Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. В структуре целей воспитания наряду с абстрактным и конкретным существует отдельный компонент, с помощью которого цель направляет воспитание вдоль оси «личность-общество».
Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.
Целеполагание — это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.
В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная.
Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:
1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
6. Составляется программа конкретных действий.
Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.
Образовательный процесс (ОП)– это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности.
Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое представление о результате ОП, в котором предполагается формировать определенные качества и состояния личности, ее сущность, индивидуальность, образованность, умственное, физическое, нравственное, эстетическое развитие и отношение к жизни.
Новый образовательный стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Учителю предлагается определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта. В условиях введения ФГОС ООО перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний». На уроках решается комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, познавательных, обучающих, оздоровительных и воспитательных. в выводах - каковы возможности современной общеобразовательной школы для реализации ФГОС
Только здоровый человек способен жить довольно продуктивной жизнью: у него и с работоспособностью все в порядке, и заработок у такого на высоте. Обладая хорошим здоровьем, можно горы свернуть. Здоровье и еще раз здоровье! Человек счастлив по определению – поскольку он здоров!
Формирование здорового образа жизни, который определяют рациональное распределение и чередование труда и отдыха, регулярная физическая нагрузка, сбалансированное питание, систематические профилактические медицинские осмотры, закаливание и личная гигиена. Важное место среди этих мероприятий - уход за полостью рта, это не просто помогает сохранить зубы и десны здоровыми, но и способствует предупреждению заболеваний внутренних органов (желудочно-кишечный тракт, сердце, суставы, почки).
Формирование физической культуры и повышение двигательной активности учащихся и молодежи - актуальная социально-педагогическая проблема, от решения которой зависит не только здоровье конкретной личности, но и сохранение генофонда нации, обеспечение национальной безопасности страны.
В учебных заведениях необходимо воспитывать у учащихся осознание необходимости двигательной деятельности и потребности в освоении умений, навыков, действий, а также понятий, знаний и убеждений.
В практике физического воспитания школьников и учащейся молодежи шире использовать современные технологии здоровьесбережения, а предложенная методика будет способствовать целенаправленному поддержанию и регулированию психофизического состояния и здоровья учащихся и молодежи.
Физическая активность является необходимой и действенной защитой против проявления конфликтности, агрессивности, психической напряженности и средством повышения успеваемости школьников.
Стратегия развития должна базироваться на усилении образовательного аспекта учебного процесса, дать введение в учебную программу по физическому воспитанию разделов валеологичной направленности.
Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:
• укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
• развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
• овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
• воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
Учителям еще предстоит овладеть технологией проведения таких уроков, доведя ее до совершенства. Многие из нас сейчас стоят на пороге новых свершений и открытий. Но уже сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, может не менее успешно формировать у обучающихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся на уроке. ФГОС, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляют почву для новых идей и новых творческих находок.
Хорошо прослеживаемая взаимосвязь, в работе в целях и требованиях стандарта дает перспективы для дальнейшего развития.
В поиске новых форм занятий физическими упражнениями для школьников в шестой школьный день мы не упустили один противоречивый момент. Школьники, занимаясь только тем, что им нравится, могут не получить всестороннюю физиче¬скую подготовку. Однако к этой позиции мы относимся так, что сознательное, добро¬вольное, без принуждения отношение к занятиям любыми физическими упражнениями и играми, приносит больше пользы и более эффективно, чем самая лучшая, самая сбалан¬сированная, но навязанная против воли детей программа их активного отдыха. Что же касается общей физической подготовки, то естественное стремление добиться успеха в избранном виде рано или поздно приведет ребенка к мысли о необходимости улучшить свою физическую подготовку, физическое развитие и укрепить свое здоровье.
В данной работе определили ФГОС, как основополагающий документ определяющий целеполагание в образовательном процессе физической культуры: в плане развития, обучения, воспитания.
Работа будет полезна студентам, преподавателям физической культуры. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Учитель вместе с детьми призван быть творцом своих уроков, в задачу которого входит осуществление скрытого управления процессом обучения. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Чтобы знания обучающихся стали результатом их собственных поисков, мы, учителя, должны организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность детей. еще одним из результатов реализации системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности должен стать следующий результат: формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.