Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ влияния психологических защит 7 1.1. Сущность понятия «психологическая защита» 7 1.2. Психологические особенности влияния защитных механизмов на личностные характеристики человека 16 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Теоретический анализ мотивации к обучению у студентов вузов 30 2.1. Психологические особенности студенческого возраста 30 2.2. Понятие учебной мотивации студентов вузов 42 Выводы по 2 главе 47 Глава 3. Экспериментальное исследование влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов 48 3.1. Организация исследования 48 3.2. Результаты исследования 55 Выводы по 3 главе 60 Заключение 61 Список литературы 64

Влияние психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов

курсовая работа
Психология
60 страниц
75% уникальность
2017 год
93 просмотров
Кузнецова Е.
Эксперт по предмету «Психоанализ»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ влияния психологических защит 7 1.1. Сущность понятия «психологическая защита» 7 1.2. Психологические особенности влияния защитных механизмов на личностные характеристики человека 16 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Теоретический анализ мотивации к обучению у студентов вузов 30 2.1. Психологические особенности студенческого возраста 30 2.2. Понятие учебной мотивации студентов вузов 42 Выводы по 2 главе 47 Глава 3. Экспериментальное исследование влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов 48 3.1. Организация исследования 48 3.2. Результаты исследования 55 Выводы по 3 главе 60 Заключение 61 Список литературы 64
Читать дальше
Актуальность исследования. В большинстве современных психологических концепций психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки. Перечисленные выше обстоятельства позволяют рассматривать изучения механизмов психологической защиты и стратегий преодоления как одну из важных проблем современной психологии (А. Карпов, Е. Романова и др.).


Качественная дипломная работа под заказ в Томске . Обращайтесь в Work5.


. Формирование выпускника вуза как профессионала, то есть человека, способного успешно решать различные задачи в своей сфере, актуальна всегда. В современных исследованиях освещены различные стороны проблемы формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности в вузе (Г.А.Мухина, А.Н.Мечников, С.В.Бобровицкая), выявлено динамику изменений мотивов на различных курсах (Н.В.Бордовская, А.О.Реан , П.М.Якобсон), выделенные условия, способствующие формированию у студентов положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности (Н.П.Волков, С.С.Занюк). Исследование Л.В.Помиткиной мотивации к обучению и профессиональной деятельности личности показали, что студенты 1-3 курсов не имеют окончательной уверенности относительно профессионального выбора, не обладают навыками профессионального и личностного роста должным образом. Это означает, что основное стратегически жизненное решение о профессиональном самоопределении окончательно не принято и, соответственно, стратегия достижения еще не выстроена. Мотивация к обучению и профессиональной деятельности соответствует уровню ниже среднего. Для того, чтобы студенты учились настойчиво и эффективно, в них должна быть заинтересованность к обучению или интерес к нему. С.Л. Рубинштейн выделяет непосредственный интерес к учебе и к предмету обучения и опосредованный интерес, основанный на общественных мотивах, желанием получить знания для дальнейшей общественно полезной деятельности. Опосредованный и непосредственный интерес к учебе связаны между собой, и противопоставить их невозможно . Разные мотивы осуществляют различное влияние на результаты деятельности, то есть на ее эффективность. Современные научные подходы к изучению психологических механизмов психики не имеют четко сформированного определения данного явления. Наибольший вклад в исследование психологических защит сделали З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик , Г. Келлерман, Л. Вассерман. Дальнейшее развитие проблема защитных механизмов личности приобрела в исследованиях Г. Грановской, Л. Гребенникова , А. Налчаджана, И. Никольской, Е. Романовой, Ю. Савенко, Г. Тарт, Л. Юрьевой. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительного отношения к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая положительная мотивированность может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточных учебных способностей, но в обратном направлении этот фактор не срабатывает. Высокий уровень учебных способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива, не может привести к значительным успехам в учебе. Деятельность никогда не мотивируется только одним мотивом. Имеет значение, какой мотив является главным, определяющим, а какой второстепенным. Главным мотивом в учебной деятельности студентов первого курса должен выступать учебно-познавательный интерес. Только тогда учебная деятельность будет эффективной. О.К. Дусавицкий рассматривает интерес как движущую силу человеческого поведения, как своеобразный показатель стремлений личности и определяет три характеристики, черты, которые отражают сущность интереса: первая черта интереса отражает деятельносную природу индивида, вторая характерная черта интереса отражает познавательную природу индивида и состоит в степени реализации личностью ее жизненных отношений; третья характерная черта интереса проявляется в способе самоутверждения индивида в системе отношений, она отражает моральный аспект личности. Исходя из выше описанного, видим, что проблема влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов освещена не достаточно. Это и обусловило выбор темы исследования «Влияние психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов». Цель исследования - рассмотреть проблему мотивации студентов первого курса к обучению и определить факторы, влияющие на формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности студентов. Объект исследования - психологические защиты и мотивация. Предмет исследования - влияние психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «психологическая защита». 