Введение3 Глава I. Изучение проблем русской культуры в педагогической науке7 I.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания7 I.2 Принципы духовно нравственного воспитания10 Глава II. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе21 II.1 Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения21 II.2 Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности26 Заключение34 Список литературы37 Приложения39

Русская народная культура: пути ее освоения во внеурочной деятельности школьников

дипломная работа
40 страниц
61% уникальность
2016 год
77 просмотров
Чувакин А.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава I. Изучение проблем русской культуры в педагогической науке7 I.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания7 I.2 Принципы духовно нравственного воспитания10 Глава II. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе21 II.1 Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения21 II.2 Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности26 Заключение34 Список литературы37 Приложения39
Читать дальше
Постановка проблемы. Мы живем в быстро развивающемся и постоянно меняющемся мире всеобщей глобализации и компьютеризации, в мире экологических катастроф и кризиса национальных идей. Забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета. Изучение традиционной национальной культуры и народных традиций способствует укреплению связей между поколениями, воспитанию патриотизма.


Поможем узнать, сколько стоит курсовая на заказ . Заполняйте форму на сайте.


. Необходимо подчеркнуть, что история развития народного костюма это не только накопление и сохранение различных знаний, но и изменение его образного решения: эволюцией форм и декора народного костюма со времен Древней Руси до начала 20 века. Поэтому, изучая примеры отдельных исторических эпох, мы сталкиваемся с диалектическим единством прошлого, настоящего и будущего, заложенным в традиции и зафиксированным в духовном творчестве народа. Успешность освоения материала базируется на широком использовании предметов народного быта, исследовательских работ учащихся школы. Актуальность. Основная идея в сфере художественно-эстетического творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника. Истоки духовного возрождения России, и прежде всего родного края начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромную значимость; её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения безопасности нашей страны. Актуальность исследования обусловлено оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала культуры разных народов; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием детей и взрослых, негативным отношением детей к традициям и ценностям своего народа. Об актуальности духовно-нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Русский народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками, уходящая своими корнями в далекое прошлое. История одежды тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей Современный костюм не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Для прогрессивного развитие любого вида и жанра современного искусства необходимо глубокое изучение традиций. Народный костюм это яркий самобытный элемент культуры и синтез различных видов декоративного творчества. Степень изученности темы. Проблемы нравственного воспитания личности исследовали выдающиеся философы, мыслители и педагоги разных стран и эпох. Они представлены в работах Н. Бердяева, П. Блонского, В. Вахтерова, К. Вентцеля, В. Гегеля, Г. Гельвеция, И. Герберта, А. Духновича, И. Канта, П. Каптерева, Я. Коменского, А. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, Г. Сковороды, В. Сухомлинского, Л. Толстого, Ушинского и др. Предмет исследования: народный костюм на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Гипотеза: приобщение учащихся к народному творчеству будет осуществляться при условии целенаправленной, систематической, непрерывной работы на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Цель исследования: сформировать целостное представление об исторических традициях и духовных ценностях русского народа. Через русскую культуру помочь в воспитании учащимся самосознания и чувства долга перед Родиной, рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды для молодежи. Задачи: Изучить педагогическую литературу по данной теме. Определить приемы и методы в работе. Определить направления в работе по приобщению учащихся к народному творчеству. Собрать материал по заданной теме. Показать, что народный костюм является богатейшей кладовой идей для художника, используя специальную литературу. Выделить конструктивные особенности народного костюма. Определить понятийный аппарат. Рассмотреть народный костюм в современном моделировании. Рассмотреть авторскую разработку эскизов. Основные источники. В работе использованы исследования: Н.Ф. Виноградов, Григорьев Д.В., Горяева Н.А., Дика Н.Ф.,, Симонова П.В. и других.

