Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по статистике. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!
. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она шлифует ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В научных исследованиях доказана возможность детей старшего дошкольного возраста понимать несложные по содержанию научные понятия (Л. Выготский, П. Гальперин, Е. Голант, Е. Зейлигер, Е. Кабанова-Меллер, С. Калмыкова, А. Леонтьев, Н. Менчинской, И. Равич-Щербо, С. Рубинштейн, Н. Талызина, А. Усова), выявлены существенные связи действительности, которые доступны дошкольникам в предметно-чувственной познавательной деятельности (Л. Венгер, А. Запорожец), раскрыты особенности усвоения дошкольниками обобщений (И. Домашенко, С. Николаева, Ф. Фрадкин, А. Цеханская), генезис понятия «число» и особенности осознания детьми числовых абстракций (А. Астряб, М. Вовчик-Голубая, П. Гальперин, В. Давыдов, Г. Костюк). Изучено формирование у дошкольников операций счета (А. Грибанова, Г. Леушина, М. Макляк, Н. Менчинской, Н. Непомнящая, А. Усова), особенностей восприятия геометрических фигур и форм объектов (С. Богуславская, А. Запорожец, Г. Кислюк, Е. Корзакова, Л. Пеньевська, А. Рузский, В. Сохина), освоение величины предметов и формирования пространственных представлений (В. Котырло, Т. Мусейбова), разработаны оптимальные формы и методы обучения дошкольников (Л. Артемова, А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Грамма, Е. Карпова), составлен ряд методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в процессе формирования математических понятий (Г. Леушина, С. Лебедева, Л. Метлина, С. Михайлова, А. Столяр, К. Щербакова и др.), исследованы методику реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений (Н. Баглаев, Т. Степанова), созданы эффективные методики формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (А. Белошиста, А. Брежнева, Л. Гайдаржийская, Л. Зайцева, А. Фунтиков). Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям различных геометрических предметов, окружающих их. Это количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады в отношении существующих программ обучения учитывают интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие. И этому очень способствует дидактическая игра. Но возможности ее использования при развитии математических способностей для детей с ОВЗ не достаточно исследованы. Это и обусловило выбор темы исследования «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий использования дидактической игры как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Объект исследования – процесс математического развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Предмет исследования – рассмотреть дидактическую игру как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Гипотеза исследования. Формирования элементарных математических представлений в процессе математической подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет успешным при условии: • создания эмоциональной насыщенности содержания математических задач; • поэтапной обработки элементарных математических представлений в предметно-практическом, наглядно-образном и абстрактно-логическом планах действий с предметами; • приобретение ребенком индивидуального практического опыта экспериментирования с множеством предметов. Согласно поставленной цели нами были сформулированы задачи исследования: 1. Проанализировать возрастные особенности формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 2.Обосновать педагогические условия формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 3. Раскрыть развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ; 4. Рассмотреть специфику развития математических способностей; 5. Сформировать дидактические приемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ; Методы исследования. Для выявления состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, определения сущности феномена «элементарных математических представлений», особенностей осознания математических понятий детьми дошкольного возраста с ОВЗ использованы теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных научно-методических, справочных источников, педагогической документации. Для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности элементарных математических представлений применены эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ продуктов деятельности. С целью проверки достаточности и эффективности определенных педагогических условий в формировании логико-математических понятий у детей старшего дошкольного возраста использовано педагогический эксперимент (констатирующий, контрольный и формирующий этапы). Практическое значение полученных результатов: разработана система заданий и игр, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ логико-математических понятий в процессе познавательной деятельности, их методическое обеспечение и вариативную программу по математической подготовки. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учебных заведений, в смысле лекционных и практических занятий по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений», что входит в обязательный цикла учебных дисциплин по подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в вузах, в процессе педагогической практики студентов по специальности «Дошкольное воспитание», на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования. База исследования: КОУ «АШДС №301» Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.