XIX века. Поставленная цель предполагает следующие задачи: – изучить отзывы русских критиков и писателей ХIХ века о Джордж Элиот; – исследовать отражение творчества Элиот в статье М.Михайлова «Джорж Элиот»; – проанализировать отражение личности и творчества Элиот в воспоминаниях С.Ковалевской. Теоретическая значимость работы заключается в обобщении отличительных особенностей взаимодействия британской и русской классических литератур. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов проведённого анализа на уроках литературы у студентов младших - средних курсов филологических факультетов вузов. В ходе исследования использовались аналитический, источниковедческий и сравнительно-исторический методы. Цель и задачи определили структуру работы. В первой главе даётся общая оценка восприятия Британии и английской прозы вообще и Джордж Элиот в частности в русской критике и публицистике ХIХ века. Во второй главе рассматривается отражение творчества Элиот в статье М.Михайлова 1859 года «Джорж Элиот». В третьей главе проводится анализ образа Элиот в воспоминаниях С.Ковалевской, опубликованных в 1885 году в Швеции, а в 1886 году – в России, в журнале «Русская мысль». В заключении представлены выводы работы.  

Читать дальше
Рассмотрев в основной части исследования проблематику и художественную специфику русских критических отзывов на творчество Дж.Элиот, мы получили возможность сделать выводы об особенностях восприятия творчества писательницы в России. В работе изучены отзывы русских критиков и писателей ХIХ века о Джордж Элиот, дана общая оценка восприятия Британии и английской прозы вообще и Джордж Элиот в частности в русской критике и публицистике ХIХ века. Отношение к Британии на протяжении столетия было более ровным и благоприятным, чем отношение к Франции и Германии, – оно не знало резких перепадов от ненависти до обожания (за исключением нескольких лет Крымской войны). Британия воспринималась, с одной стороны, как наиболее передовая, экономически и политически развитая страна Запада, с другой стороны – как оплот культурного и нравственного консерватизма. Интерес к английской литературе сохранялся в России на протяжении всего ХIХ века, «английские клубы» в обеих столицах империи притягивали лучшие умы страны, русско-британские культурные связи были менее заметными, но более глубокими и постоянными, чем русско-французские и русско-германские. Отношение к Джордж Элиот в литературе и литературной критике ( у Чернышевского, Тургенева, Толстого, Достоевского) было неизменно доброжелательным. Правда, многие критики, особенно второстепенные, при рецензировании романов Элиот опирались на её авторитет для провозглашения своих идеалов, – так, в отзыве П.Ткачёва романы Элиот использовались как повод для провозглашения необходимости реформ в России. Некоторые критики, такие, как Л.К.Давыдова (Туган-Барановская), стремились изучить творчество английской писательницы максимально полно, во всех его аспектах, и производили на свет серьёзные биографические и литературоведческие труды, в которых анализировались все основные произведения британского прозаика. Восприятие творчества и личности Джордж Элиот в русской критике XIX века отличается большим разнообразием, но при всех различиях отзывов на её прозу в них можно выделить некоторые общие черты. Русские рецензенты, как правило, подчёркивали большую гуманность произведений Элиот, её социальную ориентированность, стремление вызвать сочувствие к представителям низших слоёв общества. При этом они подчёркивали ненавязчивость, с которой она внушает читателям идеи сострадания и общественной справедливости. У всех критиков вызывал восхищение её тонкий