Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 8 1.1 Возрастные особенности формирования математических представлений у старших дошкольников 8 1.2 Обоснование педагогических условий формирования логико-математических понятий у старших дошкольников 12 Глава 2. Методические приемы использования приемов классификации в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 16 2.1. Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 16 2.2. Дидактические приемы формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 28 Глава 3. Экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 46 3.1 Организация и методы изучения формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 46 3.2. Формирующий эксперимент 49 3.3. Анализ результатов практического исследования формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 64 Заключение 67 Список литературы 70 Приложение 73

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (на примере КОУ «АШДС №301»)

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
76% уникальность
2016 год
149 просмотров
Батавский А.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 8 1.1 Возрастные особенности формирования математических представлений у старших дошкольников 8 1.2 Обоснование педагогических условий формирования логико-математических понятий у старших дошкольников 12 Глава 2. Методические приемы использования приемов классификации в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 16 2.1. Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 16 2.2. Дидактические приемы формирования математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ 28 Глава 3. Экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 46 3.1 Организация и методы изучения формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 46 3.2. Формирующий эксперимент 49 3.3. Анализ результатов практического исследования формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 64 Заключение 67 Список литературы 70 Приложение 73
Читать дальше
Педагогическая практика подтверждает, что при правильно организованном процессе с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающие особенности детского восприятия, дети с ОВЗ могут в дошкольном возрасте усвоить большинство программного материала. Направление переподготовки – олигофренопедагогика, прежде всего, предполагает нахождение ребенка с особыми потребностями в массовом общеобразовательном дошкольном учреждении, овладение знаниями, умениями и навыками в те же сроки, что и здоровым ребенком. Сама идея инклюзии базируется на том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть наиболее приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они находятся. В отношении детей с ограниченными психофизическими возможностями это означает, что ребенок с особыми потребностями имеет право удовлетворять свои потребности, как и все остальные члены общества; в семье создаются лучшие условия, а обязанность местных властей – предоставлять возможности для воспитания таких детей дома; учиться могут практически все дети, независимо от имеющихся нарушений. Также известно, что человек, способный конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее адаптирован к жизни. Он скорее находит выход из сложных ситуаций, принимает рациональное решение; мобильная, оперативная, проявляет точные и быстрые реакции.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по статистике. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она шлифует ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В научных исследованиях доказана возможность детей старшего дошкольного возраста понимать несложные по содержанию научные понятия (Л. Выготский, П. Гальперин, Е. Голант, Е. Зейлигер, Е. Кабанова-Меллер, С. Калмыкова, А. Леонтьев, Н. Менчинской, И. Равич-Щербо, С. Рубинштейн, Н. Талызина, А. Усова), выявлены существенные связи действительности, которые доступны дошкольникам в предметно-чувственной познавательной деятельности (Л. Венгер, А. Запорожец), раскрыты особенности усвоения дошкольниками обобщений (И. Домашенко, С. Николаева, Ф. Фрадкин, А. Цеханская), генезис понятия «число» и особенности осознания детьми числовых абстракций (А. Астряб, М. Вовчик-Голубая, П. Гальперин, В. Давыдов, Г. Костюк). Изучено формирование у дошкольников операций счета (А. Грибанова, Г. Леушина, М. Макляк, Н. Менчинской, Н. Непомнящая, А. Усова), особенностей восприятия геометрических фигур и форм объектов (С. Богуславская, А. Запорожец, Г. Кислюк, Е. Корзакова, Л. Пеньевська, А. Рузский, В. Сохина), освоение величины предметов и формирования пространственных представлений (В. Котырло, Т. Мусейбова), разработаны оптимальные формы и методы обучения дошкольников (Л. Артемова, А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Грамма, Е. Карпова), составлен ряд методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в процессе формирования математических понятий (Г. Леушина, С. Лебедева, Л. Метлина, С. Михайлова, А. Столяр, К. Щербакова и др.), исследованы методику реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений (Н. Баглаев, Т. Степанова), созданы эффективные методики формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (А. Белошиста, А. Брежнева, Л. Гайдаржийская, Л. Зайцева, А. Фунтиков). Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям различных геометрических предметов, окружающих их. Это количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады в отношении существующих программ обучения учитывают интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие. И этому очень способствует дидактическая игра. Но возможности ее использования при развитии математических способностей для детей с ОВЗ не достаточно исследованы. Это и обусловило выбор темы исследования «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий использования дидактической игры как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Объект исследования – процесс математического развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Предмет исследования – рассмотреть дидактическую игру как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Гипотеза исследования. Формирования элементарных математических представлений в процессе математической подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет успешным при условии: • создания эмоциональной насыщенности содержания математических задач; • поэтапной обработки элементарных математических представлений в предметно-практическом, наглядно-образном и абстрактно-логическом планах действий с предметами; • приобретение ребенком индивидуального практического опыта экспериментирования с множеством предметов. Согласно поставленной цели нами были сформулированы задачи исследования: 1. Проанализировать возрастные особенности формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 2.Обосновать педагогические условия формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 3. Раскрыть развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ; 4. Рассмотреть специфику развития математических способностей; 5. Сформировать дидактические приемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ; Методы исследования. Для выявления состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, определения сущности феномена «элементарных математических представлений», особенностей осознания математических понятий детьми дошкольного возраста с ОВЗ использованы теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных научно-методических, справочных источников, педагогической документации. Для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности элементарных математических представлений применены эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ продуктов деятельности. С целью проверки достаточности и эффективности определенных педагогических условий в формировании логико-математических понятий у детей старшего дошкольного возраста использовано педагогический эксперимент (констатирующий, контрольный и формирующий этапы). Практическое значение полученных результатов: разработана система заданий и игр, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ логико-математических понятий в процессе познавательной деятельности, их методическое обеспечение и вариативную программу по математической подготовки. