Введение 3 1 глава. Теоретико-прикладные аспекты проблемы развития исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 9 1.1 Развитие исследовательской активности в онтогенезе 9 1.2 Особенности развития исследовательской активности при нарушении слуха 17 1.3 Ресурсные возможности природоведческих экскурсий в процессе развития исследовательской активности детей с нарушенным слухом 31 2 глава. Практическое изучение развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 46 2.1 Организация и методики исследования 46 2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 50 2.3 Содержание коррекционной педагогической работы по развитию исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 61 Заключение 73 Cписок литературы 80 Приложение 84

Развитие исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
83% уникальность
2016 год
110 просмотров
Лосикова Н.
Эксперт по предмету «Сурдопедагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 глава. Теоретико-прикладные аспекты проблемы развития исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 9 1.1 Развитие исследовательской активности в онтогенезе 9 1.2 Особенности развития исследовательской активности при нарушении слуха 17 1.3 Ресурсные возможности природоведческих экскурсий в процессе развития исследовательской активности детей с нарушенным слухом 31 2 глава. Практическое изучение развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 46 2.1 Организация и методики исследования 46 2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 50 2.3 Содержание коррекционной педагогической работы по развитию исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий 61 Заключение 73 Cписок литературы 80 Приложение 84
Читать дальше
Актуальность исследования. Дошкольное детство – период, имеющий самое значительное влияние на формирования личности человека. В дошкольном возрасте формируется тот фундамент личности, на котором впоследствии выстраивается нравственность человека, его образование, культура и мировоззрение. Можно сказать, что дошкольное детство является определяющим для всего жизненного пути человека. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование и основное развитие основных способностей человека. Одной из важнейших способностей, благодаря которой происходит познание человеком окружающего мира, является познавательная, или исследовательская активность. Стремление к познанию развивает интеллектуальные способности человека и формирует объемный взгляд на мир, который позволяет мыслить масштабно и комплексно, улавливать в разнородных событиях причинно-следственные связи. Именно поэтому так необходимо заниматься целенаправленным развитием познавательной активности ребенка. Это развитие должно проходить неизменно, начиная с раннего детства. Особенно необходимо такое развитие для дошкольников, чтобы к более старшему возрасту у них уже была сформирована активная позиция в отношении обучения.


Реферат по экономической теории на заказ в Work5 гарантирует, что работа будет в лучшем виде.


. Если в обучении реализован принцип активности, то и само обучение, и воспитание и развитие ребенка приобретают деятельностный характер. Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание дошкольников, а также результаты всех этих процессов, находятся в прямой зависимости от качества процесса обучения. Познавательная мотивация весьма специфична: ее появление происходит именно тогда, когда у детей формируется учебная деятельность. Взаимная зависимость этих процессов напоминает замкнутый круг: если нет познавательной активности, то и сама учебная деятельность не может считаться полноценно сформированной, а порой учебной деятельности просто нет. Педагоги и психологи знают, что дети учатся по-разному, и различают учебу и учебную деятельность. Об учебной деятельности можно с уверенностью сказать: она полноценна только в том случае, когда есть познавательная мотивация. Если же познавательной активности нет, то имеют в виду несформированную учебную деятельность. Современные условия таковы, что у множества детей дошкольного возраста можно найти нарушения физического и психологического развития в большей или меньшей степени. Главными особенностями ребенка с нарушениями развития являются неполноценное чувственное познание, речевое недоразвитие, ограниченная практическая деятельность. У таких детей присутствуют недостатки речевого развития, мешающие выявлению присущих предмету признаков, установлению причинно-следственных связей предметов и явлений. Подобного рода нарушения сильнее всего проявляют себя опосредованном познании. Это обстоятельство отмечено многими современными психологами и педагогами. В трудах известного психолога С.Л. Рубинштейна подчеркивается, что развитие ребенка зависит от средств мышления и его социально-культурного опыта. Процесс умственного развития ребенка обозначает собой овладение такими средствами мышления, которые принято называть знаковыми (языковыми) [26, с. 117]. Ребенок общается со взрослыми и сверстниками, познает окружающий мир и таким образом овладевает знаковыми средствами мышления. В работах психологов содержится обоснование когнитивного (интеллектуального) базиса развития ребенка. Как утверждают ученые, важнейшая предпосылка для возникновения речи у детей возникает тогда, когда у них в достаточной степени развивается сенсомоторный интеллект [19, с. 211]. Необходимо развивать и совершенствовать психические процессы и качества ребенка. Уровень развития речи, восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти являются показателями, характеризующими психическое развитие ребенка. Оптимальными возможностями для формирования этих качеств обладают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие детей в этом периоде происходит параллельно и взаимосвязано с развитием речи. Особенно актуально развитие и совершенствование исследовательской активности у детей дошкольного возраста с различными нарушениями слуха. Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Традиционные педагогические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха успешно решали вопросы формирования знаний, умений и навыков, необходимых для получения цензового образования, но не предопределяли успешность социальной реабилитации и социализации этих детей. Дошкольный возраст является сенситивным для оказания помощи детям с нарушением слуха в овладении не только достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но и в формировании специальных знаний, способов ориентации, коммуникативных, мотивационных и деятельностных сторон личности. Полноценная коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением слуха невозможна без формирования у них социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения. В связи с этим вопрос формирования исследовательской активности старших дошкольников с нарушением слуха является остро актуальным. До настоящего времени специальное обучение и воспитание ставило своей основной задачей приближение отстающего физического развития к «норме». Как правило, детям с нарушением слуха в образовательном учреждении создавались просто щадящие условия, при которых у детей формируются понятия о себе, как о ребенке, у которого что-то хуже, который не может сделать, услышать, понять из-за плохого слуха. У детей формируется комплекс неполноценности, неуверенности. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни в детском саду, школе. Все это указывает на необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией слуха и создания определенной системы помощи. Компенсация нарушений слухового восприятия этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и успешную социализацию. Понимая значимость устной речи, сурдопедагоги стремились сформулировать у детей с нарушениями слуха не только письменную или пальцевую словесную речь, но и обязательно устный словарь. Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Степень разработанности темы исследования. Вопросами и проблемами, связанными с процессами формирования и развития познавательной активности ребенка, занимались многие представители отечественной и зарубежной педагогической науки – Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович и другие. К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Н.Д.Шматко и др.). Цель исследования. Раскрытие особенностей развития исследовательской активности дошкольников с нарушенным слухом в процессе природоведческих экскурсий. Объект исследования. Исследовательская активность детей. Предмет исследования. Исследовательская активность детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гипотеза. Проведение природоведческих экскурсий способствует развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи исследования: 1. Выявить особенности онтогенеза исследовательской активности. 2. Рассмотреть развитие исследовательской активности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. 3. Раскрыть пути повышения исследовательской активности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха при помощи организации природоведческих экскурсий. 4. Провести экспериментальное исследование развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. 5. Проанализировать результаты экспериментального исследования. 6. Составить программу природоведческих экскурсий для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Методология исследования. Теоретические методы исследования - изучение и анализ научной литературы психолого-педагогического и методического содержания. Для изучения особенностей исследовательской активности дошкольников использовалась методика диагностики И.Ю. Мурашовой [21]. Организация и база исследования. Организация исследования проходила на базе МДОУ детский сад №283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха города Москвы. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения о специфике развития исследовательской активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха будут полезны педагогам-психологам, дефектологам, учителям и другим педагогам, работающим с данным контингентом, для учета в организации коррекционно-развивающей работы. Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 43 источника, и приложения. Исследование содержит 5 рисунков, 11 таблиц. Объем основного текста 78 страниц.

Читать дальше
В главе 1 рассмотрены особенности развития исследовательской активности у глухих и слабослышащих детей и возможности развития этого качества личности при помощи природоведческих экскурсий. Исследовательская активность – это желание человека постоянно узнавать новое, получать новые знания. Без исследовательской активности обучаемого процесс обучения становится весьма трудоемким и мало результативным. Поэтому необходимо развитие устойчивого интереса детей к учебному процессу, к знаниям, проблема формирования потребности в самостоятельном поиске, начиная со старшего дошкольного возраста. Причем этот интерес должен формироваться еще до того, как ребенок пойдет учиться в школу – в старшем дошкольном возрасте. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Дети старшего дошкольного возраста, с которыми проводятся занятия в ДОУ, имеют разные мотивы, зачастую сформированные произвольно, либо под принуждением. Однако любой из этих мотивов быстро себя исчерпывает. Потому педагог по возможности раньше должен постараться достичь активизации учебной мотивации, основанной на познавательном интересе. Ребенок должен испытывать положительные эмоции от своей деятельности, и должен быть в состоянии достичь в этой деятельности успехов. Именно радость и удовлетворение от работы помогают активизировать интеллектуальную сферу ребенка, от которой полностью зависит качество его обучения. Дошкольный возраст является сенситивным для оказания помощи детям с нарушением слуха в овладении не только достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но и в формировании специальных знаний, способов ориентации, коммуникативных, мотивационных и деятельностных сторон личности. Полноценная коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением слуха невозможна без формирования у них социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения. В