ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 5 1.1.УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ВИДЫ 5 1.2.СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 9 1.3.ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 11 1.4.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ 14 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У МЛАДШИХ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 25 2.2. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 28 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У МЛАДШИХ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 38 3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 38 3.2. ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 42 ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Развитие речевого дыхания у младших глухих школьников.

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
62% уникальность
2017 год
280 просмотров
Симоненко Т.
Эксперт по предмету «Сурдопедагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 5 1.1.УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ВИДЫ 5 1.2.СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 9 1.3.ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 11 1.4.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ 14 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У МЛАДШИХ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 25 2.2. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 28 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У МЛАДШИХ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 38 3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 38 3.2. ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 42 ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Читать дальше
Вопрос формирования речи у людей, имеющих глухоту, стоит очень остро на данном этапе развития сурдопедагогики. Особенности глухих детей являются причиной затруднений в овладении ими речью, что влияет на сложность социализации таких детей. В условиях введения и распространения инклюзивного образования социализация глухих детей особенно актуальна. Развитие речи напрямую связано со степенью и уровнем развития у ребенка речевого дыхания, которое имеет определенные отличия от физического и без которого не мыслима устная речь человека. Дети, имеющие глухоту, испытывают трудности в овладении речью еще и по причине неразвитости речевого дыхания. Потому так важна работа по развитию и коррекции речевого дыхания у глухих детей. Этим обусловлена актуальность выбора темы «Развитие речевого дыхания у младших глухих школьников» для написания данной дипломной работы.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по химии. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


. Цель данной работы – изучить возможности развития речевого дыхания у младших глухих школьников. Объект данной дипломной работы – речевое дыхание у младших глухих школьников. Предмет работы – развитие речевого дыхания у младших глухих школьников. В соответствии с поставленной целью нами были выдвинуты следующие задачи: Рассмотреть понятие устной речи и ее виды; Определить понятие речевого дыхания; Выявить особенности речевого дыхания у глухих детей; Изучить возможности и методы развития речевого дыхания; Экспериментальным путем выявить отличия в речевом дыхании у глухих детей в отличие от детей с нормой развития; Апробировать и провести диагностику эффективности программы развития речевого дыхания у младших глухих школьников. Базой исследования стал 2 класс детей с нормой развития ….образовательного учреждения и 2 класс глухих детей …образовательного учреждения. При написании данной работы были использованы следующие методы: Аналитический метод; Метод синтеза полученных данных; Сравнительный метод; Экспериментальный метод. Структура дипломной работы: введение, 3 главы, заключение и список литературы из 55 источников. ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 1.1.УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ВИДЫ Одной из основных проблем современной методики русского языка является формирование умений и навыков связной речи, поскольку отсутствие надлежащей корреляции между теоретическими знаниями и практическими речевыми умениями сказывается на количественных и качественных характеристиках речи, порождает разного типа речевые ошибки и недостатки. С целью предотвращения, кроме освоения теории языка, школьников необходимо учить ориентироваться в конкретной речевой ситуации, в соответствии с этим выбирать содержание и языковые средства для выражения мысли, владеть правилами речевого поведения в различных условиях общения. В практике работы начальной школы термином «устная речь» называют раздел методической науки, задачей которой является обучение детей пониманию и построению высказывания, учитывая цель, условия общения, соблюдая нормы литературного языка [9]. В методике преподавания языка в начальных классах под термином «устная речь» понимается «монологическая речь, точнее – процесс, деятельность говорящего, последовательное устное изложение мыслей, знаний. Результатом такой деятельности становится устный текст, то есть совокупность взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных общим предметом (темой) и главной мыслью высказывания с помощью языковых (лексических, грамматических и интонационных) средств» [24]. Развитие устной речи – ведущий принцип обучения родному языку в начальных классах. Он охватывает все стороны речевой деятельности учащихся. Программой в школе предусматривается приобретение учащимися элементарных знаний о речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая; об особенностях высказываний, обусловленные их коммуникативными задачами, ситуацией общения. Работа над правильным произношением, четкостью и выразительностью устной вещания, над обогащением словаря, правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связным высказываниям, над орфографически грамотным письмом должно стать основой каждого урока. Работа по развитию речи младших школьников включает следующие направления [13]: совершенствование звукопроизношения учащихся и повышение их языковой культуры; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса младших школьников; умение употреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания; последовательное и логичное преподавания мысли; совершенствование грамматического строя речи учащихся; овладение нормами русского литературного вещания; усвоение важнейших этических правил общения. Эти направления работы по развитию речи составляют основу для формирования у младших школьников речевой компетентности. Очень важно, чтобы младшие школьники познавали мир во всей его многогранности, чувствовали и понимали прямое и переносное значение слов, их тончайшие оттенки. А когда ребенок поймет и почувствует красоту родного слова, он почувствует любовь к языку. Понимать, чувствовать и любить родной язык способны все дети. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развивать речь учащихся, обогащать ее, научить любить, гордиться ею [51].