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учебных заведений, в смысле лекционных и практических занятий по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений», что входит в обязательный цикла учебных дисциплин по подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в вузах, в процессе педагогической практики студентов по специальности «Дошкольное воспитание», на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования. База исследования: КОУ «АШДС №301» Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Проведенный теоретический анализ проблемы и результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, что позволило сформулировать следующие выводы: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью дидактической игры показал актуальность исследуемой проблемы, однако комплексной методики ее формирования у детей старшего дошкольного возраста еще не было разработано. 2. Исследование различных подходов и трактовок этого понятия позволило определить содержание элементарных математических представлений старших дошкольников: элементарные математические представления - это одна из важных характеристик математического развития ребенка, предполагает наличие знаний о количестве, форме, величине, пространстве, времени, умение применять их в различных жизненных ситуациях; выявление самостоятельности, самооценки, самоконтроля; положительного отношения, познавательного интереса ребенка к математической деятельности. Это определение элементарных математических представлений дает основание для выделения структуры качества в компонентной форме (мотивационная, содержательная, действующее составляющие). 3. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что элементарные математические представления присущи каждому ребенку, но уровень их развития имеет индивидуальный характер и зависит от сформированности мотивационного, содержательного и действенного компонентов. Данные констатирующего этапа эксперимента утверждают, что наиболее сформированным у детей является содержательный компонент, тогда как мотивационный и действенный имеют более низкие показатели. 4. Компонентная структура элементарных математических представлений предполагает поэтапное ее формирования. При таких условиях мотивационный компонент элементарных математических представлений формируется преимущественно на первом и втором этапе обучения. Динамика мотивационного компонента отражает характер отношения детей к математической деятельности. Основными условиями его развития является повышение в структуре мотивов ребенка удельного веса внутренней мотивации учения (познавательных интересов). Именно от качества сформированности мотивационного компонента зависит повышение уровня как содержательного, так и действенного компонентов и элементарной математической компетентности в целом. 5. Содержательный компонент элементарных математических представлений формируется при использовании поуровневой программы на основе индивидуализации и дифференциации, сочетание различных форм организации обучения дошкольников. Выбор их на каждом этапе зависит от дидактической цели и уровня сформированности компонентов элементарных математических представлений у детей. Этот компонент формируется в течение всего процесса обучения и зависит от показателей мотивационного и действенного компонентов. 6. Важным условием формирования действенного компонента элементарных математических представлений является использование дидактических игр математического содержания, которые бы способствовали развитию практической самостоятельности, самооценки и самоконтроля. Как свидетельствуют данные контрольного этапа эксперимента, особое внимание формированию этого компонента отводится на втором и третьем этапе. 7. Проведенное исследование дает основания для вывода, что разработанная модель и методика экспериментальной работы создали оптимальные условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которым является использование дидактических игр, поэтапное формирование компонентов элементарных математических представлений, обеспечение индивидуализации и дифференциации задач, создание эмоциональной насыщенности содержания дидактических игр.
Читать дальше
1. Бурцева И.В. Дидактические игры для детей среднего возраста.//Дошкольная педагогика -2013 -№ 3-с.63. 2. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г. 3. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3. 4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович. – 3-е изд., перераб. СПб.: «Детство – Пресс», 2006. – 244 с. 5. Ерофеева, Т.И. и др. Математика для дошкольников[Текст]: Кн. Для воспитателей детского сада [Текст] – М.: Просвещение, 1992. 6. Запорожец А. В. Развитие мышления // Избранные психологические труды: в 2т. – М.: Педагогика, 1986. – т.1. 7. Калягин В. Л. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями / В. Л. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Просвещение, 2005. – 321 с 8. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану . // Дошк. воспитание, 2000, № 5. 9. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно- методическое пособие к рабочей тетради«Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки). Лекции по психологии [Текст]: Выгодский, Л.С.; Под. Ред. В.В.Давыдова: - М.: Просвещение, 1982 – 314с. 10. Лиштван З.М. Игри и занятия со строительным материалом – М., 1971. 11. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада [Текст]. – М.: Просвещение, 1985. 12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. [Текст] – М., 1985. 13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. 14. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003. 15. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособ. – М.: Академия, 2002. 16. Пиаже, Ж. Речь и мышление детей [Текст]. – СПб, 1997. 256. 17. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для детского сада [Текст]/ сост. Н.В. Гончарова и др, под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 18. Программ воспитания и обучения в детском саду [Текст]: Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с. 19. Прокофьева А.Г. 100 развивающих игр для детей. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» 2008г. 20. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. – 147 с. 21. Тарантуева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]. – М.: Просвещение, 1980. 22. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль [Текст]: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с. 23. Фидлер М. Математика уже в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Пер. с полск. О.А.Павлович. – М.: Просвещение , 1981. – 159 с., ил. 24. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р.Л.Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др. Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил. 25. Щербакова Е.И. Методика обучения математики а детском саду[Текст]: Учеб.пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. Сред. Пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image