психологизм, умение понять и показать своих героев и героинь живыми, не идеализированными, но тем не менее вызывающими любовь и сострадание. Большой интерес вызывали женские образы Элиот, вкупе с биографией романистки вызывавшие мысли о необходимости равноправия мужчин и женщин. Но очевидные недостатки её книг, а именно – заурядность сюжетов, наличие ложно-патетических сцен, неестественность концовок, в которых автор «убивает» своих героев там, где не может представить их дальнейшее развитие, – также неизменно выделялись отечественными исследователями. В работе исследовано отражение творчества Элиот в статье М.Л.Михайлова «Джорж Элиот». Несмотря на то, что рецензия была написана профессиональным революционером, борец в критике уступил место эстету, и художественное мастерство и психологизм, пробуждающий в читателе «милость к падшим», были признаны главными социальными достоинствами книг Элиот. Вопросы эстетики в статье Михайлова поднимаются выше вопросов политики, а ключевым фактором эстетического успеха произведения объявляется его моральное совершенство. Михайлов в своей рецензии далёк как от эстетизма, так и от социальной риторичности и гражданского пафоса. Он призывает русскую литературу идти не по пути эстетики или политики, а по пути морали. В Британии времён правления королевы Виктории эти позиции были бы правомерны, но в России после поражения в Крымской войне и до отмены крепостного права они выглядели неуместными, в лучшем случае – преждевременными. Но сам тот факт, что критик-революционер увлёкся викторианской эстетикой, говорит о силе воздействия романа Элиот на его личность, саму по себе безусловно незаурядную и независимую. В работе проанализировано отражение личности и творчества Элиот в воспоминаниях С.В.Ковалевской, опубликованных в 1886 году в журнале «Русская мысль». Софья Ковалевская, лично знакомая с Джордж Элиот, оставила в своих мемуарах её остро психологический портрет, в котором предельно, почти по-математически чётко и ясно представлены основные особенности внешности, характера, жизни и творчества романистки. В мемуарах Ковалевской особое внимание уделяется «женскому вопросу», тому, как Элиот, жившая в наиболее консервативном в моральном отношении обществе своего времени, смогла добиться свободы и писательского успеха благодаря своему таланту и обаянию личности, показанной в очерке Ковалевской ярко и многогранно. Всё это позволяет сделать вывод, что в дореволюционной России имелось достаточно полное представление о жизни и творчестве Джордж Элиот. Тем не менее после 1917 года за Джордж Элиот в советском литературоведении закрепилась негативная характеристика. Общим местом советской «элиотианы» было уничижительное сравнение с Диккенсом и Теккереем. Но в наши дни произведения Джордж Элиот после почти векового пребывания в тени снова начали привлекать внимание литературоведов. О ней пишут в учебниках по истории литературы , в газетах для школьников . Современный исследователь Б.Проскурнин, написавший много трудов по творчеству Джордж Элиот , говорит: «Нет сомнений, случись мне не прочитать роман «Миддлмарч», моя читательская потеря была бы в самом деле равна потере Карен Хьюитт, если бы вдруг она никогда не прочитала «Анну Каренину». Это была бы значительная утрата, поскольку «Миддлмарч» – значительное художественное явление, поднимающее общечеловеческие проблемы и интересное именно этим» . Таким образом, в XXI веке в России нарастает интерес к Джордж Элиот. Список работ современных литературоведов, посвящённых британской романистке, весьма внушителен. Среди его авторов – Б.Проскурнин, Е.Бочарова, В.Ивашева, О.Демидова, А.Луйгас, Н.Шамина, Н.