Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Воронеже , обратитесь к нашим авторам.
. В то же время в европейских культурах философско-эстетический и этический смысл чайного ритуала оказался потерянным. В результате культурной революции, уничтожившей много достижений классической культуры, чайная церемония была забытая и в самом Китае. Процесс культурного возрождения в КНР способствовал возвращению из забвения наследия прошлого, в частности чайной церемонии. Последнее десятилетие отмечено возникновением чайных домов и павильонов, попытками реконструировать форму и содержание этой замечательной традиции. В то же время отмечается усиление интереса к чайной церемонии в европейских странах. Так, например, в Париже под эгидой ЮНЕСКО в 2004 г.. Проходила акция в защиту чайной церемонии, на которой впервые выступили мастера из Окинавы, предложившие окинавскую модель чайного действа «бука-бука-ча» (Буль-буль-чай). Если в европейских столицах организуются школы чайной церемонии, то они преимущественно представляют только одну школу - Ура Сенке, не говоря уже о существовании чайной культуры на ее родине в Китае и различных «местных вариантах» - на Тайване, в Корее, на Окинаве. Однако немногочисленная популярная литература, одиночные визиты мастеров из Китая не позволяют составить целостное представление о чайной церемонии, ее философско-эстетическом и социокультурном смысле. Дефицит информации и специалистов порождают деформированные представления об этом уникальном явлении мировой культуры. Кроме того, общегуманитарный и воспитательный смысл чайной церемонии, ее духовный и творческий потенциал имеют и определенный социокультурный интерес как духовно-эстетическая парадигма. Как писал Окакура Какудзо: «До сих пор человечество встречалось лишь за чашкой чая. Это - единственная азиатская церемония, что пользуется всемирным уважением ». Поэтому представляется актуальным проведение комплексного исследования чайной церемонии - от зарождения в Китае культуры выращивания чайного дерева к приготовлению напитка и превращение его в особую модель творчества и социального общения. Цель и задачи исследования. Цель заключается в выявлении философско-эстетического и этического содержания чайной церемонии, определении особенностей ее китайской модели. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать исследовательскую литературу, посвященную чайной церемонии, определить состояние изученности вопроса; - выяснить источники зарождения чайной культуры в Китае, выявить основные этапы ее развития, определить философско-эстетическую основу чайного ритуала, его основные принципы, - осуществить сравнительный анализ китайской модели чайной церемонии, определить характерные признаки; - систематизировать имеющиеся данные о чайной церемонии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня, выявить причины формирования разных дискурсов чайного ритуала, условия и особенности его функционирования на современном этапе; - составить комплексное представление о Пути чая как теории и практики, проанализировать результаты практического обучения чайной церемонии; - выявить влияние чайной церемонии на развитие художественной культуры, определить акценты в моделировании художественной среды в Китае; - систематизировать терминологический корпус чайной церемонии в ее китайском варианте, составить терминологический словарь. Объектом исследования является чайная церемония в ее китайском варианте, предметом исследования - ее философско-эстетические и социокультурные аспекты. Границы исследования определяются целью работы. Исследование охватывает период от первых упоминаний о чайной церемонии и до начала XXI века. Методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы, позволившие осмыслить фактологический материал в контексте поставленной проблемы. В работе применялся прежде всего историко-культурологический подход, в частности изложение научных фактов осуществлялся в контексте общеисторического процесса и основных тенденций развития культуры. Кроме того, использован метод компаративистского анализа, с помощью которого обнаружено общее и отличное в японском и китайском дискурсах чайной церемонии. Многообразие источников требовало применения методов систематизации, классификации и обобщения, приемов текстологического и образно-стилистического анализа. Для реализации идеи исследовании использован комплексный подход к обработке фактографических материалов, что позволило осмыслить китайскую и японскую модели чайной церемонии в разнообразии интертекстуальных связей. Методологическую основу проведенного исследования составляют принципы историзма, объективности и системности. В работе были использованы и практические методы исследования, среди которых непосредственное участие в чайных церемониях разных школ, а также внедрение полученных результатов исследования в разработку культурных и образовательных программ, посвященных искусству Китая и Японии. Научной базой для решения поставленных задач послужили материалы китайских исследований (работы Вань Цун Жень, Вань го Дин, Вань Цзян Лин, Гуан Цзян Пин, Дин Юй Тао и др.), Фрагменты текстов знаменитых мастеров чая, музейные коллекции Пекина и Японии. Научная новизна полученных результатов. Представленная работа является первой попыткой в постсоветских странах комплексного анализа чайной церемонии, ее истории, теории и практики. Научная новизна полученная в процессе исследования заключается в том, что: - впервые в представленной работе осуществлен комплексный анализ чайной церемонии, выявлено ее философско-эстетические и социокультурные аспекты; - систематизированно и проанализировано широкий круг публикаций по чайной церемонии китайском, японском, английском и русском языках; - введены в научный оборот новые материалы по современной практики чайной церемонии Китая; обобщены материалы теоретических трактатов великих мастеров чая; - выявлены основные принципы чайной церемонии и характер их трактовки в Китае. Доказано, что разногласия между китайской и японской моделями чайного действа определяют содержанием понятия гармонии; - выявлены культуротворческую роль чайной церемонии; переосмыслено ее культурно-эстетические основы, что позволило выйти на новый уровень ее трактовки; - определены особенности чайной церемонии как художественного моделирования среды; выявлены расхождения средств такого моделирования в Китае; - проанализированы принципы и приемы художественного моделирования общения в чайной церемонии. Практическое значение полученных результатов. Материалы работы могут использоваться как при разработке теоретических дисциплин (культура Дальнего Востока, история мировой художественной культуры, культурология, история искусства, философия), так и в практике чайной церемонии; при расшифровке сюжетов в произведениях китайского и японского искусства, а также разработке культурных программ, посвященных странам Дальнего Востока. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.