Итак, в данном исследовании были рассмотрены особенности комплектования школьной библиотеки на примере библиотеки школы №81 города Омска.
Рассмотрим итоги выполнения задач, поставленных в начале работы.
Комплектование фонда: терминологический анализ
Библиотека является учреждением, собирающим и хранящим произведения печати и письменности на различных носителях для общественного пользования. Также библиотеки занимаются осуществлением справочно-библиографической работы.
В наше время под организацией библиотечных фондов понимается ряд операций по приведению их в определенный порядок в целях подготовки к использованию читателями и обеспечению сохранности. Комплектование библиотечного фонда – отбор и планомерное приобретение документов, соответствующих по содержанию задачам библиотеки и потребностям читателей.
Из наиболее известных обобщенных моделей комплектования – вербальная, структурная, математическая и библиографическая. Наиболее распространена библиографическая: в этом варианте составляется классический справочно-библиографический аппарат, включающий типовые (карточные) и электронные каталоги.
Модель подходит к сравнительно небольшому по численности фонду (около 10 000 экз.) с регулярным его пополнением научно-вспомогательными пособиями. Но в каждой библиотеке есть свои особенности.
Виды комплектования
Основные источники поступления документов в библиотеку - покупка, дары, обязательный муниципальный экземпляр и региональный книгообмен. Всем этим занимается отдел формирования библиотечных фондов (отдел комплектования). Есть также библиотечный совет по комплектованию, который устанавливает общую политику и приоритеты комплектования, разбирает спорные вопросы.
Помимо традиционных печатных книг, библиотеки приобретают различные базы данных, подписываются на доступ к удаленным информационным ресурсам на русском и иностранных языках. Этим занимается отдел комплектования, учитывая рекомендации специалистов из электронного читального зала, информационно-библиографического и других отделов.
Часто приносят и присылают почтой свои новые книги в библиотеку сами авторы. Звонят граждане с предложением забрать у них книги, однако в фонд библиотеки берут далеко не все, а то, чего у них нет. Остальное передается в обменно-резервный фонд для предложения другим библиотекам, что-то запускается в «буккроссинг». Нередко в дар библиотеке передают целые коллекции, домашние библиотеки и т.д.
Сущность экспертизы документов с целью включения их в фонд
Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.
Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.
Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).
Нормативно-правовое регулирование фонда библиотеки
Большинство библиотек является учреждениями, то есть относятся к некоммерческим организациям. В силу этого статуса при осуществлении основной деятельности библиотеки имеют ряд экономических и налоговых льгот; имеются и другие особенности правового режима, например, все библиотеки федерального и регионального значения подлежат обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны.
Комплектование – базовый процесс в деятельности любой библиотеки, поэтому большинство Законов и нормативно-правовых актов, имеющих отношение к сфере культуры, оказывают влияние на организацию и содержание процессов комплектования в библиотеках.
Самые острые проблемы практики комплектования: финансирование; финансовые субсидии и трансферты на комплектование.
Типы и виды документов, входящих в нормативно-правовой блок
1. Федеральные и региональные законодательные акты (общего назначения; по библиотечному делу)
2. Указы, приказы, распоряжения правительства РФ, МК РФ, других федеральных и региональных ведомств
3. Программы (федеральные, региональные)
4. Внутрибиблиотечные документы
Деятельность публичных библиотек
Библиотеками ведется планомерная работа - они распространяют знания и формируют сознание населения. Повсеместной практикой стали совместные мероприятия библиотек и школ для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также для молодежи и взрослых читателей – литературные часы, тематические вечера, конкурсы и викторины для школьников.
Библиотеки стараются не только оказать помощь юным пользователям в расширении познаний, но и способствовать пробуждению эмоционального чувства – личного ощущения тяги к чтению, любви к печатному слову.
Многообразие форм массовой работы с молодежью, особенно игровых, позволяет проводить альманахи, тематические показы видеофильмов, турниры эрудитов и юных читателей, научно-познавательные игры, викторины, конкурсы. В идеале библиотеки должны заниматься не просто распространением знаний, а помогать детям в понимании необходимости культурного развития. Воспитание культуры чтения помогает развитию познавательного интереса, творческой активности, эстетических переживаний, патриотических, нравственных чувств, чуткости к проблемам окружающих.
Библиотека – это важное структурное звено в «многослойной» человеческой культуре. Именно библиотека добровольно пробует реализовать сложнейшую миссию воспитания культуры чтения. Движущая сила, которая приводит в движение просвещение в библиотечной сфере - это сама проблема культуры и образования, так как она затрагивает интересы любого человека.
Характеристика школьной библиотеки №81 г. Омска.
Библиотека бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 81» (далее БОУ г. Омска «СОШ № 81») размещается в здании школы и работает практически с момента открытия образовательного учреждения.
Школа работает по реализации программы развития «Школа сотрудничества и открытых возможностей». Разработаны подпрограммы по духовно-нравственному воспитанию, подпрограмма «Здоровье», находится в работе подпрограмма «Поддержка школьников, имеющих проблемы в обучении».