Шамардина и др. Этот список с каждым годом растёт и расширяется. В русских статьях об Элиот содержится множество тонких и точных наблюдений над особенностями элиотовского повествования, сближающими её как художника с её русским другом И.С.Тургеневым, – например, такими чертами её романов, как центростремительность структуры, эпизодичность, двойственное отношение ко многим героям, стремление к «поэзии». В заключение заметим, что русская критика, посвящённая Элиот, как всякая оригинальная система, интересна не только для историков литературы. Она сохраняет в ряде моментов свою актуальность и ныне. Таковы выраженные в ней мысль о связи и даже единстве жизненного творчества с художественным, таков же и протест против навязывания искусству умозрительных, теоретических задач и целей. В разговоре о влиянии Джордж Элиот на русскую литературу и критику речь, конечно, идёт не о наложении идей, не о кальке, а о творческом процессе освоения, осмысления, притяжения и отталкивания, собственно, о результате этого постоянного процесса, результате, который всегда оказывается сложным конгломератом идей, эмоций и влияний. Творчество Элиот с его психологизмом, правдой человеческих характеров и тонким гуманизмом особенно значимо в наши дни, когда мир окончательно утрачивает качество монолитности, и человек в нравственном отношении стоит на распутье. В творчестве Элиот показан сложный процесс взаимодействия нравственных начал в человеке и через человека. Опыт современного человека и опыт истории, воплотившийся в элиотовских романах, взаимно дополняют, обогащают друг друга, открывают друг в друге новые слои, горизонты. Благодаря изучению творчества Элиот мы можем понять многое в самих себе, восстановить запечатленную ей в её произведениях гармонию или хотя бы стремление к ней. Интересно сходство исторического положения двух выдающихся женщин своего времени – Софьи Ковалевской и Джордж Элиот. Если в XIX столетии Софья Ковалевская в России писала об Элиот, то теперь на западе наиболее известные писатели создают произведения, посвящённые Ковалевской. Западные авторы начинают лучше узнавать Россию. Канадская англоязычная писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года Элис Грант Манро написала беллетризованную биографию Ковалевской – повесть «Слишком много счастья». Как признавалась автор повести в примечании к своему произведению, «я открыла для себя героиню повести «Слишком много счастья», Софью Ковалевскую, когда искала совсем другие сведения в энциклопедии «Британника». То, что эта женщина была и писательницей, и математиком, сразу вызвало у меня интерес, и я принялась читать все, что могла о ней найти. Одна работа увлекла меня больше всех, и я хочу выразить мою бесконечную признательность автору книги «Воробушек. Портрет Софьи Ковалевской» Дону Х. Кеннеди, а также его супруге Нине, снабдившей меня множеством переведённых с русского текстов, в том числе фрагментов дневников Софьи, её писем и т. д» . В отзыве Мунро упоминается биографическая книга Дона Х. Кеннеди «Воробушек», в которой американский автор, женатый на дальней родственнице знаменитой женщины-математика, весьма полно и ярко описал жизнь и судьбу Софьи Ковалевской. Эта книга в наши дни пользуется большой популярностью у англоязычной аудитории. Общение русской и британской литератур – процесс символичный Слово «символ» здесь употребляется в первоначальном значении этого слова. Известно: символом в древности называлась разломанная на две половинки дощечка. Две части дощечки держали у себя два человека, связанные каким-либо договором, но вынужденные расстаться. В случае встречи они соединяли по разлому две половинки дощечки, и это было знаком их воссоединения. В этом отношении диалог литератур есть символический процесс. Он и есть воссоединение этих двух частей, Литературная перекличка всегда воссоединяет в некой полноте части символа, несмотря на их разнородность. Они родственны и узнают себя так, что акт узнавания есть единственно возможное их соединение. Таким образом, в XXI веке, как и в веке XIX, Россия и Запад, время от времени вступая в политическую конфронтацию, в культурном отношении взаимно обогащаются, двигаясь друг к другу.