Читать дальше
Анализ научной литературы и образовательной практики показал, что проблема нравственного воспитания молодежи была актуальной на всех этапах развития человечества. Особенно обострилась она на современном этапе, когда украинское государство, взяв курс на развитие гражданского общества и внедрение рыночной экономики, столкнулась с рядом проблем, в том числе и морального характера. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной средней школе обусловили низкий уровень нравственной воспитанности учащихся. Данная проблема в целом привлекла внимание отечественных ученых и педагогов-практиков, однако нравственное воспитание младших школьников, в том числе и средствами этнопедагогики, осталось вне их внимания и не стало предметом специального научно-педагогического исследования. Отсутствуют также конкретные рекомендации, разработки, методики по использованию средств этнопедагогики в процессе нравственного воспитания учащихся, прежде всего младшего школьного возраста. Подтверждено, что младший школьный возраст - это возраст, в котором закладываются первоосновы нравственного осознания собственных действий и поведения и характеризующийся такими положительными чертами, как отзывчивость, непосредственность, доверие, интерес. Младший школьник способен выражать заботу не только на уровне эмоций, но и поступками. Для учащихся данного возраста лидируют такие качества и представления, как вежливость, доброжелательность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, гостеприимство, вежливость, внимание к другим, уважение к старшим, то есть определяющие черты украинского национального характера. Приоритетным для младших школьников является воспитание на лучших традициях семьи, своего рода, края. Установлено, что важным условием эффективности педагогического процесса является прогнозирование результатов воспитательного воздействия, то есть нравственной воспитанности младших школьников. Определение ее уровней произошло по следующим критериям: информационно-познавательный, эмоционально-чувственный, конативный. В соответствии с ними установлены четыре уровня нравственной воспитанности учащихся начальной школы: высокий, достаточный, средний, низкий. Выявлено, что разработанная модель системы нравственного воспитания младших школьников средствами этнопедагогики является эффективным фактором совершенствования нравственного воспитания учащихся начальных классов в современных условиях. Наибольшую целесообразности и результативности воспитательного воздействия обеспечили выделены нами в ходе эксперимента такие средства этнопедагогики, как родной язык, устное народное творчество, природа, атмосфера родного дома, пример старших и труд младших школьников. Использование данных средств с целью воздействия на нравственное сознание и убеждения учащихся обеспечивалось комплексом эффективных методов и приемов обучения: ритуальное речи, «минуты мудрости народной», диктанты, интерактивные упражнения, ролевые игры, деловые игры, «жизненные проекты», практические опыты и др. Кроме того, предложенные нами подходы к работе над пословицами и сказками способствовали обогащению нравственных знаний, развития нравственных взглядов и убеждений и опыта нравственного поведения учащихся экспериментальных классов. Изучив особенности русского костюма можно много узнать о традициях, обычаях, истории своего народа. Русский народный костюм, это часть духовного и материального наследия страны, которая способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение, изготовление народного костюма, развивает интерес к народному творчеству его традициям, дает представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления. Сделанные своими руками красивые изделия доставляют учащимся радость, эстетическое наслаждение. Вызывают интерес к работе, желание сделать еще другие изделия. Костюмы выполняются коллективно и индивидуально. В ходе внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый материал и формируют профессиональные навыки.  
Читать дальше
1. Примерные программы внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г. 2. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011. 3. Дик, Н.Ф., Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1-2 классах. [ Текст] / Н.Ф. Дик. - М :2010.- 145 с. 4. Дик, Н.Ф., Школа полного дня. Целый день идет игра! [ Текст] / Н.Ф. Дик, Н.Ф.Белостоцкая. М :2010.- 127 с. 5. Горский, В.А., Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. - М : 2010.- 78 с. 6. Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов/ под ред. И.Д.Демаковой, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. – М.: ООО «Виарт». – Тверь, 2011. – 148 с. – С.26-41. 7. Алиева Л.В. Тенденции и проблемы воспитания. / Вопросы воспитания. – 2014, № 1(18). – С.9-16. 8. Краткий словарь по эстетике [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://esthetiks.ru/soznanie-esteticheskoe.html (дата обращения: 20.09.2016). 9. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-27. – С. 6078-6082; [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=38622 (дата обращения: 20.09.2016). 10. Богданов И.В.. Психология мышления. – Москва, 2013. [Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/07.php] 11. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е. Н. Степанова, Н. А. Алексеевой, Е. И. Барановой, Е. В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011, – с. 208. 12. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. – М.: Просвещение, 2014. 13. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. 14. Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии, 1996 №2 15. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. – М., 1999. 16.Интернет-ресурс:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/29/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-po. 17. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: Издательство «Мир книги», 2008. 18. Русская семья. – М.: Белый город, 2008 . 19. Семенова М. Мы – славяне . – СПб, 1997. 20. Энциклопедия детского фольклора. – М.: Белый город, 2008.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image