Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты вопроса межкультурной компетентности участников образовательного процесса 6 1.1. Понятие, сущность и механизмы межкультурной компетенции 6 1.2. Специфика формирования межкультурной компетенции у учащихся 16 Вывод по главе 1 28 Глава 2. Экспериментальное исследование методов формирования межкультурной компетенции 31 2.1. Программа экспериментального исследования 31 2.2. Результаты исследования 51 2.3. Анализ результатов исследования 54 Вывод по главе 2 56 Заключение 58 Библиография 62 Приложения 66

Особенности межкультурной компетентности участников образовательного процесса

дипломная работа
Психология
65 страниц
72% уникальность
2017 год
120 просмотров
Тамара М.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты вопроса межкультурной компетентности участников образовательного процесса 6 1.1. Понятие, сущность и механизмы межкультурной компетенции 6 1.2. Специфика формирования межкультурной компетенции у учащихся 16 Вывод по главе 1 28 Глава 2. Экспериментальное исследование методов формирования межкультурной компетенции 31 2.1. Программа экспериментального исследования 31 2.2. Результаты исследования 51 2.3. Анализ результатов исследования 54 Вывод по главе 2 56 Заключение 58 Библиография 62 Приложения 66
Читать дальше
Современный мир представляет собой систему взаимодействующих государств, каждое из которых не изолировано друг от друга, а вынуждено взаимодействовать в сфере экономики, политики, образовании, медицины, туризма и многих других с другими государствами. А потому межкультурная коммуникация является важным аспектом жизни каждого человека. Современные информационные технологии позволяют общаться с людьми в других точках планеты, а развитая сеть авиа-, жд- и автотрасс позволяют в наиболее краткие сроки оказаться в любой стране. Распад СССР раскрыл границы, за которые стало возможно выехать русскому человеку. Огромное количество стран поддерживают безвизовый режим с Россией, а также очень много иностранных граждан стало приезжать в Россию с туристической, образовательной и экономической целью. Потому современному русскому человеку столь актуальна стала наука межкультурной коммуникации, овладение которой невозможно без наличия у человека межкультурной компетентности.


Вместе с Work5 контрольные под заказ в Воронеже делаются быстро.


. Этим обусловлена актуальность выбора темы «Особенности межкультурной компетентности участников образовательного процесса» для написания выпускной квалификационной работы. Компетентность предполагает не только наличие знаний и навыков, но и умение их применять на практике в реальной жизни. Современное образование берет за основу компетентностный подход в обучении, а одной из важнейших для формирования у школьников компетенций является межкультурная компетентность. Вопросом изучения компетентностного подхода в образовании и способов обучения межкультурной компетентности занимались такие ученые, как Айгумова З.И., Безукладников К.Э., Болотов В.А., Сериков В.В., Гальскова Н.Д., Гез Н. И., Зимняя И. А., Лебедев О.Е., Садохин А.П. и многие другие. Свои научные работы и исследования посвятили вопросу межкультурной компетентности, ее структуре и сущности, особенностям взаимодействия культур Волкова Е.В., Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Сафонова В.В., Сысоев П.В., Тер-Минасова С.Г. и другие. Отдельно рассматривался вопрос этнической самоидентификации у детей Стефаненко Т.Г. и Снежковой И.А. Стоит отметить малую изученность вопроса способов формирования межкультурной компетентности у учащихся в ходе образовательного процесса. Научная новизна данного исследования заключается в изучении этого вопроса не только с теоретической стороны, но и посредством эксперимента. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что данная работа является продуктом анализа теоретической литературы по вопросу с последующим синтезом в виде выводов. Данные выводы впоследствии могут быть использованы студентами гуманитарных направлений для написания собственных научных работ. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данных, полученных эмпирическим путем, при организации методической работы в образовательном учреждении и подготовке педагогической деятельности. Объект данной работы – межкультурная компетентность. Предмет работы – особенности межкультурной компетентности участников образовательного процесса. Цель данного исследования – изучить особенности межкультурной компетентности участников образовательного процесса. В соответствии с поставленной целью нами были выдвинуты следующие задачи: • Рассмотреть понятие и сущность межкультурной компетентности; • Выявить специфику формирования межкультурной компетентности у учащихся; • Разработать экспериментальную программу формирования межкультурной компетентности у учащихся образовательных учреждений; • Провести экспериментальное исследование эффективности разработанной программы. В ходе написания работы нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование межкультурной компетентности у учащихся может быть эффективнее, если применять такие методы, как использование: • аутентичных и адаптированных текстов; • наглядных средств (фото, картинки); • аудиовизуальных средств (видео - и аудиоматериалы); • работа в мини-группах. Также нами были выдвинуты вспомогательные гипотезы: 1. особенностью межкультурной компетентности у учащихся образовательных учреждений является ее взаимосвязь с этнической самоидентификацией; 2. сформированность межкультурной компетентности у многих учащихся находится на низком уровне в виду недостаточного методического обеспечения данного вопроса; 3. разработанная программа формирования межкультурной компетентности окажется эффективной, если в ней учесть использование нестандартных методов. Для проверки гипотез и достижения цели нами были использованы следующие методы: • аналитический; • метод синтеза; • сравнительный; • экспериментальный; • анкетирование.