Читать дальше
1. Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи (XVIII век первая половина XIX века)./М.П.Алексеев. – М., 1982. – 231 с. 2. Алексеев М. П. Шекспир и русское государство его времени//Шекспир и русская культура./М.П.Алексеев. – М.; Л., 1965. – С. 241-265. 3. Андреева Ю.А. Место Дж.Элиот в развитии английского реалистического романа второй половины 19 в.: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст.канд. филол. наук/ Ю.А.Андреева. – Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. –М., 1974. – 47 с. 4. Аникин Г. В. Джордж Элиот //Аникин, Г. В., Михальская, Н. П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1975. – 315 с. 5. Аникст А. А. История английской литературы /А.Аникст. – М.: Учпедгиз, 1956. – 571 с. 6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского./М.М. Бахтин. – 3-е изд. – М.: Худож. лит., 1972. – 470 с. 7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ.лит.,1975. – С.234-397. 8. Белинский В. Г. Письмо Белкину/В.Г.Белинский.//Полн. Собр. соч. – М., 1956. – Т. 12. – С. 148-151. 9. Боборыкин П.Д. Английское влияние в России /П.Д.Боборыкин// Северный Вестник. – СПб., 1895. – № 10. – С. 149-161. 10. Боткин В. П. Две недели в Лондоне 1859 года /В.П.Боткин // Сочинения: В 3 т. – СПб., 1890. – Т. 1. 11. Бочарова E.П. Концепция человека в ранней романистике Дж.Элиот /Е.П.Бочарова//Всемирная литература в контексте культуры. – М., 1996. – С. 192-203. 12. Бочарова Е.П. Дж.Элиот и Толстой/Е.П.Бочарова//XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. – М., 2002. – С. 98-102. 13. Британия и Россия. Сборник научных статей. – М., 1997. – 202 с. 14. Британия с СПб. В честь 300 лет сотрудничества. Сборник. – Лондон, 1998. – 415 с. 15. Бушканец И.Н. Дж.Элиот в оценке журналов Некрасова «Современник» и «Отечественные записки»/И.Н.Бушканец//Учёные записка казанского пед. ин-та. Вып. 149, сб.6. – Казань, 1975. – С. 146-152. 16. Вулф В. Джордж Элиот. Романы Томаса Гарди /В.Вулф. – Вопросы литературы, 2010. – № 4. 17. Ивашева В. От Джордж Элиот к английскому роману 60-х годов/В.Ивашева. – Вопросы литературы, 1971. – № 7. – С. 39-47. 18. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова, А.А. Аствацатуров и др. – СПб: СпбГУ, 2004. – 437 с. 19. Гайдук В. М. Л. Михайлов в Сибири /В.М.Гайдук // Литературная Сибирь. – Иркутск, 1986. – Т. 1. – С. 52-71. 20. Гениева Е.Ю. Английская проза 50-60х годов /Е.Ю.Гениева. История всемирной литературы. – Т.7. – М., 1991. – 329 с. 21. Герцен А. И. Былое и думы /А.И.Герцен. – М., 1969. – 415 с. 22. Герцен и Запад//Литературное наследие. – 1985. – Т. 96. – 382 с. 23. Гессе Г. Степной волк: роман, повести./Г. Гессе.—Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.– С. 140-142. 24. Гритчук М.А. Общественно-политическая тема романа Дж.Элиот «Феликс Холт»/М.А.Гритчук.– Уч. зап. моск. гос. пед. ин-та им. В.И.Ленина. – Зарубежная литература. – М., 1964. – №218. – С. 8-10. 25. Гритчук М.А. Особенности художественного метода Дж.Элиот/М.А.Гритчук. // Сб. статей по зарубежной литературе /Ср. века, 19, 20 в./ Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина.. – М., 1959. – Вып.4. – С. 41-52. 