Реферат по экономической теории на заказ в Work5 гарантирует, что работа будет в лучшем виде.
. Если в обучении реализован принцип активности, то и само обучение, и воспитание и развитие ребенка приобретают деятельностный характер. Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание дошкольников, а также результаты всех этих процессов, находятся в прямой зависимости от качества процесса обучения. Познавательная мотивация весьма специфична: ее появление происходит именно тогда, когда у детей формируется учебная деятельность. Взаимная зависимость этих процессов напоминает замкнутый круг: если нет познавательной активности, то и сама учебная деятельность не может считаться полноценно сформированной, а порой учебной деятельности просто нет. Педагоги и психологи знают, что дети учатся по-разному, и различают учебу и учебную деятельность. Об учебной деятельности можно с уверенностью сказать: она полноценна только в том случае, когда есть познавательная мотивация. Если же познавательной активности нет, то имеют в виду несформированную учебную деятельность. Современные условия таковы, что у множества детей дошкольного возраста можно найти нарушения физического и психологического развития в большей или меньшей степени. Главными особенностями ребенка с нарушениями развития являются неполноценное чувственное познание, речевое недоразвитие, ограниченная практическая деятельность. У таких детей присутствуют недостатки речевого развития, мешающие выявлению присущих предмету признаков, установлению причинно-следственных связей предметов и явлений. Подобного рода нарушения сильнее всего проявляют себя опосредованном познании. Это обстоятельство отмечено многими современными психологами и педагогами. В трудах известного психолога С.Л. Рубинштейна подчеркивается, что развитие ребенка зависит от средств мышления и его социально-культурного опыта. Процесс умственного развития ребенка обозначает собой овладение такими средствами мышления, которые принято называть знаковыми (языковыми) [26, с. 117]. Ребенок общается со взрослыми и сверстниками, познает окружающий мир и таким образом овладевает знаковыми средствами мышления. В работах психологов содержится обоснование когнитивного (интеллектуального) базиса развития ребенка. Как утверждают ученые, важнейшая предпосылка для возникновения речи у детей возникает тогда, когда у них в достаточной степени развивается сенсомоторный интеллект [19, с. 211]. Необходимо развивать и совершенствовать психические процессы и качества ребенка. Уровень развития речи, восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти являются показателями, характеризующими психическое развитие ребенка. Оптимальными возможностями для формирования этих качеств обладают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие детей в этом периоде происходит параллельно и взаимосвязано с развитием речи. Особенно актуально развитие и совершенствование исследовательской активности у детей дошкольного возраста с различными нарушениями слуха. Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Традиционные педагогические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха успешно решали вопросы формирования знаний, умений и навыков, необходимых для получения цензового образования, но не предопределяли успешность социальной реабилитации и социализации этих детей. Дошкольный возраст является сенситивным для оказания помощи детям с нарушением слуха в овладении не только достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но и в формировании специальных знаний, способов ориентации, коммуникативных, мотивационных и деятельностных сторон личности. Полноценная коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением слуха невозможна без формирования у них социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения. В связи с этим вопрос формирования исследовательской активности старших дошкольников с нарушением слуха является остро актуальным. До настоящего времени специальное обучение и воспитание ставило своей основной задачей приближение отстающего физического развития к «норме». Как правило, детям с нарушением слуха в образовательном учреждении создавались просто щадящие условия, при которых у детей формируются понятия о себе, как о ребенке, у которого что-то хуже, который не может сделать, услышать, понять из-за плохого слуха. У детей формируется комплекс неполноценности, неуверенности. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни в детском саду, школе. Все это указывает на необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией слуха и создания определенной системы помощи. Компенсация нарушений слухового восприятия этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и успешную социализацию. Понимая значимость устной речи, сурдопедагоги стремились сформулировать у детей с нарушениями слуха не только письменную или пальцевую словесную речь, но и обязательно устный словарь. Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Степень разработанности темы исследования. Вопросами и проблемами, связанными с процессами формирования и развития познавательной активности ребенка, занимались многие представители отечественной и зарубежной педагогической науки – Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович и другие. К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Н.Д.Шматко и др.). Цель исследования. Раскрытие особенностей развития исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий. Объект исследования. Исследовательская активность детей. Предмет исследования. Исследовательская активность детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гипотеза. Проведение природоведческих экскурсий способствует развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи исследования: 1. Выявить особенности онтогенеза исследовательской активности. 2. Рассмотреть развитие исследовательской активности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. 3. Раскрыть пути повышения исследовательской активности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха при помощи организации природоведческих экскурсий. 4. Провести экспериментальное исследование развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. 5. Проанализировать результаты экспериментального исследования. 6. Составить программу природоведческих экскурсий для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Методология исследования. Теоретические методы исследования - изучение и анализ научной литературы психолого-педагогического и методического содержания. Для изучения особенностей исследовательской активности дошкольников использовалась методика диагностики И.Ю. Мурашовой [21]. Организация и база исследования. Организация исследования проходила на базе МДОУ детский сад №283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха города Москвы. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения о специфике развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха будут полезны педагогам-психологам, дефектологам, учителям и другим педагогам, работающим с данным контингентом, для учета в организации коррекционно-развивающей работы. Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 43 источника, и приложения. Исследование содержит 5 рисунков, 11 таблиц. Объем основного текста 78 страниц.