Предпринятое исследование темы о прокурорском надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия позволяет сформулировать следующие выводы.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия представляет собой государственную деятельность прокурора и других должностных лиц органов прокуратуры Российской Федерации, наделенных соответствующими полномочиями уголовно-процессуальным законом, представляющий собой один из видов надзора, осуществляемого прокуратурой Российской Федерации на основе закона «О прокуратуре РФ» и состоящий в постоянном наблюдении, реализуемом в уголовном судопроизводстве, за процессуальными действиями и решениями должностных лиц органов предварительного расследования в целях обеспечения их законности и обоснованности.
Содержание прокурорского надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия можно представить в следующей структуре реализации полномочий прокурора, урегулированных ч. 2 ст. 37 УПК РФ и направленные на 1) выявление нарушений законов, допущенных органами дознания и органами предварительного следствия в ходе осуществления ими процессуальной деятельности по уголовному делу; 2) принятие мер прокурорского реагирования к устранению нарушений законов, допущенных органами дознания и органами предварительного следствия в ходе осуществления ими процессуальной деятельности по уголовному делу и их последствий; 3) осуществлении прокурором деятельности по предупреждению нарушений законов со стороны органов дознания и органов предварительного следствия в ходе осуществления ими процессуальной деятельности, выявляя причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, в том числе путем привлечения к ответственности должностных лиц органов дознания и органов предварительного следствия, допустивших или способствовавших нарушениям законов.
В содержание прокурорского надзора также включаются его объекты: органы предварительного расследования, а также принимаемые должностными лицами этих органов процессуальные действия и выполняемые ими процессуальные действия. Кроме того реализация прокурорского надзора осуществляется за счет процессуальных средств, являющихся сутью его полномочий в уголовном судопроизводстве в досудебной его части и содержащиеся в ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Исполнение прокурором в досудебном производстве функций по осуществлению уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов преследования обусловлено неизменностью законодательства в этой части уже на протяжении десятилетий с момента принятия УПК РФ, что не представляется возможным констатировать в отношении полномочий, с помощью которых происходит реализация указанных функций. Начиная с 2007 года, полномочия прокурора по осуществлению обеих функций подвергались как необоснованному упразднению, так и скорейшему возвращению, что показывает отсутствие четкой продуманной стратегии в осуществляемых реформах. Исследователи отмечают неоправданное отсутствие реального надзора со стороны прокурора за действиями и решениями следователя и чрезмерную опеку за деятельностью дознавателя, который расследует не настолько сложные преступления по сравнению с теми, которые расследуют следователи, а значит, надзор в этой части должен быть еще более усилен, что должно быть подтверждено в нормах УПК РФ, регулирующих полномочия прокурора в досудебном производстве. Особенно глубокой корректировке подверглись полномочия прокурора по уголовному преследованию в досудебном производстве, которое фактически, по мнению исследователей, начинается на завершающем этапе этой части уголовного судопроизводства. При этом функция уголовного преследования создает предпосылки для более эффективного осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органа дознания и органа предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела состоят в надзоре за деятельностью следователя, дознавателя, органа дознания при приеме и регистрации сообщений о преступлении, при проверке сообщения о преступлении, при принятии решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурору, как надзирающему органу, предоставлены ряд надзорных средств, с помощью которых он получает возможность контролировать действия и решения следователя, дознавателя, органа дознания: проверять учеты приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении, поручать проверку сообщения о преступлении в средствах массовой информации, проверять процессуальные решения следователя, органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, а в случае признания их незаконными и необоснованными принимать решения об их отмене, продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступления до 30 суток. Постановление прокурора о решении вопроса о начале уголовного преследования, направляемого им органу предварительного следствия и дознания с необходимыми материалами, подлежит обязательному рассмотрению и принятию по нему решения. Практика прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела показывает действенность и эффективность его осуществления и многое при этом зависит от ответственности и настойчивости прокурора, однако нормы закона, регулирующие процессуальные средства надзора, должны быть подвергнуты корректировке в определенной части.