26. Ивашева В.В.У истоков английского натурализма //В.В.Ивашева. Век нынешний и век минувший. – М.: Худ.лит.,1990. – 368 с. 27. Два английских собеседника: Воспоминания Уильяма Томаса Стада и Роберта Эдварда Крозьера Лонга (май 1888) / Публ. и пер. Б. А. Гиленсона//Толстой и зарубежный мир. – М., 1965. – 485 с. 28. Демидова О.Р. Шарлотта Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот в России (1850-е – 1870-е гг.) /О.Р.Демидова //Диссертация на соиск. уч. ст. к. филол. наук. – Л., 1990. – 235 с. 29. Демидова О.Р.«С чужого языка»: английский женский роман в русской культуре XIX века /О.Р.Демидова //Адам и Ева: Альманах гендерной истории. – М., 2001. – № 2. – С. 37-42. 30. Демидова О.Р. Джордж Элиот в русских переводах /О.Р.Демидова.– Русская литература, 1991.– № 2. – 195 с. 31. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. /Ф.М.Достоевский.– Собр. соч.: в 30 т. – М., 1973. – Т. 5. – С. 59-95. 32. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 18 т./Ф.М.Достоевский .– М.: Воскресение, 2003. 33. Еголин А. М.Михайлов /А.Еголин// История русской литературы в 10 томах. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1956. – Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 2. – С. 161 – 181. 34. Зиннер Э. П. Творчество Л. Н. Толстого и английская реалистическая литература конца XIX–начала XX вв / Э.П.Зиннер. – Иркутск, 1961. – 219 с. 35. Иванова Н. В. Русско-английские общественные связи в конце XIX начале XX вв. (1880–1904 гг.) /Н.В.Иванова. – Автореферат дисс. канд. ист. наук. – Л., 1970. – 18 с. 36. История русского романа. Т.1. /под ред. Г.М.Фридлендера; АН СССР, Институт рус.лит. (Пушкин. дом).—М.;—Л.: Изд.-во Академии наук СССР, 1962. – С.403 – 430. 37. Канонистова З.С. Межкультурный диалог в историческом контексте: восприятие образа Англии и англичан в русском обществе во второй половине XIX – начале XX вв./З.С.Канонистова. – Автореферат дисс. канд. ист. наук. – М., 2006. – 16 с. 38. Ковалевская С.В. Воспоминания о Джорже Эллиоте /С.В.Ковалевская. – Русская мысль, 1886. – № 6. – С. 93 – 108. 39. Колбасин Е. Из воспоминаний об И. С. Тургеневе/Е.Колбасин. – М., 1988. – 172 с. 40. Кондратьев Ю.М. Главные особенности эстетической позиции Дж.Элиот /Ю.М.Кондратьев // Сб. статей по зарубежной литературе. – Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. – М., 1996. – 394 с. 41. Кондратьев Ю.М. Позднее творчество Дж.Элиот. Роман «Миддлмарч»/Ю.М.Кондратьев // Сб. статей по зарубежной литературе. Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. – М., 1996. – №280. – 386 с. 42. Кузьмин Н.А. История английской литературы /Н.А.Кузьмин. – М., 1953. – 390 с. 43. Кузьмин Б.А. Творчество Дж.Элиот// Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М.: Худ.лит., 1977. – С.76-133. 44. Куприянов А. И. Московский Английский клуб: Очерк истории досуга московской элиты конца XVIIl–начала ХХв. /А.И.Куприянов//Чтения по истории русской культуры. – М., 2000. – С. 41-62. 45. Левин Ю. Д. Восприятие английской литературы в России / Ю.Д.Левин. – Л., 1990. – 147 с. 46. Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX века и развитие художественного перевода/Ю.Д.Левин. – Л., 1985. – 179 с. 47. Луйгас А.Л. Проблемы реализма и натурализма в творчестве Джордж Элиот (Ранний период 1851-1861). – Таллинн: Ээсти Раамат, 1987. – 191 с. 48. Макарова И.В. Психология: пособие для сдачи экзамена. /И.В. Макарова.:—М.: Юрайт, 2004. – 237с. 49. Манро Э. Слишком много счастья /Э.Манро. – М., Азбука-Аттикус, 2014. – 347 с. 50. Михайлов М. Л. Лондонские заметки/М.Л.Михайлов. Сочинения: В 3 т. – М., 1958. – Т. 3. – С. 41-84. 51. Михайлов М.Л. Джорж Элиот/М.Л.