Читать дальше
В ходе написания данной работы нами было рассмотрено понятие и сущность межкультурной компетентности, выявлена специфика формирования межкультурной компетентности у учащихся, разработана экспериментальная программа формирования межкультурной компетентности у учащихся образовательных учреждений и проведено экспериментальное исследование эффективности разработанной программы. И сделаны следующие выводы. Обобщение подходов российских и зарубежных ученых к определению понятия и структуры межкультурной компетентности, сделало возможным выделение универсального определения: «межкультурная компетентность» является интегративным качеством личности, в которую включены поликультурные знания, умения, навыки, интересы, потребности, мотивы, ценности, опыт, социальные нормы и правила поведения, необходимые для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, что реализуется в позитивном взаимодействии с представителями разных культур, основываясь на признании их культурных ценностей и толерантном отношении к их отличиям. Возможно выделение следующих путей формирования межкультурной компетентности: • осознание особенностей своей и чужой культуры; • пополнение знаний о других культурах; • приобретение знаний о социокультурных формах взаимодействия в чужой культуре. • В качестве достаточного уровня межкультурной компетенции обычно рассматривают совокупность языковой, коммуникативной и культурной компетенции, которой обеспечивается возможность адекватного общения в конкретной социальной или этнической группе. При обучении учащихся межкультурному взаимодействию преподавателю необходимо вводить использование разных методов подготовки и разных типов занятий. Итог процесса обучения должен воплотиться в овладении основным правилом: делать так, как делают другие. Иными словами, знание чужой культуры подразумевает учет норм, обычаев и традиций этой культуры, а не навязывание представителям другой культуры своих норм и ценностей. Важнейшей составляющей процесса обучения межкультурной коммуникации и овладения межкультурной компетентностью является воспитание этнической самоидентичности ребенка, без которой невозможно различение собственной культуры и иной культуры. Образовательный процесс подразумевает формирование у учащихся межкультурной компетентности, что отражено в последних федеральных государственных стандартах нового поколения. Специфика данного процесса обусловлена необходимостью первоначального формирования этнической идентификации у учащихся. Иначе говоря, межкультурная компетентность невозможна без сформированной этнической идентификации. В ходе работы над экспериментальной главой мы выявили уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся 8 класса, разработали и экспериментально проверили программу формирования межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Также мы сделали анализ и интерпретацию результатов экспериментальной работы по формированию межкультурной коммуникативной компетенции. При изучении оценки уровня сформированности межкультурной компетентности нами была использована анкета А. Фантини (приложение 1). Основная форма организации обучения по программе была работа в мини-группах (2-4) и группах (4-8человек), которая позволяла проводить обучение максимально интерактивно, интенсивно и комфортно, и использовать преимущества индивидуальной и групповой форм обучения. Среди всех используемых в программе средств обучения возможно выделение: • аутентичных и адаптированных текстов; • наглядных средств (фото, картинки); • аудиовизуальных средств (видео - и аудиоматериалы). В разработанной программе по формированию межкультурной компетентности задействованы следующие методы: • Использование наглядных средств, аудио- и видеоматериалов; • Ситуативное моделирование; • Метод проектов; • Ролевая игра; • Метод ситуационного анализа. После реализации, разработанной нами программы была вновь проведена диагностика по адаптированной анкете А. Фантини. В качестве критериев были взяты те же уровни и параметры, что и при первичной диагностике. Анализ динамики изменений результатов диагностики уровня сформированности межкультурной компетентности у учащихся 8 классов в количестве 42 человек позволил констатировать следующие факты: • По параметру межкультурных знаний и умений наблюдается снижение количества учащихся, показавших низкий уровень с 66,7% до 47,6%, также произошло незначительное возрастание показателя среднего уровня с 23,8 до 28,6%. Наблюдается также скачок количества учащихся с высоким уровнем с 9,5% до 23,8%. • По параметру личных качеств также наблюдается снижение количества учащихся с низким уровнем с 28,5% до 9,5%, рост среднего уровня с 28,5% до 43%, незначительный скачок роста высокого уровня с 43% до 47,5%. • По параметру уровня владения языком как средством общения наблюдается спад количества учащихся с низким уровнем с 47,6% до 23,8%, рост среднего уровня с 23,8% на 47,6%, а также отсутствие изменений в количестве учеников с высоким уровнем. • По общему уровню сформированности межкультурной компетентности наблюдается следующая динамика: снижение количества учащихся с низким уровнем с 47,7% до 27%, рост среднего уровня с 25,3% до 39,7%, а также рост количества учащихся с высоким уровнем с 27% до 33,3%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом произошло возрастание уровня сформированности межкультурной компетентности в исследуемой группе детей после реализации разработанной нами программы, что может свидетельствовать о ее эффективности. Цель данного исследования достигнута, а гипотезу нашли свое подтверждение.
