У нас возможно даже изготовление презентаций на заказ в спб . Заходите на сайт и заполняйте форму.
. В другие европейские страны, во Францию, в Германию Ренессанс пришел значительно позднее. К концу XV века Возрождение достигло своего наивысшего расцвета. К XVI веку идеология Возрождения уже начала переживать кризис. Символом этого кризиса, своеобразным «вырождением» Ренессанса барокко и маньеризм. Традиционно деление эпохи Ренессанса на четыре ступени, перечисленные далее. 1. Проторенессанс, являющийся непосредственным продолжателем Средневековья, романских, готических традиций. Проторенессанс по сути был подготовкой к собственно Ренессансу. Временные рамки Проторенессанса – это конец XIII века и XIV век. Самое раннее проявление искусства Проторенессанса - это скульптура и архитектура (семейство Пизано, Арнольфо ди Камбио, собор Санта Мария дель Фьоре) и живопись двух художественных школ: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Мартини). 2. Ранний Ренессанс. Во времена раннего Ренессанса, ограниченные началом и концом XV века, искусство еще не до конца отказалось от недавнего религиозного прошлого, но уже начало активно вносить в него классические античные элементы. 3. Высокий Ренессанс. В конце XV — начале XVI века европейское искусство пережило свой подлинный расцвет, названный позднее высоким Возрождением. Рим во время этого периода стал подобием греческих Афин времен расцвета: в Вечном городе активно строились монументальные здания, скульпторы создавали великолепные изваяния, живописцы писали множество фресок и картин, которые до сих пор считаются непревзойденными шедеврами. Все три великих искусства существовали как единое целое, взаимно обогащали друг друга и взаимно воздействовали друг на друга. Трое великих итальянских гениев увенчали своим творчеством вершину Ренессанса: Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520). 4. Поздний Ренессанс. Эпоху позднего Ренессанса принято ограничивать серединой и концом XVI века. Во время этого периода проявления искусства и культуры уже были настолько разнообразными, что сведение их к одному стилю в известном смысле условно. Торжество Контрреформации, опасавшейся свободомыслия и культа тела и наслаждений, внесло противоречия и в культурную среду. В общем, это уже был период кризиса, вырождения, идеология которого и породила «нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий» — маньеризм, а также стиль барокко, само название которого означает «порочный, бракованный». Эпоху Возрождения в Нидерландах, Германии и Франции ученые считают отдельным стилевым направлением, отличным от итальянского Возрождения, и называют «Северным Возрождением». Живопись эпохи Возрождения характеризуется использованием новых художественных приемов: построением объемной композиции, использованием пейзажа как элемента сюжета. Живописные изображения стали реалистичнее, оживленнее, что резко отличало их средневековой условной иконографической традиции. В архитектуре Ренессанс проявился в виде возвращения к принципам и формам античного зодчества. Симметрия, пропорции, четкие арки, полусферические купола, ниши, эдикулы, геометрическая точность и порядок составных частей – все это соответствуют лучшим образцам римской архитектуры. Музыкальная культура Возрождения находится под сильным влиянием народной музыки. Вокальная и вокально-инструментальная полифония получила широкое развитие в творчестве представителей школы «Нового искусства» в Италии и Франции. Появились светские музыкальные жанры —«фроттола» и «вилланелла» в Италии, «вильянсико» в Испании, мадригалы, французские многоголосные песни. В литературе эпохи Ренессанса ясно прослеживаются две тенденции: взаимосвязь с народной поэзией и опора на «книжную» античную литературу. Распространено сочетание рационального начала и поэтической фантастики, большим успехом пользуются комические жанры. На этих принципах построены известные литературные памятники той эпохи: «Декамерон» Боккаччо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Эпоха Возрождения – поворотный пункт в развитии политической мысли. Отменив средневековую схоластику, эпоха Возрождения поставила в центр мироздания человека. Проблема человека, его свобода – вот что интересовало политических деятелей Возрождения прежде всего. Мыслители Ренессанса говорили о том, что идеальным для человека устройством общественной жизни является республиканская форма правления. Но столь многообещающее начало было прервано суровыми событиями - Столетней войной. Война складывалось трагически для Франции. Культурная жизнь Франции как бы застыла на несколько десятилетий. Не скоро, но все же французский народ нашел в себе силы к сопротивлению. В 1453 году был заключен мирный договор с англичанами, закрепивший победу Франции. Страна восстанавливалась, возрождались и искусства. К концу XV века Франция стала единым государством. Укрепление централизованной власти благоприятствовало расцвету культуры. Духовный подъем ощущался во всех областях науки и искусства. Начинает распространяться светское мировоззрение. Французский гуманизм находил поддержку в Италии, где идеалы Возрождения вошли в плоть и кровь искусства. В эволюции придворного общества и его институтов заключается важнейшая составляющая истории французской абсолютной монархии, так как благодаря усилению королевской власти придворное общество обретало особый политический статус; именно под влиянием двора в значительной мере формировался государственный курс Франции. Для целей нашего исследования также важна одна особенность культуры Возрождения, неоднократно отмеченная многими исследователями этой эпохи: в любой культурной деятельности, даже не связанной с художественным творчеством (философии или историографии), очень важна эстетическая сторона. Что же касается эпохи Возрождения, его художественной продукции, то для нее эстетическая составляющая – самый важный аспект. Ни религиозные, ни научные, ни прагматические, ни функциональные вопросы