Михайлов. – Современник, 1859. – С. 341-369. 52. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: Изд-во моек, ун-та, 1960. – 200 с. 53. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. – 352 с. 54. Нью П. Дж.Элиот и защита личности/П.Нью. – Мировое древо. М., 1997. – Вып.5. – С. 52-61. 55. Патронова А.Г. Государственные преступники на Нерчинской каторге (1861—1895 гг): Материалы к «Энциклопедии Забайкалья»/А.Г.Патронова. – Чита, 1998. – Вып. 2. – С. 63-71. 56. Померанц, Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским./ Г.С. Померанц.—М.: Сов. писатель, 1990. – 382 с. 57. Порядина М. Могущество доброго сердца / М.Порядина // Библиотека в школе. Первое сентября, 2009. – № 19. – С. 12. 58. Проскурнин Б.М. Джордж Элиот и английская литература XX века /Б.М.Проскурнин//Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 43 с. 59. Проскурнин Б.М. Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику/Б.М.Проскурнин//Вопросы истории. – 2005. – № 2. – С. 112-115. 60. Проскурнин Б.М. Итальянцы и «итальянское» в повести Дж.Элиот «Любовная история мистера Гилфила» /Б.М.Проскурнин// Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. XVI Пуришевские чтения. – Москва, 2004. – С. 160 – 162. 61. Проскурнин Б.М. Библия и библейские аллюзии в романе Дж.Элиот «Мельница на Флоссе» /Б.М.Проскурнин//Библия и национальная культура: Межвузовский сб. научных статей и сообщений. – Пермь, Пермский ун-т, 2004. – С. 102 – 116. 62. Проскурнин Б.М. Жанр как культурологический феномен и проблемы изучения литературы эпохи: викторианство и политический роман// Филология на рубеже 20-21 вв. — Пермь, 1996. С.12-17. 63. Проскурнин Б.М Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе» в школьном изучении (из опыта работы)/Б.М.Проскурнин//Анализ литературного произведения в системе филологического образования: профильные классы, колледжи: Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования: наука-вуз-школа». – Екатеринбург, 2004. – С. 264-269. 64. Проскурнин Б.М. «Мельница на Флоссе» Дж. Элиот как развернутая библейская аллегория /Б.М.Проскурнин// Компаративистика: Современная теория и практика. Международная конференция и XIV съезд англистов (13-15 сентября 2004 г.). – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – Т.2. – С.326 -327. 65. Проскурнин Б.М. Дж. Элиот, идеи времени и динамика английского романа /Б.М.Проскурнин // Английская литература в контексте мирового литературного процесса: Тезисы докладов Международной научной конференции и XV съезда англистов / Рязанский госпедуниверситет. – Рязань, 2005.– С. 115. 66. Проскурнин Б.М Джордж Элиот и Вирджиния Вулф: об одной юбилейной публикации /Б.М.Проскурнин//Мировая литература в контексте культуры: Межвузовский сборник научных трудов / Пермск. ун-т. – Пермь, 2006. – С. 136-140. 67. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза /Б.М.Проскурнин, Р.Ф.Яшенькина. – Пермь, 2007. – 311 с. 68. Проскурнин Б.М. Джордж Элиот и Дэвид Герберт Лоуренс: так ли далеки викторианство и модернизм? /Б.М.Проскурнин// Филолошки студии. Скопjе, Перм, Лубльяна, Загреб, 2007. – Вып. 5. Vol. 2. – C. 60–70. 69. Проскурнин Б.М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот /Б.М.Проскурнин. – Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. 70. Проскурнин Б.М. Джордж Элиот и английская литература ХХ века /Б.М.Проскурнин//Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Проблема взаимодействия литературных эпох. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.– С. 43–83. 71. Проскурнин Б.М. Почему необходимо изучать творчество Джордж Элиот, или Новые подходы к английскому викторианству как социокультурной целостности/Б.М.