связи с этим вопрос формирования исследовательской активности старших дошкольников с нарушением слуха является остро актуальным. Вся учебно-воспитательная работа, режим дошкольного учреждения призваны подчиняться задаче совершенствования, развития двигательной активности детей, формирования у них выносливости, смелости, силы, гигиенических привычек. Сдвигов в развитии ребенка можно достичь только тогда, когда педагогу удается достичь устойчивой атмосферы особой доброжелательности, искренности, уважения к личности ребенка. Педагог несет ответственность не только за усвоение детьми программного материала, но и за их эмоциональное благополучие, поскольку именно оно является одним из основных условий гармоничного развития личности. В условиях неблагополучия ребенка в группе детского сада, в ней резко снижается развитие таких важных психологических структур личности, как самосознание, эмоции, мотивы, не формируется правильный опыт общения. Чтобы предотвратить это, желательно педагогический процесс строить так, чтобы все время совершенствовать зону ближайшего развития ребенка с нарушением слуха. Важно воспитывать в дошкольников с нарушением слуха любознательность, потребность познавать новое, формировать познавательную активность. Когда педагог дает возможность ребенку изложить свои соображения, отстоять свое мнение, доказать его, то ребенок растет активным, умелым, любознательным, с развитым воображением. Оптимистическая оценка деятельности детей с патологией слуха вселяет в них веру в свои силы, побуждает к творчеству. В связи с тем, что слабослышащие дети прилагают очень много усилий для того, чтобы приобрести те же знания и опыт, что и дети с нормальным слухом, они вынуждены значительно больше напрягать психическую энергию, а это вызывает у большинства из них различные эмоциональные реакции, согласно индивидуальному типу нервной деятельности, сильную усталость и нарушения взаимоотношений с окружающими. Подавляющее большинство из них напряжены, обеспокоены, тревожны, пассивны или склонны погружаться в фантазии. Ведь в повседневной жизни они встречаются с большим количеством незнакомых явлений, которые не могут идентифицировать и бояться их. Это сужает поле деятельности детей, влияет на развитие исследовательской активности. Важная составляющая часть воспитания детей – это природоведческие экскурсии. Экскурсия – целенаправленное посещение природных объектов или достопримечательностей в сопровождении экскурсовода, рассказывающего историю и содержание изучаемых объектов. Экскурсия - универсальная организационная форма культурно-познавательной работы с детьми, удовлетворяющая их разнообразные потребности. Природоведческая экскурсия является достаточно простой формой организации экологического воспитания детей, так как она не требует ни предварительной организации, ни расходов на транспорт и т.д. Рассмотрим специфику воздействия природоведческих экскурсий на детей с нарушениями слуха. Как определил С.А.Зыков, «непосредственное общение особенно на самых первых слогах его становления, характеризуется использованием диалогической речи». Таким образом, для наиболее успешного формирования диалогической речи глухих детей этот процесс должен проходить в непосредственном словесном общении. Экскурсия – это, прежде всего, активное общение между детьми и педагогом. Педагог объясняет, рассказывает, задает вопросы. Дети отвечают на вопросы и задают встречные вопросы. Общение – основа экскурсии. А это как раз то, чего не хватает глухим детям, так как общение у них является значительно ограниченным. Чтобы обучить глухих школьников устной речи, необходимо создать единую систему, в которую входят слухозрительно-кинестетические связи и интенсивная работа, направленная на развитие речевого слуха. Это содействует тому, что у глухих детей развивается слухозрительное восприятие устной речи (при помощи слуховых аппаратов), формируется более внятная и естественная речь. Все это, в свою очередь, ведет к облегчению и активизации устного общения глухих и слышащих. В процессе экскурсии как раз и происходит активизация слухозрительно-кинестетических связей, и, таким образом, природоведческая экскурсия вещает не только задачи экологического воспитания, но и способствует развитию речи слабослышащих детей. Так как одним из главных феноменов, обеспечивающих социализацию и развитие человека, является общение, которое выполняет и коммуникативную, и информационную, и интерактивную, и перцептивную функцию, то природоведческая экскурсия, в ходе которой дети активно общаются между собой и с педагогом, восполняет дефицит общения у слабослышащих детей. В главе 2 представлены результаты экспериментального исследования познавательной активности у детей с нарушениями слуха, а также разработка программы природоведческих экскурсий для специализированного образовательного учреждения. Цель эксперимента - изучить особенности развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. Задания методик изучения развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста направлены на выявление у детей старшего возраста с нарушениями слуха степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий. Методика 1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений. Методика 2. Мотивы умственной деятельности Методика 3. Определение мотивационного компонента Методика 4. Изучение познавательной потребности Экспериментальная база исследования – МДОУ детский сад №283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха города Москвы. Участниками исследования были дети из старшей группы. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что исследовательская активность у испытуемых детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха сформирована недостаточно. Высокий уровень познавательной потребности показывают, по данным разных методик, всего трое или четверо детей из числа 20 детей экспериментальной группы. Следовательно, необходима программа коррекции исследовательской активности детей. Программа природоведческих экскурсий для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Тема: знакомство с природой Ведущий вид деятельности: Прогулка и слушание педагога Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». Цель перспективная: Общее развитие ребенка. Цель актуальная: 3. Развитие исследовательской активности дошкольников при помощи природоведческих экскурсий. 