Читать дальше
В ходе написания данной дипломной работы нами было рассмотрено понятие устной речи и ее виды, определено понятие речевого дыхания, выявлены особенности речевого дыхания у глухих детей, изучены возможности и методы развития речевого дыхания. Экспериментальным путем выявлены отличия в речевом дыхании у глухих детей в отличие от детей с нормой развития, апробирована и проведена диагностика эффективности программы развития речевого дыхания у младших глухих школьников. Речь, которая произносится вслух, является устной (экспрессивной) и служит целям общения. Устная речь отличается не только своей выраженностью в звуках, но главным образом своей функцией непосредственного общения с другими людьми. В общей методике развития устной речи особенно выделяют формирование речевого дыхания, способствующего большей плавности речи, длительности произносимых звуков и их четкости. Речевое дыхание является возможностью человека выполнить короткий глубокий вход и осуществить рациональное распределение воздуха при выдохе, одновременно произнося различные звукосочетания. Только благодаря правильному речевому дыханию, человек может затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиться максимального звука и плавности. Существуют определенные особенности речевого дыхания у людей, имеющих определенные патологии. Так, глухим детям свойственны свои особенности речевого дыхания, которые влияют на процесс развития и коррекции речевого дыхания, они заключаются в том, что глухие плохо управляют работой дыхательных мышц, а это приводит к нарушению нормального расходования воздуха в ходе речи. Формирование речевого дыхания – это необходимая составная часть логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, которые особенно часто становятся проблемой глухих детей. Экспериментальное исследование речевого дыхания у выбранной группы детей подразумевало несколько этапов: 1 этап – констатирующий – диагностика речевого дыхания у группы детей с нормой развития и группы глухих детей. 2 этап – формирующий – нами была проведена работа по развитию речевого дыхания у детей, имеющих глухоту. Нами был выбран комплекс упражнений, направленных на развитие и формирование речевого дыхания. 3 этап – контрольный – нами была проведена повторная диагностика обеих групп – контрольной и экспериментальной. Для диагностики речевого дыхания были выбраны следующие параметры: Длительность вдоха и выдоха; Сила вдоха и выдоха; Равномерность распределения выдыхаемого воздуха; Скорость произнесения звуков; Длительность произнесения гласных звуков на одном вдохе. Результаты диагностики глухих детей разительно отличаются от результатов диагностики детей с нормой развития, что позволило не только выявить уровень развития речевого дыхания у 2 класса глухих детей, но и выявить особенности речевого дыхания, присущие глухим детям в отличии от детей с нормой развития. Нами была проведена формирующая развивающая работа с экспериментальной группой по коррекции и развитию речевого дыхания. Данные контрольной диагностики позволяют сделать вывод о большей динамике положительных изменений в экспериментальной группе глухих детей, с которыми проводилась работа по выбранной группе упражнений. Следовательно, выбранные нами упражнения оказались эффективными в формировании и развитии речевого дыхания. На завершительном этапе эксперимента дети отличались большей длительностью вдоха и выдоха, большей силой вдоха и выдоха, повысились показатели равномерности распределения воздуха при произнесении звуков, а также замедлилась скорость их произнесения. Все это и позволило сделать вывод об эффективности проведенных с детьми упражнений. Дальнейшая работа видится в совершенствовании методической программы по коррекции и развитию речевого дыхания у глухих детей младшего школьного возраста, включении в нее новых упражнений и занятий, разработке комплексной методики развития речевого дыхания у глухих детей.