Проскурнин//Проблемы литературного образования: материалы IX всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 184–193. 72. Проскурнин Б.М. Джордж Элиот и интеллектуализация английской художественной прозы (основные аспекты проблемы) /Б.М.Проскурнин/ Филологические заметки: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – Вып. 2. – С. 88–107. 73. Роспись города Лундану и всей Аглинской земли»//Рогинский 3. И. Лондон 1645–1646 годов: Новые источники о поездке гонца Г. С. Дохтурова в Англию. – Ярославль, 1960. – С. 116-142. 74. Русская литература. Энциклопедия для детей. Т.9, ч.1./глав. ред. М.Д.Аксенова..—М.: Аванта+, 1998. – С. 603 – 647. 75. Рыжкова И.Н. Становление психологизма Джордж Элиот /И.Н.Рыжкова.– Вестник Киевского университета. РГФ. – Вып. № 24. – Киев, 1990. – С. 42-54. 76. Соловьёва Н.А. Русский человек и англичанка на render-vous (И.С.Тургенев и Дж.Элиот)/Н.А.Соловьёва. – Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – М., 1994. – № 6. – С. 24-29. 77. Селитрина Т.Л. «Даниэль Деронда» Дж. Элиот и «Женский портрет» Г.Джеймса/Т.Л.Селитрина//Литературные связи и проблема взаимовлияния. – Горький, 1984. – 316 с. 78. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-центр, 1997. – 506 с. 79. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм, большевизм /Р.Стайтс. – М., "Российская политическая энциклопедия", 2004. – 420 с. 80. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда: сб. ст./П. Тейяр де Шарден. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 314 с. 81. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: учеб. пособие / Л.И.Тимофеев. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1963. – 454 с. 82. Ткачёв П. Люди будущего и герои мещанства / П.Ткачёв. – Дело, 1968. – № 4. – С. 63-75. 83. Тугушева М.П. На перепутье тяжелых времен. Дж.Элиот// Тугушева М.П. В надежде правды и добра. – М.: Худ.лит., 1990. – С.209-252. 84. Фатеев П.С. Михаил Михайлов — революционер, писатель, публицист /П.С.Фатеев. – М., 1969. – 248 с. 85. Философия. Справочник студента. / под ред.Г.Г.Кириленко, Е.В.Швецова. —М.: ООО «Издательство АСТ»; филологическое общество «Слово», 2000. – С. 314– 327. 86. Философская энциклопедия/Под ред. Ф.В.Константинова в 5 т. Т.3. М.: Сов.энциклопедия, 1964. – 583 с. 87. Хьюитт К. Джордж Элиот и её роман «Миддлмарч» /К.Хьюитт. – Вопросы литературы, 2005. – № 2. – С. 52-63. 88. Человек. Энциклопедия для детей. Т.18, ч.2. /под ред.В.А. Володина. —М.: Аванта+, 2002. – 640 с. 89. Шамардина, Н.А. Принципы голландской живописи в романе «Адам Бид» /Н.А.Шамардина // Вестник Нижегородского университета и/м. Н.И. Лобачевского, 2010. – № 4 (2). – С. 990-992. 90. Шамина Н.В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 – 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03. – Саранск, 2005. – 235 с. 91. Элиот Джордж / под ред. А.М.Прохорова – 3–е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 119 с. 92. Элиот Дж. Адам Бид. Роман / Джордж Элиот; С 12 ил., биогр. очерком [Л.К. Давыдовой], вступ. ст. и объясн. слов. Пер. с англ. М. А. Шишмаревой. – Санкт-Петербург: Нар. польза, 1902. – 632 с. – (Домашняя библиотека; No 7) 93. Элиот Дж. Мельница на Флоссе. М.; Л.: Гослитиздат, 1963. – 559 с. 94. 12. Элиот Дж. Миддлмарч. М.: Правда, 1988. – 750 с. 95. 13. Элиот Дж. Сайлас Марнер. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. – 190 с. 96. Allen.W. The English Novel Harmondsworth: Penguin Books, 1953. - 384 p. 97. Bald M.A. Women novelists of the 19th century. - N.Y., 1963. - 300 p. 98. BeerG- Darwin's Plots. L.: Routledge and Kegan Paul, 1983. - 250 p. 99. Buckle Th. The History of Civilization in England. L.: John W. Parker and Son, 1857.