Введение3
1. Понятие «устойчивое развитие» применительно к экономике субъектов Российской Федерации6
1.1. История понятия «устойчивое развитие»6
1.2. Социально-экономическое развитие регионов в Российской Федерации: показатели и индикаторы, характеризующие его динамику20
1.3. Использование зарубежного опыта в развитии территорий36
2. Анализ социально-экономического развития региона на примере Чеченской республики39
2.1. Анализ промышленного и агропромышленного комплекса ЧР39
2.2. Анализ нефтехимического и энергетического комплексов ЧР43
2.3. Анализ строительного комплекса и ЖКХ ЧР45
2.4. Анализ торово-транспортно-логистического и туристско-реакционного комплекса ЧР48
2.5. Анализ социального комплекса ЧР51
Заключение55
Глоссарий59
Список литературы61
Читать дальше
В заключение данной дипломной работы можно отметить следующее. Устойчивое развитие территориальных образований – поступательное воспроизводство основных показателей социально-экономического и природно-ландшафтного развития территорий, отражающих реальные изменения к лучшему в жизненных условиях и стандартах потребления, не грозящих истощению потенциала муниципальной территории для последующих поколений, проживающих на ней людей.
Целевыми ориентирами для устойчивого развития региона могут быть такие показатели, как характеристики качества жизни, уровня экономического развития и экологическое благополучие.
Для оценки уровня социально-экономического положения субъекта Российской Федерации должны быть определены показатели, которые характеризуют результаты хозяйственной, инновационной и инвестиционной деятельности региона, такие как валовой региональный продукт на душу населения, показатели, характеризующие налоговые платежи в регионе, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, доходы на душу населения объем внешнеторгового оборота на душу населения.
Решающее значение для развития агропромышленного комплекса приобретает персонал, способный в кратчайшие сроки освоить прогрессивные технологии хозяйствования и обладающий потенциалом генерировать новаторские подходы к организации сельскохозяйственного производства. Поэтому важным аспектом развития АПК в Чеченской Республике является организация подготовки специалистов в области сельского хозяйства и легкой промышленности.
Развитие нефтехимического комплекса экономики Чеченской Республики направлено на преодоление разрыва между развитием рынка нефтехимической продукции и развитием отечественного нефтехимического производства, которое наблюдается в силу изменения структуры спроса и предложения как в товарном, так и в географическом аспекте.
Важным аспектом развития энергетического комплекса Чеченской Республики является обеспечение его самодостаточности для решения задачи форсирования экономического роста в регионе. Для этого, прежде всего, необходимо стимулировать ввод в действие новых производственных мощностей комплекса.
В результате энергетический комплекс Чеченской Республики приобретет способность обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости, а также устойчивость к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, вкупе с возможностями минимизации ущерба, вызванного проявлением различных дестабилизирующих факторов. Обеспечение самодостаточности энергетического комплекса Чеченской Республики оптимизирует затраты на транспортировку электроэнергии и снизит соответствующие потери.
Комплекс ЖКХ, ориентированный на повышение эффективности функционирования сектора, за счет развития конкуренции, снижения административного присутствия, использования принципов государственно- частного партнерства, внедрения современных технологий ресурсосбережения.
Развитие строительного комплекса направлено на формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата как на уровне комплекса, так и на уровне республики в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей, а также структурных характеристик комплекса. Важнейшим условием формирования эффективного сектора НИОКР является построение механизма государственно-частного партнерства в области научных исследований и прикладных разработок. Использование инструментов государственно-частного партнерства позволяет выстроить систему паритетного финансирования сектора НИОКР, а также повысить эффективность коммерциализации инновационных продуктов.
Развитие торгово-транспортно-логистического комплекса направлено, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям, предъявляемым к эффективной региональной экономике. В конечном итоге транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития Чеченской Республики.