не имеют для эпохи Возрождения такой значимости, какую имеет Красота. Огромный неоценимый вклад в «возрождение классической красоты», в культурное и эстетическое развитие Европы внесли Италия и Франция. К выдающимся личностям той эпохи, благодаря которым и происходило это развитие, может быть с абсолютной уверенностью причислена Маргарита Ангулемская (Маргарита Валуа, Маргарита Наваррская), сестра французского короля Франциска I. Актуальность темы. Интерес, который современное человечество питает к эпохе Возрождения, возник не случайно. Прогресс, скорость которого постоянно увеличивается, происходит только в материальном мире, в сфере потребления. Изобретается огромное количество вещей, в которых нет никакой практической необходимости. Новинки «высоких технологий» представляют собой, в сущности, очень дорогостоящие и сложные игрушки, на которые тратится безумное количество денег. От этих игрушек человечество не стало ни добрее, ни милосерднее, ни счастливее. Ни одна из благородных целей прогресса достигнута не была. Не удалось ни накормить всех голодных, ни найти средство борьбы со смертельными болезнями. В то же самое время последствия научного и технологического прогресса приводят к уничтожению окружающей среды, к страшным техногенным авариям. Развитие технологий привело к тому, что перед человечеством встала реальная опасность тотального уничтожения, конца мировой истории. Поэтому в современных тревожных и нестабильных условиях необходимо обратиться к благородной, честной и гуманной эпохе Возрождения, которая прославляет базовые ценности человечества – жизнь, свободу и красоту. Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Проблематика исследования. Эпоха Возрождения стала временем пробуждения интереса и внимания к человеку. Этот интерес, в свою очередь, стал причиной изменения отношения общества к женщине. До определенного момента в истории человечества не было социальной ориентации на женщину, как на равноправную мужчине личность. Женщина как отдельный, самостоятельный человек не рассматривалась ни в науке, ни в общественном сознании. Вообще, ценность женщины, также как и ценность детства, ценность ребенка в культуре начала осознаваться только в эпоху Возрождения. Маргарита Ангулемская – одна из первых женщин, которые стали не только потребителями, но и творцами культурных ценностей. Если о художественных достоинствах ее литературных творений можно спорить, то их общественное значение бесспорно – сам факт их наличия означал громадный прорыв в культурной и общественной жизни. Сама атмосфера эпохи Возрождения создала условия для появления в общественной и культурной жизни Западной Европы таких женщин, как Маргарита Ангулемская. Источники исследования. Одним из основных источников послужила работа А.М. Петрункевич «Маргарита Ангулемская и её время: Исторический очерк из эпохи Возрождения во Франции» . Помогает глубже понять сокровенный смысл искусства Возрождения исследование М. Н. Соколова «Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства». В монографии Т.Г Шовской «Мастер празднеств Джузеппе Арчимбольдо» можно найти интересные сведения о самом роскожном королевском дворе той эпохи – о Венском престоле Священной Римской империи, управляемом династией Габсбургов. В «Истории красоты» и «Истории уродства» У. Эко эпоха Возрождения рассматривается с точки зрения тайного смысла искусства, выражения этических ценностей посредством эстетики. В исследовании В. И. Рутенбурга «Италия и Европа накануне нового времени» раскрыты особенности политической и общественной жизни эпохи Ренессанса во Франции. В книге А.Д. Михайлова «Маргарита Наваррская. Гептамерон» представлены литературные произведения, принадлежащие перу Маргариты . Цель исследования. Изучение особенностей культурной и общественной жизни Маргариты Наваррской (родной сестры короля Франции Франциска I). Цель исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач: 1) Рассмотреть культуру французского королевства эпохи Ренессанса. 2) Проанализировать особенности развития культуры и искусств при дворе Маргариты Наваррской. 3) Изучить идеологию французских гуманистов эпохи Возрождения. Для реализации целей и задач исследования применялся анализ литературных и интернет-источников по проблеме исследования. Объект исследования. Французское Возрождение периода Маргариты Наваррской. Предмет исследования. Развитие культуры, искусства, политической и общественной мысли при дворе Маргариты Наваррской. Научная и практическая значимость исследования. Ренессанс сменил собой чисто мужскую, строгую и аскетическую культуру Средних веков. В период Ренессанса пробудился интерес к человеческой личности, и, соответственно, к женщине как к личности. Именно в это время мы находим особое отражение образа женщины в произведениях искусства - впервые после античного периода. Двор Маргариты Ангулемской, окружающие ее деятели культуры, ее собственное творчество – наглядное тому подтверждение. Поэтому изучение жизни и творчества Маргариты Наваррской, а также наследия деятелей науки и искусства при ее дворе представляет бесспорный интерес. Гипотеза исследования Идеи Ренессанса о ценности и самостоятельности каждой человеческой личности привели общество к рассмотрению роли женщины как самостоятельной и уникальной человеческой личности, а не как «собственности мужчины» или «машины для рождения детей». Интерес к человеку вообще и к женщине в частности создал условия для появления таких женщин, как Маргарита Наваррская – не только культурных и образованных, но и творческих, которые смогли реализовать себя в литературе и других видах искусства. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, в составе которых семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений. В первой главе исследования рассматриваются Королевский двор Франции, как явление культуры. Вторая глава исследования посвящена рассмотрению гуманистической направленность французской культуры во времена эпохи Ренессанса.