- 854 p. 100. Cecil D. Early Victorian Novelists. Indianapolis; N.Y.: Bobbs - Merrill, 1935.-342 p. 101. Cecil D. The Fine Art of Reading and Other Literary Studies. L.: Constable, 1957.-221 p. 102. David D. Intellectual Women and Victorian Patriarchy. Ithaca (N.Y.), 1987.- 314 p. 103. A Dictionary of Literary Terms. Harlow: Beirut, 1994. - 526 p. 104. A Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. Oxford: Blackwell,1992.- 1051 p. 105. Drabble M. A Writers Britain. Landscape in Literature. L.: Thames and1. Hudson, 1979.-281 p. 106. Eliot G. Adam Bede.- N.Y.: Doubleday, Page and Co., 1900-1904,- 482 p. 107. Eliot G. Felix Holt.- Edinburgh and London: Blackwood and Sons, /18./ In VI v-s. V.5. 430 p. 108. Eliot G. Middlemarch.- Edinburgh and L.: Blackwood and Sons, 1885. 621 p. 109. Eliot G. The Mill on the Floss. N.Y.: Doubleday, Page and Co., 1901-1904. -485 p. 110. Eliot G. The Scenes of Clerical Life. L. and Toronto: J.M. Dutton and Co., 1919.-485 p. 111. Eliot G. Silas Marner. L.: J.M. Dent and Sons, 1917.-262 p. 112. Eliot G. Essays of G.Eliot/ Ed. by Thomas Pinney. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1963.-476 p. 113. Garrett P.K. Scene and Symbol frоm G.Eliot to James Joyce. New Haven:1969.-318 p. 114. Hillis Miller J. The Disappearance of God. Harvard Univ.Pr.: 1963. - 374 p. 115. Hinkley L.L. Ladies of Literature. N.Y., 1946. - 223 p. 116. Kincaid J.R. Annoying the Victorians. N.Y.; L., 1955. - 223 p. 117. Knoepflmacher U.C. Nature and the Victorian Imagination. Berkeley: Univ.of California Press, 1977. 519 p. 118. Knoepflmacher U.C. Religious Humanism and the Victorian Novel. 119. Princeton Univ. Press, 1965. 315 p. 120. Leavis F.R. The Great Tradition. Harmondsworth, 1977. - 142 p. 121. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. Bungay, 1979. - 211 p. 122. Leclaire L. A General Analytical Bibliography of the Regional Novelists of the 123. British Isles. P.: Les Belles Lettres, 1954. - 400 p. 124. Leclaire L. Le Roman Regionaliste dans les Isles Britanniques. P.: Les Belles1.ttres, 1954,- 301 p. 125. Malins E. English Landscaping and Literature. (1680-1840). L.: Oxford Univ.Press, 1966. - 186 p. 126. Marinelli P.V. Pastoral. L.: Methuen and Co., 1978. - 90 p. 127. Masefield M. Women novelists frоm Funny Burney to G.Eliot. - L., 1934.412 p. 128. Mecklenburg N. Erzählte Provinz. Koningstein: Athenäum, 1982. - 309 s. 129. Nestor P. Female Friendships and Communities. Oxford, 1985. - 121 p. 130. Novy M. Engaging with ShakespearetResponses of G.Eliot and other Women 131. Novelists. Athens; L., 1994. - 212 p. 132. Regionalism in America/ Ed. by Jensen M. Madison: The Univ. of Visconsin1. Press, 1951.-213 p. 133. Smith W.H. Architecture in English Fiction. New Haven: Yale Univ. Press,1934.-236 p. 134. Starkie E. From Gautier to Eliot. The Influence of France on English Literature.1851-1939.-L., 1960. -306 p. 135. Sutherland J.A. Victorian Fiction: Writers, Publishers, Readers. L., 1995. -221 p. 136. Tuckerman B. A History of English Prose Fiction frоm Sir Thomas Melory to G.Eliot.-L., 1882.-300 p. 137. Webster's New International Dictionary. In 4 v-s. V.l. Merriam-Webster, 1993.-460 p. 138. Williams R. Culture and Society. 1780-1950. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1958.-364 p. 139. Williams R. The Country and the City. L.: Chatto and Windus, 1973. - 335 p. 140. Williams R. The English Novel. From Dickens to Lawrens. St.Albans: Paladin, 1974,– 159 p. 141. Wilt J. Ghosts of the Gothic: Austen, Eliot and Lawrens. Princeton, 1980. -227 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image