Введение 3 Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 6 1.1. Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности развития творческих способностей на занятиях по обучению рисованию в старшем дошкольном возрасте 9 1.3. Педагогические условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 17 Вывод по 1 главе 24 Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию 27 2.1. Диагностическое исследование уровней развития творческих способностей старших дошкольников 27 2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию 37 2.3. Сравнительная характеристика результатов опытно-поисковой работы 45 Вывод по 2 главе 51 Заключение 53 Список литературы 57

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ

дипломная работа
35 страниц
57% уникальность
2016 год
122 просмотров
Иванов С.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 6 1.1. Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности развития творческих способностей на занятиях по обучению рисованию в старшем дошкольном возрасте 9 1.3. Педагогические условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 17 Вывод по 1 главе 24 Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию 27 2.1. Диагностическое исследование уровней развития творческих способностей старших дошкольников 27 2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию 37 2.3. Сравнительная характеристика результатов опытно-поисковой работы 45 Вывод по 2 главе 51 Заключение 53 Список литературы 57
Читать дальше
Период дошкольного возраста имеет принципиально важное значениев становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентации в окружающем мире, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Актуальность исследования связана с тем, что, эти возможности с течением времени утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К вопросам развития творческих способностей обращались:, В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.


У Work5 подготовка курсовых работ не занимает много времени.