4. Формирование ответственного отношения к природе у старших дошкольников. Задачи: Познавательные: Дать представление о природных особенностях региона Научить определять особенности времени года, времени суток Обучающие: Обучение внимательно слушать педагога. Предоставление системных знаний об окружающем мире в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями. Повышение уровня экологической грамотности дошкольников в условиях общеобразовательного учреждения. Развивающие: Развитие исследовательской активности, творческого воображения и творческих способностей. Воспитательные: Воспитание коммуникативных навыков. Формирование у детей дошкольного возраста потребности в общении с природой. Оборудование к занятию: слуховые аппараты у слабослышащих детей Санитарно-гигиенические Укрепление здоровья дошкольников посредством общения с природой и проведения тематических мероприятий на свежем воздухе. Методологической основой программы являются следующие положения: Сроки реализации программы 1. Образовательный уровень – дошкольное образование. 4. Возраст детей – 5-7 лет. 5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - экскурсия. 6. Периодичность - 1 экскурсия в неделю. 7. Продолжительность одной экскурсии –40-45 минут. Ожидаемые результаты: 6. Значительное повышение исследовательской активности дошкольников. 7. Рост уровня экологической грамотности у детей, повышение знаний в области окружающего мира. 8. Улучшение состояния здоровья дошкольников. 9. Возникновение у детей потребности в общении с природой, интереса к объектам природы и желания наблюдать за ними. 10. Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей и воображения. Таким образом, в результате применения данной программы должна получить интенсивное развитие исследовательская активность, должен значительно повыситься уровень экологической грамотности у детей, дошкольники должны получить знания в области окружающего мира. Кроме того, реализация программы будет способствовать улучшению состояния здоровья дошкольников, возникновению у них потребности в общении с природой, интереса к объектам природы и желания наблюдать за ними, а также развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей и воображения.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект-Пресс, 2004 2. Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. 3. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение. Под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Издательство КГУ, 2011. 4. Богданова Т.Г. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология). Основы специальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 5. Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Знание, 1988 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СпБ., Питер, 2008. 7. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. – М.: Астрель, 2008. 8. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя М.: Просвещение, 1988 9. Вахтеров В. О новой педагогике. – М.: «Карапуз», 2008. 10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982 12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 13. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. 14. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007 15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2008. 16. Землянская Е.Н.. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке. //Начальная школа - 2008. 17. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. М.: Загрей, 1997 18. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. 19. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие (ГРИФ) / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2009. 20. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2013 21. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие: В 2 ч. М.: НЦ ЭНАС, 2008 22. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. 23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – П.: Питер, 2009. 24. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение ситуаций / А.М. Матюшкин. – М.: КДУ, 2009. 25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 26. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001 27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. 28. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, К.П. Шиянов. – М.: Академия, 2007. 29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., Знание, 1994 30. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 31. Психология личности. Хрестоматия по психологии/ Под редакцией. Гиппенрейтер Ю. Б, Пузырея А. А., Архангельской В. В.: АСТ, Астрель, 2009 г. 32. Рay Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей. М.: Педагогика, 1981 33. Рay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981 34. Ревина Е.Г., Гусейнов А.З. // Философия отечественного образования: история и современность: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. 35. Ревина, Е.Г. О возможностях развития мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения [Текст]/ Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. – Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. 36. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. Мн.: Народная асвета, 1989 37. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004 38. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. 39. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. - 2010. 40. Фролова Л.А. Использование современных технологий в образовательном процессе // Начальная школа. - 2008. 41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007. 42. Царева С.Е. Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей// Начальная школа. - 2008. 43. Школа педагогического мастерства/ авт - сост. И.С.Белова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image