Введение 3 Глава 1. Общетеоретические и методологические основы философии И.А. Ильина 7 1.1. Отечественные истоки философского мировоззрения И. А. Ильина 7 1.2. Западноевропейские источники философских взглядов И. А. Ильина 12 Глава 2. Проблема личности в социальной философии И.А. Ильина 21 2.1. Концепция человека в философии И.А. Ильина 21 2.2. Духовность как способ подлинного человеческого бытия в философии И. А. Ильина 32 Глава 3. Проблема взаимоотношений личности и общества в социальной философии И.А.Ильина 40 3.1. Учение И. А. Ильина о тройственной природе человека 40 3.2. Трагизм и гармония человеческого бытия в мире 49 Заключение 58 Литература 61

Личность и общество в философии И.А.Ильина

дипломная работа
Философия
64 страниц
70% уникальность
2017 год
103 просмотров
Рябый А.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Общетеоретические и методологические основы философии И.А. Ильина 7 1.1. Отечественные истоки философского мировоззрения И. А. Ильина 7 1.2. Западноевропейские источники философских взглядов И. А. Ильина 12 Глава 2. Проблема личности в социальной философии И.А. Ильина 21 2.1. Концепция человека в философии И.А. Ильина 21 2.2. Духовность как способ подлинного человеческого бытия в философии И. А. Ильина 32 Глава 3. Проблема взаимоотношений личности и общества в социальной философии И.А.Ильина 40 3.1. Учение И. А. Ильина о тройственной природе человека 40 3.2. Трагизм и гармония человеческого бытия в мире 49 Заключение 58 Литература 61
Читать дальше
Актуальность темы. Проблема воспитания национального духовного опыта – одна из ключевых в социальной философии И.А. Ильина. Русский мыслитель был убеждён, что человек от природы свободен, если он способен самостоятельно мыслить. Без свободы человек расколот, беспомощен, зависим. Свобода – это не произвол, это очищение от чужеродных ограничений, от давления извне, от социального и политического низкопоклонства, это духовная самостоятельность, самодисциплина. Только свободный человек может мыслить, любить и веровать, он «приобретает возможность творить свой дух из материала своих способностей, талантов и страстей».


Самая низкая цена дипломной работы по психологии в Work5. Мы напишем качественный диплом за недорого.


. Только самостоятельно мыслящий человек умеет ценить чужую мысль. Всё великое и истинное в жизни возникает из себя и через себя. Так преодолеваются духовные кризисы, так зарождается искусство, развивается наука, появляется любовь. Культура без свободы – это видимость одна. Принуждением свободу не заменить. Свободу человека подстерегает, во-первых, опасность её недооценки, и, во-вторых, злоупотребление свободой, ведущее к её утрате [1]. «Гнёт порождает тихое накопление сил; накопление сил пробуждает потребность в свободе – осмысление, притязания, волю; в дальнейшем воля диктует борьбу за свободу…» [2]. Анализируя культуру Запада, Ильин замечает, что она построена из «льда и камня». «Религия, искусство и наука здесь холодны и выдают эту холодность за достижения. Политика, техника, экономика, бизнес суровы и вменяют эту свою суровость себе в заслугу». С детства здесь внушают человеку, что сердце существует только для глупцов, совесть – достояние блаженных, вера изжила себя, она для наивных и непросвещённых, любовь – анахронизм, чуждый для современной жизни. Культивируется воля, соображения пользы, позабыты чувства. Современный человек хочет долго жить и наслаждаться жизнью, считает выгодным для себя отстраниться от проблем, спешит получить как можно больше удовольствий, жаждет власти, «он субъект без тормозов», он одержим завистью. Зависть толкает человека на борьбу против другого, народ против народа, партию против партии. Остаётся надеяться, что «одержимые отбеснуются и иссякнут, а вызванные ими страдания отрезвят людей, заставят образумиться». Современная цивилизация есть жадное стремление к неограниченной власти над плотью, а через тело – к обладанию душой [3]. Человек человеку – прохожий, или «запертый в сундук», или «деревянный шарик», который, ударяясь о другой, отскакивает в сторону, и каждый дальше катится по своей дорожке, стараясь как можно меньше обращать внимание друг на друга. Ильин писал, что люди скрывают свои истинные чувства, уподобляясь «запертому сундуку». Использовать для карьеры, тщеславия, полезности другого, а потом предать – это становится нормой. Жестокость в буднях, в отношениях заложена в жестокой и чёрствой культуре. И.