ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 6 1.1. Понятие копинг-поведения: предназначение и классификация 6 1.2. Роль копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций 13 1.3. Влияние гендерных и возрастных особенностей на совладающее поведение 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА… 38 2.1. Описание процедуры эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса: цели, задачи, методы и методики 38 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса 42 2.3. Рекомендации по совершенствованию совладающего поведения в условиях стресса 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Особенности копинг-поведения студентов в стрессовых ситуациях:возрастной и гендерный аспекты

дипломная работа
Психология
60 страниц
72% уникальность
2017 год
170 просмотров
Кушнер Ю.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 6 1.1. Понятие копинг-поведения: предназначение и классификация 6 1.2. Роль копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций 13 1.3. Влияние гендерных и возрастных особенностей на совладающее поведение 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА… 38 2.1. Описание процедуры эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса: цели, задачи, методы и методики 38 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса 42 2.3. Рекомендации по совершенствованию совладающего поведения в условиях стресса 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Читать дальше
Молодой возраст - это возраст, когда человек активно стремится к познанию. Его характеризуют поиск нового, повышенная энергия, бурная активность, инициатива, жажда деятельности. Но при этом нарастающие требования социальной среды нередко усиливают психоэмоциональное напряжение юношей и девушек, способствуют возрастанию разрушительных и нерациональных форм поведения. Большие требования предъявляет учебная и профессиональная деятельность. Каждодневные перегрузки оказывают стрессовое влияние на самочувствие, соматические и психические функции юношей и девушек. В стрессовых ситуациях особенное значение имеют механизмы преодоления трудных ситуаций (копинг-механизмы), приводящие, – либо к адаптации, либо к дезадаптации человека. Не обладая жизненными навыками и не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, юноши и девушки часто не могут использовать эффективные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления. Более того, многие часто прибегают к деструктивным формам поведения.


На Work5 ответы на билеты заказать в Воронеже легко.


. Поэтому необходимо, чтобы студенты имели представление о продуктивных копинг-стратегиях для предупреждения и разрешения стрессовых ситуаций. Большинство исследователей выдвигают универсальные «бесполые» модели студента, не учитывающие особенности мышления, поведения иличностных качеств юношей и девушек. Но реализация современного образования возможна только в том случае, если созданы благоприятные условия для развития и самореализации студентов. Это требует, в частности, изучения особенностей реагирования и поведения в стрессовой ситуации, чего невозможно достичь без учета гендерных особенностей студентов. Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение гендерных особенностей копинг-поведения, то есть преодоления стрессовых ситуаций у студентов является весьма актуальной проблемой. Одна из главных проблем молодежи на сегодня – склонность определенной части молодых людей к асоциальному, в том числе криминальному, поведению. Поэтому проблема поведения молодежи, примемения совладающих стратегий поведения представляется важным направлением исследований в психологической науке. Цель исследования - выявить особенности возрастного и гендерного аспекта копинг-поведения студентов в стрессовых ситуациях. Задачи исследования являются: • изучить сущность понятия копинг-поведения, также его предназначение и классификацию; • идентифицировать роль копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций; • изучить влияние гендерных и возрастных особенностей на совладающее поведение; • описать процедуру эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса; • проанализировать результаты эмпирического исследования копинг-поведения студентов в ситуации стресса; • составить рекомендации по совершенствованию совладающего поведения в условиях стресса для студентов. Объектом исследования является адаптация студентов к стрессовым ситуациям. Предметом исследования являются копинг-стратегии студентов. Степень разработанности проблемы. В психологической науке изучению стресса и стратегий копинг-поведения уделяется большое внимание. Исследования о факторах и проявлениях стресса проводили Г. Селье, Р. Лазарус, Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык, В.В. Суворова, Ю.В. Щербатых и др. Проблемы копинг-поведения изучают Р. Лазарус, Р.М. Грановская, Е.С. Романова и мн.др. Психологическая защита «срабатывает» тем или иным способом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний, при воздействии дистресса. Она позволяет личности устранить психический дискомфорт и тревожное напряжение, защитить ценности данной личности и поддержать у нее стабильную самооценку. Гендерный подход в психологии стал развиваться относительно недавно. Наибольший вклад в изучение гендерных особенностей юношей и девушек внесли С. Бем, Ш. Берн, Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон. Гендерные особенности поведения студентов в условиях стресса изучены недостаточно, исследования, посвященные копинг-поведению юношей и девушек, единичны. Гипотезы исследования: 1. существуют общие для всей выборки студентов особенности проявления адаптации стрессовой ситуации; 2. существуют половые различия в проявлениях копинг-стратегий и адаптации личности к стрессовой ситуации у юношей и девушек. Базой эмпирического исследования стал Волгоградский техникум энергетики и связи г. Волгограда. Выборку исследования составили 30 человек (15 юношей и 15 девушек) – студенты 3-х специальностей: «Парикмахер», «Лаборант-эколог», «Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации». Возраст респондентов – 16 – 21 года. Эмпирическое исследование было проведено в сентябре 2016 г. Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений, в которых содержатся данные социологического исследования.

