Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Основные понятия художественного мира произведения………….6 1.1. Хронотоп в художественном произведении…………………………….6 1.2. Мифопоэтика и ее функции в произведении…………………………….8 Глава 2. Рассказ А.И. Куприна «Фиалки» в аспекте мифопоэтики………….11 2.1. Структура жанра рассказа «Фиалки»…………………………………….11 2.2. Сравнительный анализ эпизодов произведений Куприна «Фиалки» и «Юнкера»………………………………………………………………………...16 2.3. Мифопоэтические образы в рассказе Куприна «Фиалки»……………..19 Заключение………………………………………………………………………26 Список использованной литературы………………………………………….29

Мифопоэтика в рассказе А. И. Куприна «Фиалки»

курсовая работа
Литература
15 страниц
90% уникальность
2017 год
132 просмотров
Гонтарук Я.
Эксперт по предмету «Литературоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Основные понятия художественного мира произведения………….6 1.1. Хронотоп в художественном произведении…………………………….6 1.2. Мифопоэтика и ее функции в произведении…………………………….8 Глава 2. Рассказ А.И. Куприна «Фиалки» в аспекте мифопоэтики………….11 2.1. Структура жанра рассказа «Фиалки»…………………………………….11 2.2. Сравнительный анализ эпизодов произведений Куприна «Фиалки» и «Юнкера»………………………………………………………………………...16 2.3. Мифопоэтические образы в рассказе Куприна «Фиалки»……………..19 Заключение………………………………………………………………………26 Список использованной литературы………………………………………….29
Читать дальше
Мы обращаемся к творчеству выдающегося писателя конца XIX - начала XX века – Александра Ивановича Куприна. В истории русской литературы он оставил свой след как замечательный автор-беллетрист, развивающий реалистические традиции отечественной классической литературы. Произведения Куприна поражают разнообразием тематики и галереей образов. Всё, что было написано его пером, представлено читателю с точки зрения настоящего знатока той или иной области жизни. Его можно назвать и проницательным наблюдателем, который сумел передать тонкий внутренний мир каждого своего героя. В его творчестве много исторических фактов и событий из собственной биографии. Куприн изображал жизнь такой, какая она есть. Он не боялся обличать пороки людей и высказываться по поводу серьезных проблем, не скрывая пороков общества, за что часто современники осуждали его.


Выполняем решение задач на заказ в Воронеже , обращайтесь к Work5.