А. Ильин считал, что европеец живёт волей и рассудком, а русский человек –сердцем и воображением прежде всего, а потом – волей и умом. Русский человек всегда удивлялся другим народам, добродушно с ними уживался, ценил свободу духа выше формальной правовой свободы, не презирал другие народы. Самоутверждение не есть нападение, отстаивание своего не означает завоевание чужого. В работе «Родина и мы» Ильин писал: «Любить свою Родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы». Национальное обезличивание есть опасность и беда в жизни народа, в жизни человека. Ещё А.С. Пушкин говорил, что гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать – постыдное малодушие. Европейцы же понимают лишь то, что на них похоже, да и то искажая на свой лад. Последние мировые войны закрепили страх Европы перед Россией. Неизвестность всегда страшит. Худшему извне можно противостоять только изнутри. «Современный человек должен понять, что судьба его зависит от того, что он сам излучает в мир». Человек и Родина – одно целое, живое тождество. Поэтому важно научиться смотреть на мир без духовного ослепления, без иллюзии, видеть сильные и слабые стороны своего народа, его историческое становление, своеобразие характера, политические, экономические, территориальные проблемы, структуру его духовного акта, всё, что свойственно ему и что ему недостаёт, видеть достижения и промахи других народов. Опасно примитивное самосознание, когда человек скован своим собственным самовосприятием, ему кажется важным и совершенным то, что он воспринимает в себе самом и для себя, и ничего больше не видит. В жизни некоторых народов это приводит к национальной спеси, самоупоению, национальному высокомерию, надменности, переоценке себя и недооценке других, но в действительности «каждый народ, как цветок Божий, обеспокоен тем, чтобы предельно раскрылась его соцветие и чтобы дивным благовонием вознаградить своего садовника. Но ни у одного цветка нет каких бы то ни было оснований считать себя главным в Божественном саду, презирая и заглушая собою других» [2]. Цель исследования – рассмотрение проблемы человека в философии И.А. Ильина. Задачи исследования: - рассмотреть общетеоретические и методологические основы философской антропологии И.А. Ильина; - выделить общеметодологические основы философской антропологии И.А. Ильина; - обозначить проблему взаимоотношений типа человек-общество-государство в контексте социально-философских взглядов И.А. Ильина. Объект исследования – человек в философии. Предмет исследования – особенности взаимоотношений типа человек-общество-государство в контексте социально-философских взглядов И.А. Ильина. Теоретическая база исследования. В аспекте соотношения науки и техники, естествознания и технических наук сущностные характеристики техники рассматриваются такими учеными, как Ю.Н. Абабков, Г. Бёме, И.Г. Васильев, Д.М. Гвишиани, В.Г. Горохов, ван ден Даале, Б.И. Иванов, В.И. Кобзарь, А. Койре, В.Д. Комаров и др. Методологической базой исследования являются: - материалистическая диалектика с её принципами и системой категорий; - системный, структурный, функциональный, деятельностный и информационный общенаучные подходы; - общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение и классифицирование. Практическая база исследования. Философия И.А. Ильина. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы.

Читать дальше
Изучив теоретические и практические аспекты заданной темы, автор пришел к следующим выводам. Проблема человека в философии и попытки ее решить привели также к тому, что космос и природа стали пониматься антропоморфно, как живой и одухотворенный организм. Эта идея выражена в древнейших космогонических мифологемах «всемирного прачеловека» (Пуруша в индийских Ведах, Имир в скандинавской «Эдде», Пань Гу в китайской философии, Адам Кадмон в еврейской Каббале). Из тела этого человека возникла природа, обладающая также «космической душой» (с этим были согласны Гераклит, Анаксимандр, Платон, стоики), и эта природа часто отождествляется с неким имманентным божеством. Познание мира с такой точки зрения часто выступает как самопознание. Неоплатоники растворяли Космос в душе и разуме. Наличие у человека тела и души (или, точнее, тела, души и духа) породило еще одно противоречие, которым характеризуется проблема человека в философии. Согласно одной точке зрения, душа и тело – это два разных