Фонды школьной библиотеки предназначаются для удовлетворения самых разнообразных интересов - как учащихся разных возрастов, так и учителей, и родителей учеников. В библиотечных фондах заключен большой потенциал знаний. Он играет важную роль в подготовке учащихся к взрослой жизни.
Одна из целей школьной библиотеки – обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
Деятельность библиотеки осуществляется в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями библиотека выполняет функции: информационную, образовательную, культурную. Оттого, как работает библиотека, от её фондов, от её справочного аппарата, от оперативной работы библиотекаря зависит многое.
На 1 ноября 2016 года объём основного библиотечного фонда составляет: 14553 экземпляра, из них:
2413 экземпляров – документы на электронных носителях,
12140 экземпляров - документы на бумажных носителях.
В течение 2015-2016 учебного года показатели активности читателей выросли в сравнении с 2014-2015 годом. В 2014-2015 учебном году процент активных читателей составлял 58, в 2015-2016 году он вырос до 64 процентов. Читатели, которые пользуются исключительно учебной литературой, на настоящий момент учебного года отсутствуют. Процент активных читателей увеличился во всех возрастных группах:
Наиболее активными читателями являются второклассники, третьеклассники и четвероклассники. Они предпочитают художественную литературу по программе внеклассного чтения, но читают книги и по своему выбору.
Самые активные читатели среди представителей старших классов – это учащиеся 10 класса. Самые востребованные среди старшеклассников книги - исторические и художественные произведения, а также книги по русскому языку и литературе
План комплектования школьной библиотеки школы №81 г. Омска.
Комплектование книжного фонда школьной библиотеки происходит за счет средств, предусмотренных в смете, а также за счет создания книжного фонда школьных учебников.
Основным документом, дающим направления комплектования фонда школьной библиотеки, а также координационные связи с другими библиотеками, является перспективный тематико-типологический план комплектования (ТТПК), определяющий профиль комплектования, состав литературы по типам и видам, примерную экземплярность.
ТТПК составляется один раз в 5 лет и ежегодно корректируется, рассматривается библиотечным советом и утверждается директором школы. ТТПК находится в школьной библиотеке.
Показатель обеспеченности средствами на одного обучающегося рассчитывается так: выделенная сумма делится на численность контингента обучающихся ОУ. В сравнении со средней оптовой стоимостью учебника рассчитывается приобретаемое количество учебников на выделенные средства. Этот показатель необходим при подготовке финансовых и аналитических материалов.
Понимание со стороны администрации школы необходимости комплектования фондов школьной библиотеки позволяет поддерживать фонды за счет обновлений учебно-методических комплексов, поступлений новинок литературы для детей и юношества. Таким образом создаются необходимые условия для реализации положений ФГОС путем предоставления информационно-библиотечных ресурсов для обеспечения высокого уровня качества образования обучающимся.
Информационное обеспечение комплектования школьной библиотеки школы №81 г. Омска.
В школьной библиотеке школы №81 информация содержится как на бумажных, так и на электронных носителях. Используются возможности глобальной компьютерной сети Интернет. В основном, библиотека укомплектованы основными учебниками из Федерального перечня. Это ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, элективных курсов.
Информационная поддержка комплектования библиотеки осуществляется в основном путем взаимодействия с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки, который является основой для комплектования школьных библиотек учебной литературой.
Министерством образования был создан сайт «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования», режим доступа: http://fpu.edu.ru/o-proekte.
Специализированная интернет-система организационно-методического сопровождения федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В качестве рекомендации по использованию информационных технологий в процессе комплектования фонда школьной библиотеки можно предложить взаимодействие с электронным ресурсом «Дневник.Ру». В данной социальной сети содержатся сведения обо всех учащихся школы, поэтому процесс комплектования учебной литературой можно проводить с учетом «Дневника». По данным «Дневника» можно осуществлять перспективное и текущее планирование комплектования фондов школьной библиотеки.
Кроме того, на базе «Дневника» можно организовать специальный «стол заказов» в библиотеке – родители по просьбе детей могли бы осуществлять подачу заявок на те или иные книги, которые учащимся хотелось бы взять в библиотеке.
Несмотря на бурное развитие информационных технологий, которые стали доступны практически каждому городскому жителю в собственной квартире, популярность библиотек остается высокой. Увеличивается количество записавшихся читателей, растут показатели посещаемости. Молодежь и подростки, проживающие в доме, где расположена библиотека, знают о ней и являются ее читателями.
Библиотеки стараются не отстать от стремительного развития технического прогресса и информационных технологий. Благодаря этому молодые читатели, помимо книжного фонда, могут воспользоваться компьютерной и офисной техникой, получить доступ к сети Интернет.
О «новом рождении» библиотек говорить пока рано, однако уже сейчас в облике библиотек можно увидеть черты будущего – не просто книгохранилищ, но многофункциональных информационных, культурных, а возможно и духовных центров, какими их желали бы видеть молодые читатели.