.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М.Теплов и др. Во многих научных трудах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна широко представлены психологические аспекты творчества, в котором участвуют мышление. Творческое воображение как результат мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование и реализуемый в разных видах деятельности рассматривали Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. По ФГОС дошкольного образования, обучение детей рисованию должно развивать творческие способности, носить наглядно-действенный характер, предметную или графически-образную наглядность следует использовать в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью детей. Однако на занятиях по обучению рисованию большое значение придается технике выполнения отдельных приемов и заданий и недостаточно выявлены педагогические условия развития творческих способностей. Этот недостаток определил противоречие: между задачей развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте и недостаточно созданными педагогическими условиями для ее решения на занятиях по обучению рисованию. Проблема исследования: Какие необходимо создать педагогические условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования, недостаточная её разработка, противоречие и проблема позволили нам сформулировать цель исследования: Теоретическое обоснование педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по обучению рисованию. Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Гипотеза исследования: Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является рисование. Эффективность рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями: вариативностью способов создания рисунка; поиском выразительных средств в передаче образов изображения; возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков). Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 2. Изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить и обосновать педагогические условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести диагностическое исследование уровней развития творческих способностей старших дошкольников. 5. Раскрыть содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию. 6. Дать сравнительную характеристику результатов опытно-поисковой работы. Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эмпирическое исследование. Теоретическая и практическая значимость: раскрыто психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества и проведена опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию. Новизна заключается в описании работы по развитию творческих способностей старших дошкольников по обучению рисованию. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Старший дошкольный возраст является самым подходящим возрастом для активного развития творческих способностей, что связано с желанием выразить в рисунке и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Для развития творческих способностей старших дошкольников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «творческое воображение», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу развития творческих способностей позволили выделить его специфику, показатели, особенности его развития в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста. Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что воображение – это психический процесс, который заключается в преобразовании образов, отражающих реальную действительность, и создание на это основе новых образов, действий, предметов (В.Б. Шапарь). Опираясь на теорию художественного развития А.А. Мелик-Пашаева, мы определяем творческое воображение старшего дошкольника как способность ребенка реализовать свои внутренние впечатления в выразительных чувственно воспринимаемых образах в материале и языке того или иного вида искусства. На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Т. Рибо и др.), выделены компоненты творческих способностей: - когнитивный, под которым мы понимаем актуализацию и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта ребенка (как основы фундамента развития творческих способностей); - эмоциональный, под которым мы понимаем наличие эмоциональной отзывчивости к художественным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам); - действенный, под которым мы понимаем экспериментирование с материалом разных видов искусства для оригинального воплощения чувственных впечатлений в по рисованию. На основе принятого нами определения «творческое воображение», а также его компонентов, мы выделяем следующие этапы развития творческих способностей в процессе по рисованию: - художественно-эстетический этап; - эмоционально-творческий этап; - преобразующий этап. Исходя из выделенных этапов развития творческих способностей старших дошкольников было определено содержание по рисованию: - обогащение художественно-эстетического опыта ребенка яркими, живыми впечатлениями, развитие у него способности воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего, родственного человеку содержания и благодаря этому переживать свое непосредственное единство с окружающим миром; - создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и поиск средств (экспериментирование с материалом) для выражения чувственный ощущений; - развитие у детей способности перевода собственных чувственных впечатлений в соответствующий образ и форму, в которых оно (впечатление) получает объективное существование, становится видимым, слышимым для других. Раскрыты возможности по рисованию в развитии творческих способностей старших дошкольников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что художественно-эстетическая деятельность, объединяя разные виды творческой деятельности (изобразительная, музыкальная и др.) не ограничивает творческие проявления детей, предоставляет широкий спектр для развития творческих способностей старших дошкольников. Взаимосвязь разных видов искусств и видов деятельности, обусловливает многогранное отношение ребенка к миру, развивает его ассоциативное творческое мышление, творческое воображение, предоставляет более широкие возможности для самовыражения. На основе определения понятия «творческое воображение» и выявленных структурных компонентов развития творческих способностей были определены показатели и критерии творческих способностей : - художественно-эстетический опыт; - эмоциональная отзывчивость к художественным произведениям; - оригинальность. Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что художественно-эстетическая деятельность является эффективным условием развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Так, в результате проведенной работы практически в 2 раза увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей (с 25% до 45%), на 10% увеличилось количество детей на среднем уровне (с 45% до 55%), и на 30% снизилось количество детей с низким уровнем развития творческих способностей (с 30% до 0%). Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий, выделенных методов соответственно каждому этапу развития творческих способностей , и подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
Читать дальше
1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет). Дис. канд. псих. наук. - М., 2000. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Издательство Моск. Ун – та, 1990 – 367 с. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. 4. Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова: Учеб. Пособие. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. – 526 с. – (Учебники Высшей школы экономики). 5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей. Психология: учебник для Вузов [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с. 6. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38. 7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л. С. Выготский - М., 1991. 8. Выготский, Л. С.Собрание сочинений. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 4591c. 9. Галигузова, Л. Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. [Текст] / Л. Н. Галигузова – М.; Воронеж, 2001. – гл.6 10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993 – 306 с. 11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. 12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1,2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с. 13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И.Даль. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010. – 576 с. 14. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выгодского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104. 15. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. [Текст]/ А. В. Запорожец / В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – М. Педагогика, 2006. – 362 с. 16. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др.. – М.: Просвещение. – 2007. – 303 с. 17. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен – М.: - 2013. – 124 с. 18. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. [Текст] / З. И. Калмыкова - М., 1981. 19. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова – М.: - 2013. – 60 с. 20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина – М.: 2008 21. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И.Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с. 22. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976 23. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин - М, 1993. 24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2010. – 736с. 25. Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и в семье. [Текст] / Л. Пасечник.// Дошкольное воспитание.2009. №4. 26. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под общ. Ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 336 с. 27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 230 с. 28. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с. 29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – М., 1989. – 468 с. 30. Святкова О. Развиваем творческие способности. - М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с. 31. Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук. - М., 1993. - 216 32. Современный энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – М.: 2002. Режим доступа:http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm свободный. 33. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеренбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. 34. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. -№ 1(5). 35. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / 2-изд., доп., испр., - М.: ТЦ Сфера, 2009. -176с. 36. Хансен К.А., Кауфман Р.К., Уолш К.Б. Программа «Сообщество» - М.: «Гендальф», 1999.- 276 стр. 37. Симоновский, А. Э. Развитие творческого мышления у детей. [Текст] / А. Э. Симоновский – М.: - 2006. 38. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин – М.: Просвещение, 1996. –348с. 39. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с. 40. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс 1996.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image