Читать дальше
В ходе работы раскрыты особенности адаптации студентов, которые перенесли стрессовые ситуации. В ходе исследования выявлены факторы, общие для всей выборки: «рефлексивно-перспективный» фактор, отражающий стремление студентов к возвращению к травмирующим событиям, из которого проистекает необходимость искать альтернативные выходы из подобных ситуаций и накапливать опыт преодоления стресса, при недостаточной безопасности; «адаптивно-стратегический» фактор, который проявляется в том, что студенты осознают личную ответственность за происходящие с ними события, за собственные поступки в стрессовых ситуациях, они способны быстро мобилизоваться и преодолевать трудности в новых обстоятельствах, терпимы к переменам и уверенны в своих возможностях; фактор «неуверенности», который проявляется в слабой уверенности студентов в себе, повышенной тревожности, неумении проявлять теплоту в отношениях, в ностальгии и использовании избегающего копинга. Выявлено, что для всей выборки характерны следующие стратегии совладающего поведения в стрессовой ситуации: проактивный копинг, как базовый ресурсный потенциал человека, способного к постановке важных целей и достижения их путем саморегуляции и самоконтроля; рефлексивный копинг, проявляющийся в способности к прогнозу исхода событий, к выбору способов выполнения деятельности, к анализу возникающих проблем, к выявлению личностных ресурсов для преодоления трудностей; поиск эмоциональной поддержки, который проявляется в необходимости сочувствия и помощи со стороны окружающих. Особенности факторной структуры адаптации студентов к стрессовой ситуации проявляются в следующих специфических различиях, связанных с полом испытуемых: Девушки показывают преобладание двух факторов: фактор «стратегического планирования и активных действий» и фактор «превентивной адаптации с дистанцированием от стресса» (принятие мер по совладанию с будущим событием, до того, как оно произошло); У юношей: фактор «совладающей адаптации с уходом в прошлое» и фактор «коммуникативно-эмоциональных трудностей и избегания», в которых проявляются усилия по улучшению ситуации и существенные эмоционально-аффилятивные сложности юношей. Анализ структуры адаптивности личности у юношей и девушек выявил основные различия, связанные с полом. Девушки менее уверены в себе, чем юноши, более раздражительны, склонны к переживаниям, тревожны и обидчивы. Юноши отличаются большей эмоциональной сдержанностью, им не свойственна робость. Также выявлены различия в показателях уровня тревожности у студентов разных полов: Девушки испытывают значительно более выраженную, чем юноши, тревожность относительно будущего, которую вызывает неуверенность девушек в завтрашнем дне и настороженное отношение ко всему новому. Проанализируем гипотезы, поставленные в начале исследования. 1.Существуют общие для всей выборки студентов особенности проявления адаптации стрессовой ситуации. В ходе исследования гипотеза подтверждена полностью. 2. Существуют половые различия в проявлениях копинг-стратегий и адаптации личности к стрессовой ситуации уюношей и девушек. В ходе исследования третья гипотеза подтверждена полностью. По итогам исследования дан ряд практических рекомендаций по реабилитации молодых людей, которые пережили стрессовые ситуации.
Читать дальше
1. Андронникова, О.О. Гендерная дифференциация в психологии / О.О. Андронникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 264 с. 2. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – 2-е изд. – М.: Когито, 2008. – 86 с. 3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 320 с. 4. Бохан, Т.Г. Этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности совладающего поведения подростков и юношей разных национальностей Сибирского региона / Т.Г. Бохан, Э.В. Галажинский, Э.И. Мещерякова // Сибирский психологический журнал (г. Томск). – 2005. – № 22. – С. 71–78. 5. Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. – М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Изд-во Алетейя, 2005. – 312 с. 6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2011. – 256 с. 7. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2009. – 340 с. 8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 5-е изд. – СПб.: Речь, 2009. – 656 с. 9. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. – 2010. – № 3. – С. 20–25. 10. Защитные механизмы личности / Сост. В.В.Деларю. – Волгоград: ВолгГАСА, 2009. – 48 с. 11. Иванова, М.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: Монография / М.В. Иванова, О.В. Коваленко. – Иркутск, 2009. – 114 с. 12. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с. 13. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 944 с. 14. Клецина, И.С Гендерная проблематика и ее роль в системе профессиональной подготовки современного специалиста / И.С. Клецина // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 9. – С. 15-20. 15. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Медицина, 2009. – 216 с. 16. Кэхилл, Л. Его и ее мозг [Электронный ресурс] / Л. Кэхилл. – Режим доступа: http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml. 17. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Р. Лазарус; под ред. Л. Леви. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 2009. – С. 178–209. 18. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. – 2008. – № 12. – С. 12–20. 19. Международная классификация болезней МКБ-10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkb10.ru/?class=5 20. Мельник, Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана. – 3-е изд. – СПб.: Медицина, 2010. – 176 с. 21. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2010. – № 5. – С. 20–30. 22. Овчинников, Б.В. Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / Б.В. Овчинников, И.В. Харитонова, Е.Ю. Горнушкина, В.И. Николаев // Физиология человека. – 2008. – Т. 46. – № 3. – С. 121–127. 23. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. СПБ.: Питер, 2009. – 288 с. 24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – 2-е изд. – М.: Владос, 2009. – 384 с. 25. Селье, Г. Стресс без дистресса. [Электронный ресурс] / Г. Селье. – Режим доступа: http://www.koob.ru/selye_g/stress_bez_distressa 26. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. – М.: Информация-XXI век, 2012. – 256 с. 27. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2008. – 215 с. 28. Темкина, А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Электр. ресурс] / А.А. Темкина, Е.А. Здравомыслова. – Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/articles/tz_sociology.htm. 29. Фоминова, А.Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях / А.Н. Фоминова // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Социальные науки: Вып. 1. – 2011. – С. 87–96. 30. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании. Гендерный подход и анализ / Л.В. Штылева. – М.: Пер Сэ, 2008. – 316 с. 31. Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю.В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова. – 2000. – № 6. – С. 959–965. 32. Энциклопедия психодиагностики / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2009. – 900 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image