2. Проанализировать психологические особенности влияния защитных механизмов на личностные характеристики человека. 3. Изучить психологические особенности студенческого возраста. 4. Описать понятие учебной мотивации студентов вузов. 5. Провести экспериментальное исследование влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Итак, основателем понятия «психологическая защита» считается З. Фрейд, который считал, что защита - это обобщенное название для любых техник, которые Эго может применять при конфликте. К таким «техник» З. Фрейд относил: вытеснения; осуществление того, что не произошло; идентификацию; изоляцию; интроекцию; искривление до противоположности; обращение против личности; проекцию и сублимацию. Последовательница и дочь Фрейда - А. Фрейд продолжила изучать данный психологический феномен, рассматривала защиту как один из механизмов мотивации и интеграции личности; как бессознательный, приобретенный в процессе развития личности способ достижения Я-компромисса между противодействующими силами Оно и Сверх-Я и внешней действительностью. Похожее мнение высказывает исследовательница М. Мищенко, которая считает, что механизмы защиты способствуют разрешению конфликтов, возникающих в процессе самоопределения, или, другими словами, в процессе мотивации. Задача высшего образования - не вооружить знаниями выпускника (это невозможно, поскольку количество знаний растет постоянно), а воспитать человека, который владеет способами решения различных проблем в рамках профессии. К сожалению, современная средняя школа пока формирует объективную позицию ученика ( «того, кого учат»), а система образования в высшем учебном заведении требует студентов с субъективной позицией ( «того, кто учится»). Субъективная позиция студента связана с высокой положительной мотивацией к обучению. Е.П. Ильин трактует мотив как сложное психологическое образование, побуждает к сознательным действиям и поступкам . Определяющим компонентом организации учебной деятельности является мотивация. Любая деятельность человека всегда вызвана потребностью. Именно потребность толкает личность на поиск предмета или предметов, которые могут удовлетворить потребность. Побуждение к овладению конкретным предметом потребности является мотивом деятельности, следовательно, мотив - предметная форма потребности. В качестве мотивов могут выступать различные потребности - физические, психические, социальные, а также интересы, увлечения, склонности, эмоции, установки, идеалы. Существуют различные группы мотивов: - социальные (стремление личности через обучение создать свой социальный статус в обществе); - побудительные, связанные с воздействием на сознание учащихся, определенных факторов - требований родителей, советов, примеров преподавателей, различных членов коллектива) - познавательные, проявляющиеся в пробуждении познавательных интересов и реализуются через получение удовольствия от самого процесса познания и его результатов; - профессионально-ценностные, которые отражают стремление студентов получить основательную профессиональную подготовку для эффективной деятельности в различных сферах жизни. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности. Отсюда формируется познавательный мотив - главный фактор успешности познавательной деятельности, через познавательную деятельность реализуется естественная потребность человека. А.К. Дусавицкий отмечает, что учебная деятельность студентов в вузе возможна, если в ее основе лежат мотивы, соответствующие прямым продуктам этой деятельности - теоретическим знанием. Такими мотивами являются теоретические по содержанию, учебно-профессиональные интересы. Ученый считает, что именно теоретические (т.е. направлены на познание способа существования предмета или явления, принципа его объяснения). Если такие интересы отсутствуют, либо они недостаточно развиты, учебной деятельностью студента руководят другие мотивы: стремление получить высшее образование вообще (то есть диплом). Тогда мы можем говорить, что отсутствует психологическая основа развертывания полноценной учебно-профессиональной деятельности. Поэтому активность студента, направленная на овладение способами теоретического анализа профессиональных знаний является главной на данном этапе развития его личности. Попытки получить новые знания из книги, лекции и т.д. мотивация познавательной деятельности. Познавательные интересы - группа мотивов, связанные с содержанием и процессом обучения, направленные на овладение способом определенной деятельности, учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение способов овладения знаниями. В формировании студента как субъекта обучения положительную роль играют именно учебно-познавательные мотивы, побуждающие его к учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности студентов - сложный и многоуровневый процесс, изучение которого является важным компонентом оптимизации подготовки будущих профессиональных менеджеров. В ходе разработки и проведения анкетирования было выделено структурные элементы мотивации и мотивы, которые раскрывают сущность учебной мотивации студентов специальности как объекта диагностирования. Результаты обработки анкет показали, что резервы по мотивировке студентов к обучению разнообразны и требуют обоснованных организационных и упорных управленческих усилий профессорско-преподавательского состава для компетентного влияния на повышение учебной мотивации студентов.
Читать дальше
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособ. [для студ. вузов.] / Галина Сергеевна Абрамова. – [4-е изд. стереотип]. – М.: Издательский ценр «Академия», 1999. – 672с. 2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2010 – 496с. 3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В двух томах. – Том 1. – М. : Педагогика, 1980. 4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев; ред. колл.: Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. АНСССР, Ин-т психологи. – М.: Наука, 1977 р. – 380с. 5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. : Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. 6. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологи- ческого анализа. – М. : Издательство МГУ, 1990. 7. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М.: Просвещение, 2010.-479с. 8. Балл Г. А. Понятие мотивации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100. 9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М. : ИП РАН, 1995. 10. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Сборник статей. — М., Педагогика», 2006. — 352 с. 11. Булатова Т. А. Социальная тревожность в контексте психологических защит / Т. А. Булатова, Е. И. Черных // Вестник ТГПУ. – 2010. –№2. – С. 107–112. 12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с. 13. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2007.-45с. 14. Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. …. канд. психол. наук. – М., 1994. 15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 с. 16. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Доценко Е. Л. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 17. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособ. [для вузов]. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск.: изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. – 92 с. 18. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. / Ирина Аексеевна Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с. 19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Спб., Питер, 2011.- 512 с. 20. Исаева Е. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Исаева. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 136 с. 21. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 719 с. 22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- Смысл, Академия, 2011 - 87с. 23. Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – Москва: Класс, 1998. – 480 с. 24. Маркова А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности. // Педагогика.- 2008.- № 11.- с. 63-71 25. Медведева П. А., Девличарова Р. Ю. Исследование уровня школьной мотивации младших школьников.// Бюллетень медицинских интернет-конференций.- № 5 / том 5.- 2015.- С. 562-563 26. Мельников В.М. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях несения службы / Мельников В.М. – Улан-Удэ, 2002. – 65 с. 27. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psycabi.net/testy/271 28. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 2007. - № 5.- С. 42-47 29. Мотивация учения. / Под ред. М. В. Матюхиной. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 285с. 30. Новикова Е. И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников.// Эксперимент и инновации в школе.- № 2.- 2010.- С. 62-65 31. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М., 1995. – 448 с. 32. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2010.- 336с. 33. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. / [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544с. 34. Психология человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). 35. Психология самосознания: [Хрестоматия по социал. психологии личности] / [Ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. - Самара : Бахрах-М, 2003. - 671 с. 36. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. - 752 с. 37. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии, 2002, № 1. – С. 111-124. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2010 - 712 с. 39. Рябцева О. М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка.// Известия Южного федерального университета. Технические науки.- № 10 / том 135.- 2012.- С. 125-130 40. Субботина Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: диссертация… доктора психол наук: 19.00.03 / Лариса Юрьевна Субботина. – Москва. РГБ, 2007. – 283с. 41. Сластенин В.А. Педагогика.- Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с. 42. Словарь–справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. дом «Восток», 2011. – 81 с. 43. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1970, № 1. – С. 79-88. 44. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Людмила Дмитриевна Столяренко. – [изд. 3-е, перераб. и доп.]. – Ростов н/Д:: «Феникс», 2000. – 672с. – (Серия «Учебники, учебные пособия») 45. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993. – 68 с. – I 46. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого “Я” // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992. С. 256-324. 47. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб. : Лань, 1997. 48. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М. : Прогресс, 1993. 49. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адапта- ции студентов к учебной деятельности. Дис. …. канд. психол. наук. – Кемерово, 1995. 50. Coleman J.C. Abnormal psychology and modern life / Coleman J.C. - N.Y.: Scott, Foresman & Company, 1956. 51. DSM-II// Diagnostic and statistical manual of mental disorders (2nd ed.).Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 1968. 52. Freud A. The Ego and the mechanisms of defense / Freud A. // The writings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977. 53. Lazarus R. S. Patterns of Adjustment / Lazarus R. S. - New York: McGraw-Hill, 1976. 54. Plutchik R. A structural theory of ego defenses and emotions / Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. // Izard C. emotions in personality and psychopatology. – New York: Plenum Press, 1979/ - P. 229-257.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Основные этапы развития СМИ в мире
Количество страниц:
25
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2018
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image