ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕВОЧЕК ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 4
1.2 ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.3 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕВОЧЕК ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы.
Половая идентичность, которую можно считать одной из существенных из всех ролевых идентичностей, связанная с разделением людей на группы мужчин и женщин и осознанием принадлежности человека к тому или иному полу. Она заключается в переживании своего соответствия половым ролям, обусловленных биологическими различиями между полами (что касается, прежде всего, сексуального поведения и сексуальных чувств, рождения детей и т.д.). Половая идентичность является не только одной из самых существенных идентичностей, но и едва ли не единственной, что формируется онтогенически .
В теории Фрейда различия между мужчинами и женщинами указаны различиями строения половой сферы, в частности наличия у представителей мужского пола пениса, который считается преимуществом. С этим связаны такие психологические явления, как «комплекс кастрации» у мальчиков (т.е. страх потери признаков мужественности, а с ними и половой идентичности) и «зависть к пенису» в девочках (то есть ощущение определенной половой неполноценности). Под Фрейдом, эти особенности характерны для фаллической стадии психосексуального развития. Позже, на Эдепальной стадии проявляется так называемый «Эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек, то есть половое влечение к родителю противоположного пола с ростом конкуренции к родителям одного пола (вплоть до стремления их устранить). Нормальное преодоления этих комплексов состоит в идентификации с родителями одного пола и частичным отказом от родителей противоположного пола, что происходит на последующих стадиях психосексуального развития и является очень важным для развития полноценной половой идентичности.
Специфика становления детской системы объектных отношений заключается в постепенном усложнении ее форм и возможностей выражения. Первоначально объектные отношения проявляются в виде двигательных поведенческих реакций при участии простейших психических функций, обеспечивая приспособление ребенка к меняющейся внешней среде. Они заметны внешне и привлекают к себе внимание, их можно наблюдать и фиксировать.Позднее формируются объектные отношения, в которых принимают участие, прежде всего, психические функции от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Теперь ребенок адаптируется к внешним обстоятельствам с помощью изменения собственной картины мира и образа самого себя, гендерной идентичности.
Итак, мы видим, что гендерная социализация и развитие гендерном идентичности личности - это сложные и разнообразные процессы, которые подлежат многим закономерностям и на их пути много противоречий, проблем, дисгармоний. Знание этих закономерностей должно помочь избеганию этих проблем и противоречий развития.
Читать дальше
1. Бассаров Б. Проблемы психологии устойчивости личности. – Ашхабад Ылим, 2007
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб.пособие. СПб., 2008
3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – Спб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
4. Бодалев А.А. Психологическое общение /А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2006. – 278 с.
5. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) : сб. ст. / РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения; отв. ред. З. А. Хоткина. – М., 1992. – С. 10–20.
6. Городнова Н. Роль семьи в гендерной социализации подростков // Гендерные разночтения : мат-лы IV межвузов. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». – СПб. : Алетейя, 2005. – С. 310–314.
7. Громов И.А. и др. «Западная социология», Учебное пособие для ВУЗов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – С. 837.
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Гендер. Брак. Семья // Фундаментальная социология : в 15 т. - М. : ИНФРА-М, 2006. - Т. 10. - 1094 с.
9. Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.СПб.: Речь, 2009
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
11. Ломова Т. Е Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи. Автореферат диссертации. –Владивосток, 2004.
12. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2008.
13. Надолинская Л. Н. Влияние гендерних стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 30-35.
14. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
16. Чекалина А. А. Гендерная психология : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2006. – 256 с.
17. Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
18. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
Читать дальше