Введение……………………………………………………………………3
1. Психолого-педагогические основы логического мышления младших школьников………………………………………………………………………..5
2. Особенности решения нестандартных задач по математике в начальной школе…………………………………………………………………14
3. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по развитию логического мышления младшего школьника…………………...20
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Читать дальше
В настоящее время педагоги, методисты и ученые решают сложные задачи. Связано это, прежде всего с тем, что меняется парадигма школьного образования, которая складывалась десятилетиями. При этом наиболее сложной является проблема формирования универсальных учебных умений, которые в основном связаны с развитием логического мышления учащихся, а их освоение требует соблюдения определенных условий, в частности, опоры на деятельностное понимание мышления.
В свете современных требований ФГОС НОО произошли определённые изменения в области преподавания математики. Изменилась система задач, их функции: кроме дидактических, они также выполняют познавательные и развивающие. Поэтому, в традиционных программах обучения заметно чаще стали встречаться задачи, не имеющие конкретного алгоритма решения, а требующие творческого, неординарного подхода. Решение задач такого рода позволяет сформировать у учащихся одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение творчески решать проблемы и задачи, использование в тех ситуациях, в которых данное знание формировалось.
Формирование умений применять математические знания в процессе выполнения достаточного количества, вообще говоря, однотипных упражнений является необходимым условием их усвоения.
Нестандартные задачи обогащают и усложняют математический опыт младших школьников, активизируют их поисково-исследовательскую деятельность, стимулируют интерес к математике. Создавая ситуацию мотивационного выбора, они способствуют мобилизации сил и энергии, учащихся в направлении поиска новых методов познания, достижению результатов обучения, требуемых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Читать дальше
1. Алексеева, О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике. [Текст] –М.: 2007. – 192 С.
2. Артемов, А.К. Развивающее обучение математики в начальных классах. [Текст]– Самара: СГПУ, 1997.– 120 С.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] – М.: Педагогика, 1977. – 302 с.
4. Баврин И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 278 с.
5. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] –// Начальная школа – 2009. - № 11. – 92 С.
6. Борейко Л.Н. Нестандартные задачи по математике в начальной школе / Л.Н. Борейко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 169 с.
7. Возрастная психология: детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
8. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
9. Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся. [Текст] –//Начальная школа. - 1994. - №11. –257 с.
10. Дорофеев Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. – 1990. – №6. – 417 с.
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. [Текст] – М.: 2007. – 356 с.
12. Истомина Н.Б. Развитие УУД у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. – №6. – 233 с.
13. Левитес, В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы заданий. [Текст] – Мерманск,2006. - 179 с.
14. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. [Текст] – М.: 2008. – 209 с.
15. Магомеддиберова З.А. Развитие логических УУД в процессе обучения математике. / З.А. Магомеддиберова // Начальная школа. – 2014. – №9. – 214 с.
16. Морева Е.Н. Использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе / Е.Н. Морева, Т.С. Хазыкова // Актуальные вопросы современного образования: Сборник статей VII Международной научной конференции. – Ставрополь: Логос, 2015. – 224 с.
17. Мухамедьянов, С. А. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]— Уфа: Изд-во БГПУ, 2014
18. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с.
19. Орлова, Е. В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников [Текст] 2008.С. 74-76.
20. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. [Текст] – М.: 1997.463 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
22. Сандалова, Н. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников [Текст] — // Начальная школа 2015 № 6 – 425 с.
23. Сергеева Д.А. Нестандартные арифметические задачи – одно из средств формирования исследовательских умений / Д.А. Сергеева // Начальная школа. – 2013. – №11. – 308 с.
24. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 424 с.
25. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
26. Тихомирова, Л.Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. - 310 С.
27. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]– Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 228 с.
28. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман – М.: Педагогика, 1977. – 197 с.
29. Языканова, Е.В. Развивающие задания 4 класс [Текст]–М.: «Экзамен», 2009. – 344 с.
30. Янгирова В.М., Шамигулова О.А. Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителя к диагностике образовательных результатов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – 612 с.
Читать дальше