Введение 3 Глава 1 Традиционная чайная культура в Китае 8 1.1. Исторические условия чайной культуры в Китае 8 1.2. Влияние на разные религии народов 10 1.3 Влияние чайной культуры на этикет Китайской цивилизации 11 Выводы по 1 главе 13 Глава 2 Чайная культура народов Центральной Азии и Тибета 14 2.1 Схожие и различные черты для разных народов Китая 14 2.2 Даосская философия 15 Выводы по 2 главе 18 Глава 3 Разделение и взаимопроникновение чайных культур 19 3.1 Синтез чайной культуры народов Китая, Тибета и Центральной Азии 19 3.2 Современное состояние чайной культуры народов Китая и Центральной Азии: сравнительный-географический анализ 20 Выводы по 3 главе 20 Заключение 21 Список литературы 22

Чайная культура в Китае и Центральной Азии

курсовая работа
Культура
22 страниц
96% уникальность
2017 год
87 просмотров
Полякова Ю.
Эксперт по предмету «Востоковедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Традиционная чайная культура в Китае 8 1.1. Исторические условия чайной культуры в Китае 8 1.2. Влияние на разные религии народов 10 1.3 Влияние чайной культуры на этикет Китайской цивилизации 11 Выводы по 1 главе 13 Глава 2 Чайная культура народов Центральной Азии и Тибета 14 2.1 Схожие и различные черты для разных народов Китая 14 2.2 Даосская философия 15 Выводы по 2 главе 18 Глава 3 Разделение и взаимопроникновение чайных культур 19 3.1 Синтез чайной культуры народов Китая, Тибета и Центральной Азии 19 3.2 Современное состояние чайной культуры народов Китая и Центральной Азии: сравнительный-географический анализ 20 Выводы по 3 главе 20 Заключение 21 Список литературы 22
Читать дальше
Актуальность исследования. Среди явлений культуры Дальнего Востока, что привлекают внимание, особое место занимает чайная церемония. Традиция чаепития, как собственно и название этого напитка в европейских языках (tee, чай), были заимствованы из Китая.


Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Воронеже , обратитесь к нашим авторам.