. Куприн «поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев» [Михайлов 1982: 144], что, несомненно, говорит о реалистическом направлении произведений Куприна. Писатель жил на рубеже XIX-XX веков. Эта эпоха отличается сложной многоуровневой системой литературного восприятия жизни. В это время наблюдается синтез художественных тенденций, как это и свойственно произведениям переходного периода. В конце XIX века происходит переоценка духовных ценностей, поэтому литература этого периода предстает перед нами как сложная, многогранная система, основанная на многочисленных связях реалистического и романтического течениях, а порой и во взаимодействии с модернизмом. Творчество Куприна и реализует художественный синтез: принципы реализма сочетаются с приемами романтического стиля. Романтизм проявляется в стремлении Куприна изобразить в произведениях личность исключительную, не похожую на других, обладающую глубоким и непростым внутренним миром. Куприн искал в своих героях то, что могло бы возвысить человека и помочь ему обрести гармонию и истинное счастье. По его мнению, на это способна любовь. Не всегда Куприн говорит о любви, однако он всегда призывает к гуманистическим идеалам. Для реализации своих идей Куприн использует романтические приемы изображения персонажей: идеализирует Олесю, наделяет Желткова таким огромным чувством любви, которое свойственно именно героям-романтикам, заставляет своих персонажей проходить жестокие испытания ради чувств, жертвовать собою во имя других. Куприн чувствовал тайный смысл вещей, поэтому в рассказах прибегал к использованию мифопоэтики, которая позволяет выстроить определенную модель мира, наделить предметы тайным смыслом и одарить героев теми или иными чертами характера. Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью мифопоэтического аспекта творчества Куприна. Объект исследования – рассказ А. И. Куприна «Фиалки». Предмет исследования – образ цветов в выбранном рассказе, его мифопоэтическая трактовка. Цель работы – исследовать поэтику и семантику образа фиалок в рассказе Куприна, уточнить представление о купринской концепции мира и человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Ознакомиться с научной литературой о творчестве А.К. Куприна; 2. Изучить научную литературу по мифопоэтике, изложить основные понятия мифопоэтики; 3. Проанализировать рассказ Куприна «Фиалки» в мифопоэтическом аспекте; 4. Сделать вывод о своеобразии художественного мира в рассказе. Методологическая база исследования. Мы опираемся на концепцию художественного мира произведения, разработанную М.М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе», на теорию жанра Н.Л. Лейдермана и на труды исследователей, посвященные жанру рассказа. Также мы учитывали исследования, посвященные творчеству А.И. Куприна. В отечественном литературоведении нет единой точки зрения на природу творчества А.И. Куприна. Исследованию творчества писателя посвящено много работ известных отечественных критиков и литературоведов: В.Н. Афанасьева («Куприн А.И. Критико-биографический очерк»), Ф.Д. Батюшкова («Писатель стихийного таланта»), П.Н. Беркова («Александр Иванович Куприн. Критико-библиографический очерк»), И.А. Бунина («И.А. Куприн»), А.А. Волкова («Творчество А.И Куприна»), Л.В. Крутиковой («А.И. Куприн»), В.И. Кулешова («Творческий путь А.И.Куприна»), К.Г. Паустовского («О Куприне»), Л.А. Смирновой («Куприн») и др. Основные понятия мифопоэтики произведения мы освещали с опорой на труды М.М. Бахтина, П.И. Бицилли, Л.Н. Лейдермана, А.Ф. Лосева, И.Б. Смирновой, Н.Д. Тамарченко и др. Практическая значимость работы состоит в возможности использования сделанных наблюдений и выводов на уроках в школе, посвященных произведениям Куприна. Структура работы. Во введении обозначены объект и предмет исследования, определяются его цель и задачи, методологическая база. Первая глава содержит реферативный обзор теории художественного мира произведения, а также основные понятия мифопоэтики. Во второй главе предпринят анализ рассказа Куприна «Фиалки». Заключение подводит итоги исследованию, формулируются выводы об особенностях концепции мира и человека в произведении Куприна, намечает перспективы дальнейшей работы.

