ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА СМЕРТИ В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV-XV ВВ. 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА СМЕРТИ В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСОЙ И РУССКОЙ ТРАДИЦИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
ПРИЛОЖЕНИЯ 12
Читать дальше
Целью данной работы было изучить формирование иконографии образа смерти в искусстве XIV-XV вв.
В XIV-XV веках образ Смерти обретает популярность в Западной Европе, позже придя и в русское искусство. При этом в Европе распространенность этого образа непосредственно связана с пандемией черной чумы, когда люди постоянно ощущают присутствие смерти рядом. Отсюда произрастает и тема Триумфа Смерти, и высокая натуралистичность при представлении Смерти в виде мертвеца. Основной целью изображения Смерти становится напоминание людям о важности праведной жизни в то время, когда кончина может наступить внезапно, вне зависимости от положения человека в обществе, ведь перед Смертью равны все.
В русской традиции Смерть изображается менее натуралистичной и не столь всемогущей, что весьма логично, ведь чума обошла Русь. И возникновение данного сюжета в русском искусстве связано в большей степени с влиянием западного искусства и распространением «Откровения» Иоанна Богослова.
Иконография Смерти разнится, от мелкого беса или же наоборот обычного человека до скелета, ангела или крылатой фурии, она чаще всего изображается с оружием, обычно с косой. Смерть в изображениях XIV-XV вв. может властвовать над всем человечеством, а может стоять у изголовья одного конкретного умирающего человека. Так или иначе, именно в данный непростой для истории период образ Смерти формируется и закрепляется в мировой культуре.
Читать дальше
1. Нессельштраус Ц.Г. "Пляска смерти" в Западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения. // Культура Возрождения и Средние века. М. 1993. С. 141-148
2. Реутин М.Ю. Словарь средневековой культуры. // М., 2003, с. 360-364
3. Синюков В.Д. Тема "Триумф смерти". К вопросу о соотношении символа и аллегории в искусстве позднего европейского Средневековья и итальянского треченто.// Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М. 1997. С.30-41
4. Антонов Д. Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа. М.:Индрик, 2011(гл.3 Смерть: ожившая метафора)
5. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство треченто. М., 1959. Т. 2. С. 306-307
6. Руссев Н. Д. «Безносая привратница эпох»: Чёрная смерть на Западе и Востоке Европы.// Стратум: структуры и катастрофы: Сборник символической индоевропейской истории: Археология. Источниковедение. Лингвистика. Философия истории. — СПб.: Нестор, 1997. С. 220—239.
Читать дальше