. В то же время в европейских культурах философско-эстетический и этический смысл чайного ритуала оказался потерянным. В результате культурной революции, уничтожившей много достижений классической культуры, чайная церемония была забытая и в самом Китае. Процесс культурного возрождения в КНР способствовал возвращению из забвения наследия прошлого, в частности чайной церемонии. Последнее десятилетие отмечено возникновением чайных домов и павильонов, попытками реконструировать форму и содержание этой замечательной традиции. В то же время отмечается усиление интереса к чайной церемонии в европейских странах. Так, например, в Париже под эгидой ЮНЕСКО в 2004 г.. Проходила акция в защиту чайной церемонии, на которой впервые выступили мастера из Окинавы, предложившие окинавскую модель чайного действа «бука-бука-ча» (Буль-буль-чай). Если в европейских столицах организуются школы чайной церемонии, то они преимущественно представляют только одну школу - Ура Сенке, не говоря уже о существовании чайной культуры на ее родине в Китае и различных «местных вариантах» - на Тайване, в Корее, на Окинаве. Однако немногочисленная популярная литература, одиночные визиты мастеров из Китая не позволяют составить целостное представление о чайной церемонии, ее философско-эстетическом и социокультурном смысле. Дефицит информации и специалистов порождают деформированные представления об этом уникальном явлении мировой культуры. Кроме того, общегуманитарный и воспитательный смысл чайной церемонии, ее духовный и творческий потенциал имеют и определенный социокультурный интерес как духовно-эстетическая парадигма. Как писал Окакура Какудзо: «До сих пор человечество встречалось лишь за чашкой чая. Это - единственная азиатская церемония, что пользуется всемирным уважением ». Поэтому представляется актуальным проведение комплексного исследования чайной церемонии - от зарождения в Китае культуры выращивания чайного дерева к приготовлению напитка и превращение его в особую модель творчества и социального общения. Цель и задачи исследования. Цель заключается в выявлении философско-эстетического и этического содержания чайной церемонии, определении особенностей ее китайской модели. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать исследовательскую литературу, посвященную чайной церемонии, определить состояние изученности вопроса; - выяснить источники зарождения чайной культуры в Китае, выявить основные этапы ее развития, определить философско-эстетическую основу чайного ритуала, его основные принципы, - осуществить сравнительный анализ китайской модели чайной церемонии, определить характерные признаки; - систематизировать имеющиеся данные о чайной церемонии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня, выявить причины формирования разных дискурсов чайного ритуала, условия и особенности его функционирования на современном этапе; - составить комплексное представление о Пути чая как теории и практики, проанализировать результаты практического обучения чайной церемонии; - выявить влияние чайной церемонии на развитие художественной культуры, определить акценты в моделировании художественной среды в Китае; - систематизировать терминологический корпус чайной церемонии в ее китайском варианте, составить терминологический словарь. Объектом исследования является чайная церемония в ее китайском варианте, предметом исследования - ее философско-эстетические и социокультурные аспекты. Границы исследования определяются целью работы. Исследование охватывает период от первых упоминаний о чайной церемонии и до начала XXI века. Методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы, позволившие осмыслить фактологический материал в контексте поставленной проблемы. В работе применялся прежде всего историко-культурологический подход, в частности изложение научных фактов осуществлялся в контексте общеисторического процесса и основных тенденций развития культуры. Кроме того, использован метод компаративистского анализа, с помощью которого обнаружено общее и отличное в японском и китайском дискурсах чайной церемонии. Многообразие источников требовало применения методов систематизации, классификации и обобщения, приемов текстологического и образно-стилистического анализа. Для реализации идеи исследовании использован комплексный подход к обработке фактографических материалов, что позволило осмыслить китайскую и японскую модели чайной церемонии в разнообразии интертекстуальных связей. Методологическую основу проведенного исследования составляют принципы историзма, объективности и системности. В работе были использованы и практические методы исследования, среди которых непосредственное участие в чайных церемониях разных школ, а также внедрение полученных результатов исследования в разработку культурных и образовательных программ, посвященных искусству Китая и Японии. Научной базой для решения поставленных задач послужили материалы китайских исследований (работы Вань Цун Жень, Вань го Дин, Вань Цзян Лин, Гуан Цзян Пин, Дин Юй Тао и др.), Фрагменты текстов знаменитых мастеров чая, музейные коллекции Пекина и Японии. Научная новизна полученных результатов. Представленная работа является первой попыткой в постсоветских странах комплексного анализа чайной церемонии, ее истории, теории и практики. Научная новизна полученная в процессе исследования заключается в том, что: - впервые в представленной работе осуществлен комплексный анализ чайной церемонии, выявлено ее философско-эстетические и социокультурные аспекты; - систематизированно и проанализировано широкий круг публикаций по чайной церемонии китайском, японском, английском и русском языках; - введены в научный оборот новые материалы по современной практики чайной церемонии Китая; обобщены материалы теоретических трактатов великих мастеров чая; - выявлены основные принципы чайной церемонии и характер их трактовки в Китае. Доказано, что разногласия между китайской и японской моделями чайного действа определяют содержанием понятия гармонии; - выявлены культуротворческую роль чайной церемонии; переосмыслено ее культурно-эстетические основы, что позволило выйти на новый уровень ее трактовки; - определены особенности чайной церемонии как художественного моделирования среды; выявлены расхождения средств такого моделирования в Китае; - проанализированы принципы и приемы художественного моделирования общения в чайной церемонии. Практическое значение полученных результатов. Материалы работы могут использоваться как при разработке теоретических дисциплин (культура Дальнего Востока, история мировой художественной культуры, культурология, история искусства, философия), так и в практике чайной церемонии; при расшифровке сюжетов в произведениях китайского и японского искусства, а также разработке культурных программ, посвященных странам Дальнего Востока. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Проведенное исследование развития чайной церемонии в Китае позволило прийти к определенным выводам. 1. В научной литературе, посвященной чайной церемонии, китайское чайное действо остается малоизученным явлением. В работах китайских исследователей основной акцент делается на изучении истории, технологии выращивания и заваривания чая, в то время как культурологические аспекты чайного ритуала не получили должного освещения. В трудах европейских ученых китайская чайная церемония трактуется в терминах японского чайного действа, создает очередной образ «мнимого востока» и не приближает к пониманию сути и значения этого явления китайской культуры. Сравнение китайской и японской моделей чайного ритуала, его структуры, философско-эстетического содержания также остается за пределами современных исследований. 2. Установлено, что основой чайного ритуала есть четыре принципы, характерные для китайской модели: гармония, почтительность, чистота, спокойствие. Эти четыре принципа аккумулируют в себе религиозные, философские и эстетические взгляды народов Дальнего Востока. При различных трактовках принципов чайной церемонии ключевым понятием в Китае есть гармония. 3. На основе проведенного анализа эволюции чайной церемонии в Китае обнаружено, что в Китае наблюдается последовательный переход от концепции чаепитие как медицинского средства к чаепитию как бегства от мира и в завершающей фазе - к чаепитию как средства проведения досуга. Таким образом, чай стал неотъемлемым элементом китайской цивилизации. Дискурс демонстрирует эволюцию от чайного ритуала как формы медитации модели социального общения и в завершающей фазе - как к средству эстетического и нравственного воспитания. Таким образом, чайная церемония стала одним из важнейших элементов культуры.
Читать дальше
1. Вербицкий Василий Иванович (1827-1890) Алтанцы, 1870 2. Вопросы истории, экономики и культуры народов Азии и стран зарубежного Востока 3. Дорим Банзаров (1823-1855). Сборник сочинений 4. Игнатович Александр Николаевич Чайное детство, 2011 5. История, культура, языки народов Востока: Сборник статей, 1970 6. История Восточных культур: Сборник статей, 1976 7. История, культура, общество: третья международная уйгуроведческая конференция (Звенигород, 23-26 декабря 2016 г.): Сборник статей, 2016 8. Исханов Гегель Манитович (1975) Этнографическое изучение уйгуров Восточного Туркестана русскими путешественниками второй половины ХІХ в. 9. Лунин Борис Владимирович (1906) Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении 10. Материалы по Востоку: Сборник статей, 1996 11. Материалы по истории и культуре уйгурского народа: Сборник статей, 1978 12. Потапов Леонид Павлович (1905-200) Очерки народного быта тувинцев, 1969 13. Сборник статей молодых ученых и аспирантов. 14. Тюркские народы Восточной Сибири, 2008 15. Человек и культура Востока, 2009 16. Щукин Николай Семенович (1792-1883) Якуты: Этнографич. Очерк, 1854 17. Guo Danying; Wang Jianrong Чайная церемония в Китае, 2007
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image