Сбалансированное развитие транспортной системы региона позволит повысить конкурентоспособность местных товаров и услуг на российских рынках, приблизить показатели мобильности населения к уровню передовых субъектов Российской Федерации, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в республике, а также снизить дифференциацию по доступности транспортных услуг для различных муниципальных образований и социальных групп общества.
Развитие туризма в Чеченской Республике может быть отнесено к числу приоритетов, так как эта отрасль характеризуется относительно быстрой отдачей от финансовых вложений. Развитие туризма в состоянии привлечь дополнительные ресурсы для улучшения инфраструктуры. К тому же развитие туризма способствует сохранению культурного наследия, окружающей среды, оказывает стимулирующее действие на другие сектора экономики.
Читать дальше
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития
Бюджетная реформа на муниципальном уровне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект/ С.Н. Шишкин. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 256 с.
Гукова А.В., Тараканов В.В. Методика оценки результативности бюджетных средств/ А.В. Гукова, В.В. Тараканов// Финансы и кредит. – 2016. - № 17. – С. 2-8
Дуканова И. В. Система методов оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования / Дуканова В. И.-М.,2017.-№19- С.8-44
Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп./ Ермасова Н.Б. –М.: высшее образование, 2016. – 516 с.
Инвестиционный портал Чеченской Республики. Электронный ресурс. Режим доступа. [http://pryamoj-efir.ru/pryamoj-efir-30-06-2016-specialnyj-vypusk-komanda/
Ковалёва Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие/ Т.М. Ковалёва. – М.: КНОРУС. - 2015. – 128 с.
Колюшин Е.И. Муниципальное право России: курс лекций/ Е.И. Колюшин. – М.: Норма, 2015. – 464 с.
Кондратьев В. Инфраструктура и экономический рост / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - №11 С. 18-29
Кочкаров Ключевые показатели социальных и экономических федеральных программ/ Р. А. Кочкаров // Региональная экономика: теория и практика – М., 2016. - №9 – С. 36-39
Кузнецова О.П. Социально-экономическое развитие муниципальных районов. Сравнительный анализ. / О.П. Кузнецов //Омский научный вестник.- 2016. - №2- С.75-79
Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. Электронный ресурс. Режим доступа. [http://economy-chr.ru/]
Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/9/604/, свободный. – Загл. с домашней страницы Интернета.
Определение стратегических приоритетов развития Чеченской Республики. Электронный ресурс. Режим доступа. [http://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-i-opredelenie-strategicheskih-prioritetov-razvitiya-turizma-v-chechenskoy-respublike]
Оценка эффективности программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Пикулькин А.В. Экономика муниципального сектора: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»/ под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 464 с.
Планирование как основа управления муниципальным социально-экономическим развитием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/marketing/item/399-2011-04-25-08-40-34, свободный. - Загл. с домашней страницы Интернета.
Роль инструментов бюджетного планирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Социальные эффекты бюджетной реформы: оценка результативности на местном уровне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru, свободный. – Загл. с домашней страницы Интернета.
Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития России // Российская Бизнес-газета, 2017, 17 янв, №826 (44):http://pppcenter.ru/ru/press-center/smi-o-centre.
Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года. Электронный ресурс. Режим доступа. [http://www.chechnya.gov.ru/]
Уфимцева Е.В. Сбалансированная система показателей оценки результативности бюджетного планирования на уровне муниципальных образований: автореф. дис. …канд.экон.наук: 08.00.10/ Уфимцева Евгения Васильевна. – Томск, 2017. – 23 с.
Чеченская Республика сегодня. Информационное агентство. Электронный ресурс. Режим доступа. [http://chechnyatoday.com/]
Этапы бюджетной реформы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Юшина Е. Социально-экономическое развитие муниципального образования экспресс диагностика / Е. Юшина // Проблемы теории и практики управления – 2016. – 2012. – С. 117-123
Приложение 1
[-- Image: Рисунок 1 --]
Рисунок 1. Основные факторы устойчивого развития региона [7]
Читать дальше