Не бойтесь заказать реферат в Томске , у нас работают профессионалы
. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетического, лексического, грамматического, связного, усвоение его выразительности и образности. Кроме того, полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте - необходимое условие решения задач умственного, эстетического и духовно-нравственного воспитания, усвоения культуры своего народа, национальных и общечеловеческих ценностей в максимально сенситивный период развития. Одной из важнейших проблем становления личности ребенка является развитие его разговорного, живой речи, наполненной эмоциональным содержанием. Сегодня внедрение общей автоматизации и компьютеризации обедняет речь ребенка. В сложившейся ситуации, восполнить дефицит эмоционального и выразительной речи ребенка может помочь привлечение детей с дошкольного возраста к произведениям искусства (художественных картин, поэзии, музыки и т.д.). Проблема выразительности речи исследовалась лингвистами (А. Ахманова, Н. Бабич, Б. Головин и др.) В общем аспекте культуры речи; психологами (В. Артемов, К. Изард, А. Ковалев, С. Рубинштейн, А. Чебыкин, П. Якобсон и др.) в рамках психологии эмоций, где выразительные средства речи изучаются наряду с другими средствами внешнего проявления эмоций; в социальной психологии, в которой средства речевой выразительности рассматриваются как средства общения (Г. Андреева, А. Бодалев, Н. Горелов, С. Кулачковская, А. Кульчицкая, М. Лисина, Т. Репина и др.). Вербальные средства выразительности в речи, которая звучит, выступили объектом исследований многих ученых (А. Аматьева, С. Боднар, А. Говалешко, Б. Головин, Г. Дидук, Г. Колшанский, Л. Кулибчук, А. Потебня, В . Реформатский, Ю. Руденко, С. Семенова, Н. Черемсина, Л. Щерба и др.) невербальные средства выразительности в лингвистике изучались такими учеными, как А. Акишин, Т. Акишин, Г. Колшанский, Е. Красильников, Т. Николаев, А. Пирз, Б. Успенский и др. Цель исследования - определить и научно обосновать педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин и экспериментально проверить их эффективность. Задачи исследования: 1. Научно обосновать и раскрыть сущность понятий «эмоционально-выразительное речи», «эмоционально-выразительные средства речи»; уточнить понятие «культура», «знаки и символы», «эмоционально-эстетическое развитие ребенка», «живопись», «репродукция художественной картины», «восприятие картины». 2. Выявить критерии, показатели и охарактеризовать уровне сформированности эмоционально-выразительной речи у старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин. 3. Разработать и апробировать экспериментальную модель и методику реализации педагогических условий формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия живописи. 4. Определить педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин. Объект исследования - художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические условия формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия репродукций художественных картин. Гипотеза исследования - формирование эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин - будет эффективным, если реализовать такие педагогические условия: - взаимосвязь (интеракция) учебно-речевой, художественно-речевой и изобразительной деятельности детей; - обогащение лексического запаса детей вербальными и невербальными эмоционально-выразительными средствами речи в коммуникативно-речевой деятельности; - использование творческой импровизации в коммуникативно-речевой деятельности детей по репродукциям художественных картин. Методы исследования - теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования эмоционально-выразительной речи; эмпирические: целенаправленные наблюдения за проявлениями эмоционально-выразительной речи старших дошкольников, анкетирование, беседа, анализ учебно-воспитательных планов, программ по выявлению состояния формирования эмоционально-выразительной речи по репродукциям художественных картин в практике дошкольных учреждений; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), направленный на формирование эмоционально-выразительной речи детей в процессе восприятия репродукций художественных картин; статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных уровней сформированности эмоционально-выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия репродукций художественных картин. Практическое значение исследования заключается в том, что разработана экспериментальная методика формирования эмоционально-выразительной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений живописи - репродукций художественных картин; тематические словари эмоционально-выразительной речи: подобраны словесно-поэтическую наглядность к репродукций художественных картин, которые могут применяться в практике работы дошкольных учебных заведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, художественной литературы и изобразительной деятельности, а также в процессе преподавания профессиональных методик на дошкольных факультетах высших учебных заведений и институтах последипломного образования. Структура работы: работа состоит из трёх глав (5 параграфов), введения, заключения и списка литературы (28 источников).