Введение 3
1. Развитие функций программирования и контроля в младшем школьном возрасте 5
2. Нейропсихологические методы исследования. Компьютерные методы оценки внимания 11
3. Результаты выполнения методик детьми младшего школьного возраста (здесь ещё можно было бы сравнить результаты нормальных детей и детей с патологией или разницу в развитии городских и сельских детей 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
Опираясь на изученный материал, следует сформулировать ряд выводов:
В настоящее время в отечественной нейропсихологии одним из основных направлений, относящихся к нейропсихологии нормы, является исследование индивидуальных особенностей психики детей в контексте проблемы школьных трудностей учения. Новая социальная ситуация детского развития - вхождение в школьную жизнь, в учебную деятельность - предъявляет ряд специфических требований к ребенку, главным из которых является осуществление учащимися начальной школы произвольной активной, сознательной психической деятельности. Обеспечение успешности обучения зависит от благополучного развития мозговых механизмов, определяющих необходимый уровень сформированности высших психических функций (ВПФ).
Нейропсихология – это наука, основным объектом изучения которой выступает мозговая организация психических процессов. Основная цель данной науки направлена на то, чтобы осознать связь структуру и функционирование головного мозга и психических процессов, а также поведение живых существ. На сегодняшний день актуальность нейропсихологии подтверждается практическим применением ее методик врачами разных специализированных клиник, а также специалистами судебно-медицинской экспертизе. Помимо того, нейропсихологи являются крайне востребованными, как консультанты в организациях, в которых нейропсихологическая теория используется в организации производственного и управленческого процесса.
Ежегодно число детей, которые сталкиваются со сложностями в обучении письму и страдают от нарушений в письменной речи, только увеличивается. С каждым годом сложностей в овладении грамотной письменной речью становится все больше, а орфографические правила для учеников становятся все менее понятными и доступными. Как правило, когда родители и педагоги сталкиваются с подобной ситуации, они не понимают истинную причину такой безграмотности. Обвиняют ребенка в том, что он чрезвычайно ленив и не хочет учиться. Тем не менее, многие дети, обладая нормальным слухом, зрением и развитым интеллектом, могут писать безграмотно, и причиной тому становится незрелость некоторых отделов головного мозга.
Работа с детьми, страдающими от дисграфии должна проводиться не только на занятиях у логопедов, а еще и на занятиях. Можно даже сказать, что учитель младших классов, использующий нейропсихологические методы в своей работе будет играть более важную роль в коррекционной работе.
Читать дальше
1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. «Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников», М. 2010
2. Ахутина Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд – во С. – ПБ Университета, 2011
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М, Преодоление трудностей учения; нейропсихологичесский подход. - Спб.: Питер, 2008 (1-е издание)
4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений в 6 томах. - Т.4. - М.: Педагогика. - 1984. - С. 376-385.
5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. (2002). Психология внимания. М.: Флинта. Заваденко Н.Н. (2001). Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа–Пресс 1.
6. Дубровинская Н.В., Савченко Е.И. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. О.С. Адрианова, Д.Б. Фарбер. – Л.: Изд-во «Наука». - 1990. – С. 87-110.
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М. - 1997. - 124 с.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М., 1969
9. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. – 2006. - Т. 32. № 1. - С.26-36.
10. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. – 2004. – Т.40, №5. – С. 427-435
11. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов. – М. - 1998. - С. 231-237.
12. Семенова Л.К., Васильева В.В., Цехмитренко Т.А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука. - 1990. – С. 8-45.
13. Фаликман М.В. (2006). Внимание. Общая психология в семи томах под ред. Братуся, М.: Академия.
14. Davidson M.C., Amso D., Anderson L.C., Diamond A. (2006) Development of cognitive control and executive functions frоm 4 to 13 years: Evidence frоm manipulations of memory, inhibition, and task switching. Neuropsychologia. 2006 ; 44(11): 2037–2078
15. Нейропсихологическая Психокоррекция [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.neuro-psychol.ru/site/index.php?id=99&Itemid=38&lang=ru&option=com_content&view=article (дата обращения: 09.06.2017)
16. Нейропсихологические методы исследования [Электронный ресурс], режим доступа: http://psy-clinic.info/index.php?id=111:nejropsikhologicheskie-metody-issledovaniya (дата обращения: 09.06.2017)
Читать дальше