вида одной и той же сущности (последователи Аристотеля), а согласно другой – это две разные реальности (последователи Платона). В учении о переселении душ (характерном для индийской, китайской, частично египетской и греческой философии) границы между живыми существами очень подвижны, но только человеку свойственно стремиться к «освобождению» от ига колеса существования. Свободу духа нельзя толковать как свободу от него. И если внешняя свобода духа отрицает что- либо, то только принуждение, угрозу или другие средства давления на религиозную веру, но она не отрицает ни духовного воспитания, ни религиозного преподавания. Внешняя, отрицательная свобода - это лишь путь, ведущий к внутренней, положительной свободе, средство, ведущее к цели. Если человек превращает свободу духа в свободу от духа, то власть, чтобы прекратить зло и насилие, имеет право эту свободу отнять. Свобода не должна быть свободой духовного растления или преступления против веры и убеждений. Процесс накопления духовного опыта, любви и веры слагается и развивается на протяжении столетий. Это трудный, сложный и многогранный процесс воспитания, преподавания и передачи опыта и знаний от поколения к поколению и разрушить его бездуховной пропагандой легко. В вопросах веры человек может заблуждаться. Но как, указывает Ильин, эту возможность надо предоставить людям, не опасаясь искренних и честных еретиков. Опасность не заключается в том, что человек, искренне ищущий Бога, увидит его по-своему, и окажется еретиком. Опасность состоит в том, что человек захочет уйти от Бога и духа и увлечет других - сначала ложью, лукавством, а затем принуждением и террором. Начнет он с проповеди вседозволенности и злоупотребления внешней свободой, а закончит разрушительным воздействием на процесс внутреннего освобождения. Высокая оценка духовной свободы, по мнению Ильина, носит христианский характер, ибо Христос пришел на землю, чтобы свободно вовлечь человека в процесс духовного роста и освобождения. Нельзя обратить человека к вере посредствам силы. Сила - это оружие против зла и принуждения. Личность, считающая себя свободной только во внешней стороне своей жизни, может злоупотреблять своей свободой и превратить ее в совершенную, внутреннюю несвободу. «Словом, - делает вывод Ильин - верное отношение духа и свободы состоит не только в том, что дух (т.е. духовный опыт, любовь, вера) нуждается во внешней свободе и требует ее, но и еще в том, что дух освобождает человека внутренне и сообщает ему внутреннюю силу, самостоятельность, характер и крылья для духовного осмысления и победоносного полета через жизнь и смерть». Найти в себе силы для борьбы за внутреннее освобождение - значит для личности заложить основы духовного характера, воспитать его. Внутренняя свобода - это процесс духовного самоопределения, власть над душой и телом. Освобождая себя, человек заполняет свое «внутреннее пространство» свободно и верно выбранными божественными содержаниями, которые приобретаются верой и любовью. Освободить себя, указывает Ильин, не означает стать независимым от других людей, но значит стать «господином своих страстей». Господин своих страстей не тот, кто может их обуздать, а тот, кто их духовно облагородил и преобразовал. Внутренняя свобода, по мнению русского философа, не является отрицанием закона и авторитета, т. е. беззакония и самомнения. Внутренняя свобода - это способность духа самостоятельно увидеть верный закон, признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни. Свобода не есть произвол, ибо произвол всегда ведет к следованию прихотям души и тела. У свободного человека, делает вывод Ильин, не произвол ведет к свободе, а свобода царит над произволом. Внутренняя свобода нуждается во внешней. Внешняя свобода - это необходимое условие для развития и усиления стремления к внутреннему освобождению. Из внешней свободы, как считает Ильин, возникает духовная самостоятельность человеческой личности в ее отношении к Богу и затем к другим людям и природе. Внешняя свобода - это не право делать все, что кому захочется с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем помешать. Внешняя свобода заключается, по Ильину, в свободе веры, убеждений и воззрений, т. е. той области предписаниями жизни, в которой другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными и запретами. Это свобода от недуховного и противо-духовного давления, от грубой силы принуждения и угрозы.
