Введение 3
1. Чтение-вид речевой деятельности 4
2. Процесс овладением чтением 9
3. Текст как объект лингвистических исследований 9
4. Литературоведческий аспект анализа художественного текста 15
5. Особенности восприятия художественного текста 18
6. Характеристика этапов работы с художественным произведением 18
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Чтение - именно такая деятельность, которая способна развить учащихся. Если оно правильно организовано и ребенок умеет читать, чтение является средством познания, обучения, развития и воспитания личностных качеств ребенка, его мировоззрения.
При обучении чтению важно помнить о том, что этот процесс включает в себя два равнозначных аспекта. Первый – то, что чтение рассматривается как процесс декодирования текста, что в свою очередь оказывает существенное влияние на развитие чисто технической стороны (увеличение скорости чтения).
Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д. При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т. д. Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.
При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.
Система методов, которая используется в школе для слабослышащих, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия.
Все методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала учащимися. Педагогический процесс строиться на слухо-зрительной основе. Наибольшей спецификой обладают методы формирования речи и изучение языка. Педагог одновременно с решением задач формирования знаний и умений в каждой области обеспечивает и речевое развитие учащихся.
Читать дальше
2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб. пособие/ Карлхайнц Барт; пер. с нем. Н.А. Горловой, А. А. Михлина; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
3. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития./Под ред. Т.Г. Рамзаевой - М.: Высш. шк.,2003.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
5. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
6. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 264 с.
7. Жабицкая Л.Г. Психологическое исследование критериев литературного развития//Вопросы психологии.-1972.-№5.-С.95
8. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты): Учеб. для институтов и факультетов иностранных языков. – М.: Высш. школа, 1990. – 252 с.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие/ А. Н. Корнев. - СПб.: ИД "МиМ", 1997. – 286 с.
10. Лалаева, Р. И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. - СПб.: Образование, 1997. - 172с.
11. Методика обучения литературе в начальной школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева: Под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- С.36.
12. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.:Просвещение,1976.
13. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.-М.:Книга,1972.
14. Паршин А. Теория и практика перевода. – М.: Русский язык, 2000. – 161 с.
15. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе/ под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. – М. , 1960. – 184 с.
16. Романовская З.И. Чтение и развитие младшего школьника: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. - М.:Педагогика,1982.
17. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-С.21.
Читать дальше