Читать дальше
Развитие отечественного литературоведения и критики на протяжении XIX – XXI веков тесным образом связано с эволюцией исследовательских стратегий, используемых учеными для описания культурно-исторического процесса и анализа текстов художественных произведений. Формирование исследовательских стратегий определяется характером используемых научных методов. При этом метод в литературоведении – «система принципов исследования как отдельных художественных произведений, так и литературного процесса в целом (или отдельного периода развития литературы), позволяющую выявить способы образного воспроизведения жизни (т. е. создания, сотворения художественного мира), логику развития системы жанров, литературных направлений, течений и т. п.» Если XIX век характеризуется безусловным господством метода критического реализма (В.Г. Белинский, Н.А. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.), то уже на рубеже веков все большее распространение приобретает историко-типологический метод, активно использовавшийся представителями различных литературоведческих школ этого времени: сравнительно-исторической (компаративистской), культурно-исторической, психологической, формальной, а также школы интуитивизма. На протяжении советской эпохи ХХ века историко-типологический метод продолжает функционировать в контексте литературы социалистического реализма и лишь к концу двадцатого столетия ему на смену приходят структурно-семиотический (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров и др.) и историко-функциональный (Н.А. Рубакин, Р. Якобсон, П. Богатырев и др.) методы. В настоящее время в отечественном литературоведении преобладает интегративный подход, когда в процессе исследования художественного текста для достижения наибольшей эффективности необходимо применять и фиксированные классическим литературоведением модели анализа художественных образов, и принципы «эвристического» анализа текста, использующие категорию «мотив» (мотивный анализ в интерпретации М. Гаспарова), и способы описания системы семантических структурных оппозиций текста (в соответствии с практикой Ю. Лотмана), и элементы концепций мифопоэтического анализа (школы Дж. Фрейзера, К. Юнга, Н. Фрая и Р. Арнхейма). Актуальными также остаются «пограничные» литературоведческие методики, обращенные к философской рефлексии М.Бахтина, к гуссерлевской интенциональности Н.Гартмана, к эстетическим опытам, осуществляемым на материале разных видов искусств Р.Арнхеймом. Анализ рассказа А.И. Куприна «Фиалки» в аспекте мифопоэтических особенностей, определяющих своеобразие его художественного содерджания позволил прийти к следующим выводам:  значимости фольклорной традиции сказочного мифопоэтического сюжета путешествия главного героя из кадетского корпуса в «запретный дворцовый парк», которое может быть уподоблена архетипическому мотиву путешествия в «тридевятое царство», обряду инициации, характерному для анималистических культур древней эпохи;  черты национального мифопоэтического сознания обнаруживаются также в образах исполненных сказочной таинственности образах старинного парка, темной реки, дарующей волшебное преображение, фантастической полутьмы зеленой аллеи;  образ златовласой незнакомки неразрывно связан с символистической традицией образа Прекрасной Дамы (Брюсов, Белый, Блок), аллегорическими истоками которого являются образ Софии – символа Вечной Женственности в философии Владимира Соловьева, а также средневековые мифологические представления о божественной сущности прекрасного.  центральным символом, организующим художественную структуру рассказа, является образ фиалки, который олицетворяет предчувствие приближения первой истинной любовь, «в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость». Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что мифопоэтика рассказа Куприна «Фиалки» состоит из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Она сосредоточивает своё внимание на выявлении в тексте универсальных образов, восходящих к мифологии. Эти образы возникают в подсознании и выводят произведение за рамки индивидуальной авторской трактовки. Мифопоэтический анализ помогает выявить в семантическом построении текста не только реализации индивидуальных установок автора, но и постоянно действующих универсальных особенностей сознания человека. Такие универсалии были обнаружены в ходе анализа художественной структуры рассказа А.И. Куприна «Фиалки».
Читать дальше
1. Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. 2. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах – т. 3: Теория романа (1930 – 1961) – М.: Языки славянских культур, 2012 – 880 с. 3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. Критико-библиографический очерк. - изд. АН СССР М., 1956. 4. Бицилли П. И. Элементы средневековой культуры. – С.-Пб.: МИФРИЛ, 1995. – 243 с. 5. Волков А.А. Творчество А.И Куприна. - М., 1962. 6. Качаева Л.А. Купринская манера письма // Русская речь. 1980. № 2. 7. Корецкая И. Примечания // Куприн А.И. Собр. соч. В 6 т. М., 1958. Т.4. 8. Крутикова Л.В. А.И.Куприн. - М., 1971. 9. Кулешов В.И. Творческий путь А.И.Куприна, 1883-1907. - М., 1983. 10. Куприн А. И. Суламифь: Повести и рассказы – Ярославль: Верх. Волж.кн.изд-во, 1993. 11. Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти т. Под общ. ред. Н. Н. Аконовой и др. Вступит. статья Ф. И. Кулешовой. Т.1. Произведения 1889-1896. М.: «Художественная литература», 1970. 12. Лейдерман Л.Н. Теория жанра: Научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 904 с. 13. Михайлов О. Куприн. ЖЗЛ вып. 14 (619). "Молодая гвардия", 1981 г. 14. Плоткин Л. Литературные очерки и статьи – Л.: «Советский писатель», 1958. 15. Чупринин С. Перечитывая Куприна. - М., 1991 16. Хабловский В. По образу и подобию (персонажи Куприна)// Литература 2000, № 36. 17. Хайям О. Рубаи. Книга мудрости. / сост. А.Ю. Балакин. – Харьков; Белгород; М.: ЗАО БММ, 2012 – 464 с. 18. 1 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы . Изд. 2-е. - М.: Сов. писатель, 1972. - 425 с. 19. Чалова С. «Гранатовый браслет» Куприна (Некоторые замечания к проблеме формы и содержания)// Литература 2000 - № 36. 20. Шкловский Е. На сломе эпох. А. Куприн и Л. Андреев// Литература 2001 - № 11. 21. Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет»// Литература – 2002 - № 8. Электронные ресурсы 22. Смирнова И.Б. Мифопоэтический образ фиалки в исторической поэтике куртуазного романа. – [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskiy-obraz-fialki-v-istoricheskoy-poetike-kurtuaznogo-romana
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image