Полномочия прокурора, составляющие содержание прокурорского надзора за действиями и решениями следователя и дознавателя и уголовного преследования на предварительном расследовании представляют собой разнообразные процессуальные средства осуществления надзора в отношении следователя, дознавателя (органа дознания и других его должностных лиц), нашедшие отражение в его полномочиях, урегулированных в ст. 37 УПК РФ: требование устранения нарушений закона, изучение материалов уголовного дела, дача по ним указаний в письменном виде, проверка обоснованности ходатайств дознавателя на обращение в суд за получением разрешения путем дачи согласия или об отказе в даче согласия, отвод и отстранение дознавателя от дела, отмена незаконных и необоснованных постановлений, возвращение уголовного дела на дополнительное следствие и дознание и многие другие. Следует уточнить, что добиваться законности от следователя в его действиях и решениях прокурор может в основном через руководителя СО и указанное исследователями не признается обоснованным и способствующим эффективности прокурорского надзора, а значит и законности всего предварительного расследования.
На досудебном производстве за процессуальной деятельностью должных лиц, ведущих производство по уголовному делу и принимающих по нему решения по уголовному делу, осуществляются три вида контроля: прокурорский надзор, процессуально-ведомственный контроль со стороны руководителя СО, начальника органа дознания, начальника ПД и судебный контроль, каждый из которых обладает своими преимуществами, обусловленными методами и условиями его реализации, в связи с чем они предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве и действуют в практике, что в противном случае было бы невозможно. Прокурорский надзор выделяется тем, что его применение осуществляется тем участником уголовного судопроизводства, который наделен полномочием отстаивать обвинение в суде, которое формируется в результате деятельности органов предварительного расследования, что предполагает заинтересованность прокурора в законности действий и решений следователя, других должностных лиц правоохранительных органов, поскольку допускаемые ими нарушения законов могут привести к утрате доказательств в суде и неподтвержденности обвинения, не считая возможных нарушений прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Определение соотношения действующих видов контроля в досудебном производстве в настоящее время представляется одной из актуальных проблем в теории, по которой учеными предлагаются различные и порой противоположные решения. Единственное, что не вызывает сомнения во взглядах ученых состоит в том, что надзор прокурора и другие виды контроля должны осуществляться во взаимодействии, дополняя друг друга и способствуя тем самым законности процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
Совершенствование и дальнейшее развитие надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве с 2007 года происходит недостаточно продуманно и последовательно, что в большей мере основано на отсутствии в теоретических исследованиях ученых единой стратегии реформирования правовых основ взаимодействия прокурора и должностных лиц органов предварительного расследования, поскольку надзорные полномочия прокурора как быстро упраздняются, так и достаточно ускоренно возвращаются обратно в текст ст. 37 УПК РФ, регулирующей процессуальное положение прокурора в уголовном процессе. Можно констатировать, что учеными не выработано единого решения проблемы налаживания прокурорского надзора в досудебном производстве по обеспечению его законности.
Однако некоторые меры все-таки должны быть приняты уже сейчас, что позволит прокурору более эффективно выполнять свои полномочия по осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания. При этом рекомендуемые предложения по совершенствованию законодательства в области полномочий прокурора по осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания не входят в противоречие с различными воззрениями ученых-процессуалистов по поводу того, в какой степени он должен быть строгим в отношений действий и решений следователя, не умаляя его процессуальной самостоятельности и независимости от прокурора. Так прокурору следует вернуть надзорное полномочие по самостоятельному возбуждению уголовного дела при отмене незаконного и необоснованного постановления следователя, дознавателя (органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела. Для чего необходимо дополнить ч. 1 ст. 37 УПК РФ новым пунктом 2.1 о том, что прокурор вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела в случае отмены незаконного или необоснованного постановления следователя, руководителя следственного органа дознавателя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания в порядке, установленном УПК РФ. Также необходимо внести уточнение в п. 6 ч. 1 ст. 37 УПК РФ о том, что он вправе отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, дознавателя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, а также следователя, руководителя следственного органа в ходе рассмотрения и разрешения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ. Помимо этого обязательно расширить область применения прокурором такого надзорного средства, как требование об устранении нарушений закона путем включения проверки сообщения о преступлении, внеся дополнение об этом в п. 3 ч. 1 ст. 37 УПК РФ.