Введение 3 Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста с нарушением слуха 6 1.1. Сенсорное развитие детей в норме 6 1.2. Особенности сенсорного развития ребенка с нарушением слуха в раннем возрасте 12 1.3. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением слуха 14 1.4. Методы и средства развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха 18 Заключение 25 Список использованной литературы 29

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нарушениями слуха

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
61% уникальность
2017 год
231 просмотров
Соловьева Е.
Эксперт по предмету «Сурдопедагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста с нарушением слуха 6 1.1. Сенсорное развитие детей в норме 6 1.2. Особенности сенсорного развития ребенка с нарушением слуха в раннем возрасте 12 1.3. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением слуха 14 1.4. Методы и средства развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха 18 Заключение 25 Список использованной литературы 29
Читать дальше
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир во многом зависит его нервно-психическое развитие.


Курсовая работа по бизнес-планированию на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.


. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом. Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельность сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий. Данной проблемой занимались такие ученые как А.А.Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, А.А.Катаева, А.И. Дьячкова, Е.Г. Речитская, В.И. Флери, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Гозова, Т.И. Розанова, Н.В. Яшкова. М. Ю. Рау, Л.С. Выготский и многие другие. Авторы отмечают, что оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. Для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное изучение сенсорной деятельности детей с нарушениями слуха, на основе которого будет строиться специальное обучение данной категории детей. Таким образом, проблема изучения сенсорного развития детей с нарушениями слуха ещё не решена, и находится в поисках правильных путей решения. Этот факт обуславливает актуальность и требует повышенного внимания к данному исследованию. Объект – сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушением слуха. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нарушениями слуха Предмет – процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушением слуха Цель – изучить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста с нарушением слуха. Задачи: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; - охарактеризовать особенности развития познавательной сферы и детей с нарушением слуха; - описать методы и средства развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха. Структура работы включает в себя введение, одну главу, заключение, список использованной литературы.

Читать дальше
В настоящее время большое внимание многих психологов и педагогов привлечено к проблемам развития ребенка дошкольного возраста. И это далеко не случайно, так как именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и сенсорной деятельности ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. В дошкольном возрасте, в процессе усвоения знаний об окружающем мире ребенок начинает выделять качества предметов, определяет их свойства и отношения. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств предмета окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт. От того, как ребенок мыслит, видит, воспринимает окружающий мир во много зависит его дальнейшее развитие. Выдающие учёные в области дошкольной педагогики и психологии, такие как А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е.И. Тихеева, Н. П. Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому изучение сенсорного развития детей дошкольного возраста приобретает высокую значимость для дальнейшего развития системы сенсорного воспитания детей. ( Запорожец А.В.,1963) Согласно исследованиям Л.А. Головчиц, Т.Г. Богдановой, И.М. Соловьевой, Ж.И. Шиф, Е.Ф. Рау, нарушения слуха накладывают свой отпечаток на сенсорное развитие ребенка. Познавательная деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков в полной мере, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Недостатки слуховой функции у детей приводят к отсутствию полноценного общения со взрослыми, трудностям руководства предметными действиями ребёнка. Все эти факторы непосредственно задерживают сенсорное развитие дошкольника и приводят к трудностям самостоятельного выделения свойств и отношений предметов. В связи с этим, проблема сенсорного развития дошкольников с нарушениями слуха в настоящее время остается актуальной для изучения. Данной проблемой занимались такие ученые как А.А.Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, А.А.Катаева, А.И. Дьячкова, Е.Г. Речитская, В.И. Флери. Авторы отмечают, что оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. Для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное изучение сенсорной деятельности детей с нарушениями слуха, на основе которого будет строится специальное обучение данной категории детей. Теоретический обзор показал, что сенсорное развитие идет путем формирования перцептивных действий. Процесс восприятия протекает одновременно в формах активности и отражения, совершенствуется на разных этапах развития, опираясь на предшествующий сенсорный опыт. Таким образом, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, которое предполагает усвоение детьми общественно выработанных мерок – сенсорных эталонов. Сенсорные процессы возникают у детей с младенческого возраста, когда восприятие ребенка основывается на знакомстве с многообразными предметами, затем ребенок начинает активно усваивать образы и обогащаться зрительными представлениями. Постепенно, дети дошкольного возраста переходят от применения предметных образов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Как правило, к концу дошкольного возраста, ребенок знает и использует при описании предметов названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины, различает ритмический рисунок в музыке и различает различные источники звуков. Освоение многообразия эталонов способствует высокому уровню познавательной активности и обеспечивает высокий уровень сенсорного развития. Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что сенсорное развитие представляет собой формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от полноценного функционирования восприятия и дифференциации ощущений, в результате которых, у ребенка складывается полноценный образ предмета при познании окружающей действительности. Многие ученые, изучая сенсорную деятельность детей с нарушениями слуха, отмечают, что становление целостного образа предмета происходит замедленно, особенности сенсорного развития обнаруживаются в виде трудностей выделения свойств и отношений предметов, неустойчивости сенсорных эталонов, что в свою очередь приводит к задержке сенсорного развития дошкольников с нарушениями слуха. Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Анализируя многочисленные исследования сенсорного развития детей с нарушениями слуха, можно сделать вывод о том, что у детей данной категории отмечаются неустойчивость формирования сенсорных эталонов, замедленный темп формирования целостного образа, что ведет к трудностям выделения свойств и отношений предметов. В связи с этим, большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно строится на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка.
Читать дальше
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры: Пособие по обучению детей ст. дошкольного возраста.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004, 199 с. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002, 136 с. 3. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский гос-й университет им. А.С. Пушкина - Брест: Изд-во БрГУ, 2006, 254 с. 4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкольные учереждения».- М.: Просвещение, 1972, 186с. 5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение, 1988, 144 с. 6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 304 с. 7. Дьячкова А. И. «Воспитание и обучение глухонемых детей».- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1957, 201 с. 8. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РСФСР, 1963, 107с. 9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 416с. 10. Кудрявцева Е. М. Развитие анализа объектов в школьном возрасте. В сб.: «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962, 205 с. 11. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1975, 198 с. 12. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2009, 160с. 13. Морозова О.В. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание// Дошкольное воспитание. –1993.-№5. – c. 54–55. 14. Мухина В. С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 8 - 16 15. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.2: Психология образования. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002, 104 с. 16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., стереотип . – М.: издат. центр Академия ; Высшая школа , 2001, 169 с. 17. Соловьев И. М., Шиф Ж. И., Розанова Т. В., Яшкова Н. В. Психология глухих детей. – М.,2006 – С. 56 – 67. 18. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, 145 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image