Введение 3
1. Зарождение специальной психологии и развитие за рубежом 4
2. История развития специальной психологии в России 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Читать дальше
Первые научные, в классическом смысле этого слова, представления начали развиваться в ходе регулярного обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Данная система стала формироваться в Европе в XVIII столетии под воздействием гуманистических и просветительских идей.
В середине XIX столетия возникают первые результаты научного исследования лиц с недостатками умственного развития, которые связаны с попытками осуществления медицинской помощи умственно отсталым. В начале XX века отмечалось явное доминирование клинического аспекта в специальной психологии. Первыми специалистами в этой области били врачи, в первую очередь, психоневрологи. Также в это время отмечается активная внутренняя дифференциация. В начале, согласно сформировавшейся системе обучения и воспитания аномальных детей, начинают образовываться такие ее сферы, как тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.
В конце XIX – начале XX в. в России появляется большое количество научных работ, которые посвящены различным проблемам специальной психологии. Немаловажную роль в развитии специальной психологии сыграл В. М. Бехтерев, организовавший в одном из подразделений возглавляемой им Психоневрологической академии особую лабораторию по исследованию психики детей с отклонениями в развитии. Еще один ученый, внеший вклад в развитие специальной психологии, - Л. С. Выготский. Он придал специальной психологии характер сложившейся науки со своим предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов.
Во второй половине 1950 гг. произошло расширение тематического спектра: исследования эмоционально- волевой сферы, изучение личности, самосознания, межличностных отношений в условиях различных форм отклонений от нормального развития.
В 1960-х гг. сменяется предмет исследования специальной психологии, отмечается оживление интереса к ее методологическим основам.
Читать дальше
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
2. Основы специальной педагогики и психологии/ Под ред. Трофимова Н.М. – М. ; СПб., Нижний Новгород: Питер, 2006. – 304 с.
3. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
4. Сорокин В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
5. Специальная психология/ В.И.Лубовский, Т.В. Розанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464с.
Читать дальше