Читать дальше
1. Айгумова, З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника //Начальная школа: до и после- 2014.- № 2 – С.34 – 38. 2. Артановский, С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско - методологический анализ современных зарубежных концепций / С.Н. Артановский. - Л., 1967 – 318 с. 3. Безукладников, К.Э. Лингводидактические компетенции: Пермь, 2011 – 200 с. 4. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14 5. Волкова, Е.В. Различные подходы к определению понятия межкультурной компетенции [Текст]/ Е.В. Волкова// Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: материалы III Международной научно-практической конференции 24-25 марта 2011 г. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы-, 2011. - С. 69-73. 6. Волкова, Е.В. Различие подходов к определению структуры межкультурной компетенции в российской и зарубежной науке [Текст]/ Е.В. Волкова// Материалы 9-а международной научно-практической конференции, «Новинатаза напреднали наука», - 2013. Том 29. Филологични науки. - София, Болгария: «БялГРАД-БГ» ООД, 2013. 7. Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с. 8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А.Зимняя // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А. В.Хуторского. - М., 2007. - С.33-44. 9. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5 – С.21 – 27. 10. Леднев, В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М.: Дрофа, 2002 – 103 с. 11. Леонтьев, А.А. Сорокин Ю.А. Тарасов Е.Ф. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977 – 250 с. 12. Назырова, А.С. Межкультурная компетентность как содержательная проблема готовности студентов к межкультурной коммуникации //Педагогическое образование в России- 2012.- № 1 – С.29 – 36. 13. Ощепкова, В.В. - Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М.:ЛОССА, 2004 – 189 с. 14. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования. М.: МГУКИ, 2009 – 210 с. 15. Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации (Опыт системного анализа) // Общественные науки и современность - 2008. - № 3 – С.54 – 59. 16. Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранный язык в школе.- 2001. - №3 – С. 92 – 101. 17. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / И.К. Снежкова // Советская этнография. - 1982. - № 1 – С.13 – 23. 18. Стефаненко, Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Наука, 2000 – 310 с. 19. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // ИЯШ. - 2001. - № 4 – С.3 – 9. 20. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово/Slovo, 2000 – 247 с. 21. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 848 с. 22. Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность, педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов // Психологическая пауки и образование . - 2008. - №1 – С.54 – 68. 23. Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: Высшая школа, 1989 – 338 с. 24. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2 – С.43 – 50. 25. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html (дата обращения: 17.04.17). 26. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. (дата обращения: 17.04.17). 27. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (дата обращения: 17.04.17). 28. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения: 17.04.17). 29. Chen, G.-M., Starosta, W. J. Foundations of Intercultural Communication, 2nd edn. Lanham, MD: University Press of America, 2005. 30. Davis, N., Fletcher, J. and Groundwater-Smith, S. (2009) The Puzzles of Practice: Initiating a collaborative research culture. Canberra, Australia: 2009 Australian Association for Research in Education International Education Research Conference, 29 Nov-3 Dec 2009. 31. Fantini, A. E. Exploring intercultural competence: A construct proposal. Paper presented at the National Council of Less Commonly Taught Languages, Arlington, VA., 2001. 32. Gudykunst, W. B. Bridging Differences: Effective Intergroup Communication, 4th edn. London: Sage, 2004. 33. Moosmller, A. Interkulturelle Kompetenz und interkulturelle Kenntnisse. In: Roth, K.: Mit der Differenz leben. Europдische Etnologie und Interkulturelle Kommunikation. Mьnchen Verlag, 1996. 34. Ting-Toomey, S. Communicating across Cultures. New York: The Guilford Press, 1999.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image