Оперирование государства на внешних рынках и его участие в глобальной экономике оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества, способствуя реализации одних из его важнейших функций – обеспечение экономической стабильности и увеличение благосостояния населения. Поэтому торговая политика в условиях современного мира является неотъемлемой частью экономики каждой страны, а также одним из мощнейших ее двигателей. В частности, в отношении РФ это подтверждается положениями Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с которыми российская торговая политика является составной частью российской экономики . Таким образом, анализ влияния использования инструментов торговой политики на развитие, в частности, отраслевое, экономики обладает ключевым значением для жизни страны.
Внешнеторговый оборот, по оценке (по методологии платежного баланса), в январе-апреле 2017 г. составил 178,0 млрд. долл. США, увеличившись на 31,5 % относительно января-апреля 2016 г., при этом экспорт увеличился на 35,9 %, импорт – на 24,9 процента. В общем объеме товарооборота в январе-апреле 2017 г. на долю экспорта приходилось 36,6 %, импорта – 23,6 процента. Положительное внешнеторговое сальдо увеличилось на 60,6 % к январю-апрелю 2016 г. до 46,5 млрд. долл. США.
В апреле 2017 года цены на мировых рынках сырьевых товаров характеризовались разнонаправленной динамикой – ценовые котировки на нефть, природный газ и алюминий увеличились по сравнению с предыдущим месяцем, цены на медь и никель демонстрировали снижение.
Цена на нефть по итогам апреля 2017 г. составила 50,9 долл./барр. (средняя цена по данным агентства Аргус), увеличившись на 2,6 % к предыдущему месяцу. По сравнению с апрелем 2016 г. цена на нефть выросла на 29,4 процента. К числу факторов, определивших положительную динамику цен на нефть, относится наступление летнего автомобильного сезона в США, приостановка добычи нефти на крупнейшем в Ливии месторождении Sharara, а также сделанное Саудовской Аравией заявление о необходимости продлить соглашение о сокращении добычи нефти.
Ставка экспортной пошлины на нефть, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 и изменениями, внесенными в него в ноябре 2014 года, с 1 мая 2017 г. составила 84,0 долл. США за тонну, снижение на 5,5 % относительно апреля 2017 г. (88,9 долл. США за тонну).
Средние контрактные цены на российский природный газ, по данным Международного валютного фонда, на границе Германии по итогам апреля 2017 г. увеличились на 1,3 % относительно марта 2017 г. и составили 186,6 долл. США. Росту цен на европейском рынке способствовала начавшаяся в апреле закачка газа в подземные хранилища после отбора крупных объемов в течение холодной зимы. По сравнению с апрелем 2016 г. цена на газ увеличилась на 28,9 процента.
Среди базовых цветных металлов в апреле 2017 г. рост по сравнению с прошлым месяцем был зафиксирован только в отношении цен на алюминий (+1,0% к марту 2017 г.) до 1 921,2 долл./т (по данным Лондонской биржи металлов), что в первую очередь связано с сокращением складских запасов на биржах и постепенным вхождением мирового рынка алюминия в дефицит.
Применение инструментария торговой политики влечет за собой ряд противоречивых общеэкономических эффектов. В первую очередь, это несет последствия экономического характера, однако среди них есть и социальные, политические, оборонительные, культурные и другие. С одной стороны, имплементация торговополитических инструментов позволяет защитить внутренний рынок и поддержать национальных производителей, вносит вклад в обеспечение экономической стабильности в стране. С другой, данные инструменты зачастую выступают в качестве искусственных торговых барьеров, использование которых противоречит основополагающим принципам ВТО о недискриминации и предоставлении национального режима. Более того, они оказывают негативное воздействие на конкурентную среду, инвестиционный климат в стране, а также ее репутацию в качестве торгового партнера. В качестве таких механизмов выступили различные стандарты, инициативы и платформы, созданные с целью унификации требований к отчетности в области УР, заверения отчетов и рейтингования компаний по принципу соответствия отчетности принципам УР. К ним относятся стандарты ISO 14001, BS OHSAS 18001, рейтинги и платформы SAM, GRI, Global 100 и другие. В России такую функцию выполняет Национальный Регистр нефинансовых отчетов РСПП. Подробнее данные механизмы будут рассмотрены в следующем разделе.
В то же время теоретический подход к устойчивому развитию разрабатывался и анализировался известными учеными с целью воплощения идей устойчивости в виде конкретных практических инструментов. В современной интерпретации выделены три основных аспекта устойчивости: экономический, экологический и социальный, иногда объединяемые в акроним 3P («People, planet, profit» - «люди, планета, прибыль") данный подход был предложен Джоном Элкингтоном. Концепция определяла общие сферы устойчивого развития, возможности их дальнейшего воплощения в практической деятельности с целью поддержания и улучшения текущих условий.
Различные исследования проводились в попытках измерить устойчивость на различных уровнях, начиная от глобального и заканчивая корпоративным. Многочисленные исследования обращались к качественным методам, применяемые к оценке устойчивого развития, с тем, чтобы уменьшить расхождение между теорией и реальностью. В России вопрос устойчивого развития рассматривался в основном на макроуровне (Абдуллина, Родионова, 2007). Невозможно преувеличить важность выявления глобальных тенденций в области устойчивого развития, несмотря на это, в сфере применения принципов устойчивости и корпоративной практики по-прежнему остается множество пробелов.
Зарубежные исследователи активно обращались к теме корпоративного устойчивого развития, например, Джон Элкингтон и Боб Уиллард сосредоточились на выявлении возможностей для практической реализации устойчивого подхода в бизнесе.
Проблема была подвергнута тщательному исследованию с целью выявления различных аспектов устойчивого развития компании, например, влияние устойчивого развития на операционную деятельность компании; что было значительным шагом вперед в понимании факторов, которые могут мотивировать предприятия к применению устойчивого подхода.
При оценке эффектов воздействия инструментария торговой политики необходимо учитывать совокупное влияние как экстернальных (внешних), так и интернальных (внутренних) инструментов. В свою очередь, экстернальные эффекты подразделяются на, во-первых, те, что оказываются государствами-конкурентами исследуемого государства и, во-вторых, оказываемые странами, имеющими тесные связи с исследуемым государством, которых условно можно назвать их «союзниками». При этом со странами-союзниками, как правило, рассматриваемое государство находится на том или ином уровне интеграции, которыми могут выступать таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли, союз и др. Таким образом, перед любым государством стоит задача по одновременной защите внутреннего рынка в условиях конкуренции с одними экономиками и поддержанию сотрудничества с экономиками «союзников».