Читать дальше
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. – 56 с. 2. Басова А. Г., Егоров С Ф., История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 2012 – 311 с. 3. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 174-176. 4. Белова Н. И. К вопросу о произношении глухих дошкольников // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. – Спб: Питер, 2013 – 29 с. 5. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 2015 – 300 с. 6. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 2014 – 219 с. 7. Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. – М.: Просвещение, 2013 – 280 с. 8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2012 – 210 с. 9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Педагогика и психология, 2013 – 270 с. 10. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии – Ставрополь, 2008 – 224 с. 11. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 2015 – 295 с. 12. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с. 13. Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 2014 – 176 с. 14. Воспитание глухих детей в школе /под ред. А. Г. Зикеева и Э. Н. Хотеевой, М.: Практическая педагогика, 2013 – 189 с. 15. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2013 – 200 с. 16. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей. Собр. соч., т. 5, - М.: Академия, 2013 – 314 с. 17. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей. – М: Гном и Д – 2003, 160 с. 18. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб. пособие для вузов / Л. А. Головчиц.- М.: Владос, 2001 – 304 с. 19. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2. 20. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет – М.: Творческий центр Сфера, 2011 – 210 с. 21. Дьячков А И. Системы обучения глухих детей. - М.: Академия, 2012 – 159 с. 22. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Педагогика, 2014 – 238 с. 23. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика, 2015 – 183 с. 24. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 2009 – 162 с. 25. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб.: Нева, 2015 – 198 с. 26. Кодухов В. И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 2011 – 340 с. 27. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Спб.: Медицина, 2011 – 428 с. 28. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: Практическая педагогика, 2014 – 170 с. 29. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. – М.: Академия, 2003 – 136 с. 30. Лавров Н. Н., Бубличенко М. М. Дыхание по Стрельниковой. – Изд. 10-е, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005 – 123 с. 31. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.: Просвещение, 2011. – 319 с. 32. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Ш. Шаховской. – М.: Просвещение, 2009 – 294 с. 33. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Нева, 2004 – 512 с. 34. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: Речь, 2004 – 137 с. 35. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:ВЛАДОС, 2001 – 216 с. 36. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 2012 – 349 с. 37. Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4. 38. Носкова Л.П. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха – Р-на-Дону: Феникс, 2014 – 209 с. 39. Основы спец. обучения слабослышащих детей /под ред. Р. М. Боскис, М.: Просвещение, 2015 – 312 с. 40. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 2013 – 368 с. 41. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 2011 – 250 с. 42. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 2015 – 217 с. 43. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Институт коррекционной педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 – 200 с. 44. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми // Дефектология. – 1988. - № 5. – С. 71-74. 45. Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.: Академия, 2012 – 198 с. 46. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, М.: ЧеРо, 2015 – 190 с. 47. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1981. —191 с. 48. Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: АПН РСФСР, 1990 – 340 с. 49. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика – М.: Книга по требованию, 2010 – 656 с. 50. Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6 – С. 38-41 51. Таварткиладзе Г.А., Васильева Л.Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни: Метод. рекомендации. – М.: Академия, 1988. – 15 с. 52. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 2015 – 325 с. 53. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: Практическая психология, 2003 – 190 с. 54. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996 – С. 19-30. 55. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image