Читать дальше
1. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. - М. : ТК Велби, Проспект, 2015. 2. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Панин, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Проспект, 2014. 3. Алехин В.В. Философские проблемы инженерно-технического труда. М.: Высш. шк, 2014.- 95 с. 4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 2015. -175 с. 5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 2014. -304 с. 6. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Советское изобретательское право. М.: Госгориздат, 2013. - 226 с. 7. Антипина Г.С., Ядов В.А., Киссель А.А. Социально-психологический портрет инженера. М.: Мысль, 2012. - 231 с. 8. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2013. М.: Мысль, 2012. - 205 с. 9. Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г. Философы анализируют феномен техники // Вопросы философии. 2012. № 12. - С.128-133. 10. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 томах. Т.1, М.: Мысль, 2014. - С. 50-367. 11. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 томах. Т.4, М.: Мысль, 2014. - 830 с. 12. Аристотель. О душе // Соч. в 4 томах. Т.1., М.: Мысль, 2014. - С. 369-448. 13. Аристотель. Физика // Соч. в 4 томах. Т.З, М.: Мысль, 2014. - С. 59-262. 14. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 2015. - 1392 с.15 15. Бучило, Н. Ф. Философия: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - М. : ПЕРСЭ,2015. 16. Бойко Л.А. Идея гегелевской методологии в осмыслении И.А. Ильина: диалектика интуитивно-феноменологического и спекулятивного моментов философствования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 2-6. 17. Баранов С.Т., Бойко Л.А., Бойко П.Е., Душина Т.В., Коцюба В.И., Лагунов А.А., Микеева О.А., Нижников С.А., Сербиненко В.В., Тихеев Ю.Б Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии // Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет», НИИ Социально-гуманитарных проблем. Ставрополь, 2010. 18. Бойко Л.А. Концепция государства И. А. Ильина как опыт спекулятивной методологии русской философии права // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 4. С.179 – 189. 19. Бойко Л. А. Индивидуальность человека и духовная общность людей в философии И.А. Ильина // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. 30 Адлерские чтения. Сборник статей всероссийской конференции. 2016. С.45 – 50. 20. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. – М.: Слово, 2014. – 390 с. 21. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2015 – 640 с. 22. Замалеев, А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья / А.Ф. Замалеев. – Л.,2014. 23. Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собр. соч. в 10 т. Т.8. – М.: Русская книга, 1998. – 393 с. 24. Ильенков, Э. Философия и культура / Э.Ильенков. - М.: Политиздат, 2010. – 381 с. 25. Ильин И. А. Избранные произведения / И. А. Ильин. - М.: АСТ, 1998. - 452 с. 26. Ильин И. А. О грядущей России / И. А. Ильин. - М.: Республика, 1994. - 425 с. 27. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2015. 28. Кохановский, В. П. Основы философии: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. 29. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 416 с. 30. Лосев, А. Ф. Истории античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М., Мысль, 2012. 31. Мамардашвили, М.К. Лекции по философии / М.К. Мамардашвили . - М.: Проспект, 2012. – 224 с. 32. Основы философии. П.С. Гуревич, М., изд-во «Гардарики», 2013. 33. Основы философии. Е.В. Попов, учебное пособие для высших учебных заведений, гуманитарный изд. Центр «Владос», М., 2012. 34. Писарев, В. Избранные философские и общественно-политические статьи / В. Писарев. - Л.: Госполитиздат, 2015. - 718 с. 35. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти томах / Г.В. Плеханов. - М.: Соцэкгиз, 2012. 36. Радищев, А.Н. Избранные философские сочинения / А.Н. Радищев. - Л.: Госполитиздат, 2015. - 558 с. 37. Рычков, А. К. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. - М. : ВЛАДОС, 2015. 38. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. - М. : Госполитиздат, 2012. - 647 с. 39. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф.Сержанов. - Л., 2013. 40. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – 440 с. 41. Соловьёв, В.С. Философская публицистика. Сочинения в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М. : Правда, 2015. 42. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2015. 43. Таранов, П. Анатомия мудрости. 120 философов / П. Таранов. – М.: Мысль, 2012. – 513 с. 44. Ткачёв, П.Н. Кладези мудрости российских философов / П.Н. Ткачев. - М.: Правда, 2013. - 637 с. 45. Уткина, Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов: к 275-летию со дня рождения / Н.Ф. Уткина. - М.: Мысль, 2012. - 224 с. 46. Философия и медицина : монография / ред. В.Ф. Сержантов, А.А. Корольков. - Л. : Изд-во ЛГУ, 2012. - 216 с. 47. Философы двадцатого века: сборник / ред. И.С. Вдовина ; отв. ред. А.М. Руткевич. - М. : Искусство, 2015. - 264 с. 48. Философия. Н.Ф. Бучило, А.Н.Тумаков, учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., изд-во «ПЕР СЭ», 2014. 49. Философский энциклопедический словарь. М., изд-во «ИНФРА - М», 2012. 50. Философия науки в вопросах и ответах. В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи, изд. 2-ое, Ростов – на - Дону, изд-во «Феникс», 2012. 51. Философия под ред. В.К. Лукашевича, В.М. Белокурского и И.П. Машынина, Минск, изд-во «БГЭУ», 2014. 52. Философия под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов – на – Дону, изд-во «Феникс», 2015. 53. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012 – 828 с. 54. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2015. – 320 с. 55. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев.- М., Высшая школа, 2012.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image