В настоящее время большое внимание многих психологов и педагогов привлечено к проблемам развития ребенка дошкольного возраста. И это далеко не случайно, так как именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и сенсорной деятельности ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. В дошкольном возрасте, в процессе усвоения знаний об окружающем мире ребенок начинает выделять качества предметов, определяет их свойства и отношения. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств предмета окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт. От того, как ребенок мыслит, видит, воспринимает окружающий мир во много зависит его дальнейшее развитие.
Выдающие учёные в области дошкольной педагогики и психологии, такие как А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е.И. Тихеева, Н. П. Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому изучение сенсорного развития детей дошкольного возраста приобретает высокую значимость для дальнейшего развития системы сенсорного воспитания детей. ( Запорожец А.В.,1963)
Согласно исследованиям Л.А. Головчиц, Т.Г. Богдановой, И.М. Соловьевой, Ж.И. Шиф, Е.Ф. Рау, нарушения слуха накладывают свой отпечаток на сенсорное развитие ребенка. Познавательная деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков в полной мере, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Недостатки слуховой функции у детей приводят к отсутствию полноценного общения со взрослыми, трудностям руководства предметными действиями ребёнка. Все эти факторы непосредственно задерживают сенсорное развитие дошкольника и приводят к трудностям самостоятельного выделения свойств и отношений предметов. В связи с этим, проблема сенсорного развития дошкольников с нарушениями слуха в настоящее время остается актуальной для изучения.
Данной проблемой занимались такие ученые как А.А.Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, А.А.Катаева, А.И. Дьячкова, Е.Г. Речитская, В.И. Флери. Авторы отмечают, что оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. Для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное изучение сенсорной деятельности детей с нарушениями слуха, на основе которого будет строится специальное обучение данной категории детей.
Теоретический обзор показал, что сенсорное развитие идет путем формирования перцептивных действий. Процесс восприятия протекает одновременно в формах активности и отражения, совершенствуется на разных этапах развития, опираясь на предшествующий сенсорный опыт. Таким образом, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, которое предполагает усвоение детьми общественно выработанных мерок – сенсорных эталонов.
Сенсорные процессы возникают у детей с младенческого возраста, когда восприятие ребенка основывается на знакомстве с многообразными предметами, затем ребенок начинает активно усваивать образы и обогащаться зрительными представлениями. Постепенно, дети дошкольного возраста переходят от применения предметных образов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Как правило, к концу дошкольного возраста, ребенок знает и использует при описании предметов названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины, различает ритмический рисунок в музыке и различает различные источники звуков. Освоение многообразия эталонов способствует высокому уровню познавательной активности и обеспечивает высокий уровень сенсорного развития.
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что сенсорное развитие представляет собой формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от полноценного функционирования восприятия и дифференциации ощущений, в результате которых, у ребенка складывается полноценный образ предмета при познании окружающей действительности.
Многие ученые, изучая сенсорную деятельность детей с нарушениями слуха, отмечают, что становление целостного образа предмета происходит замедленно, особенности сенсорного развития обнаруживаются в виде трудностей выделения свойств и отношений предметов, неустойчивости сенсорных эталонов, что в свою очередь приводит к задержке сенсорного развития дошкольников с нарушениями слуха. Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.
Анализируя многочисленные исследования сенсорного развития детей с нарушениями слуха, можно сделать вывод о том, что у детей данной категории отмечаются неустойчивость формирования сенсорных эталонов, замедленный темп формирования целостного образа, что ведет к трудностям выделения свойств и отношений предметов. В связи с этим, большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно строится на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка.