Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей у воспитанников интерната 5 1.1. Понятие коммуникативных способностей в педагогических исследованиях 5 1.2. Виды, классификация коммуникативных способностей 13 1.3. Возможности развития коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте 18 1.4. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 28 Глава 2. Развитие коммуникативных способностей у воспитанников интерната 38 2.1. Методы, способствующие развитию коммуникативных и других способностей к общению 38 2.2. Оценка сформированности коммуникативных способностей у воспитанников интерната 43 Заключение 54 Литература 56 Приложения 61

Развитие коммуникативных способностей у воспитанников интерната

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
78% уникальность
2016 год
80 просмотров
Киргинцева Н.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей у воспитанников интерната 5 1.1. Понятие коммуникативных способностей в педагогических исследованиях 5 1.2. Виды, классификация коммуникативных способностей 13 1.3. Возможности развития коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте 18 1.4. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 28 Глава 2. Развитие коммуникативных способностей у воспитанников интерната 38 2.1. Методы, способствующие развитию коммуникативных и других способностей к общению 38 2.2. Оценка сформированности коммуникативных способностей у воспитанников интерната 43 Заключение 54 Литература 56 Приложения 61
Читать дальше
В современном обществе для эффективного общения, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных способностей. Его достижения во многом зависят от его коммуникативной состоятельности, умения общаться с разными людьми. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого человека. Формирование этой способности у подростков – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве. Навыки общения, уверенность, адекватная самооценка, позитивное восприятие реальности формируются в процессе взросления, в школьном возрасте. Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1]. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная способность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т.


Если нужны ответы на билеты на заказ в спб , специалисты Work5 помогут.


. д. [2]. Коммуникативные способности – одна из самых главных компетентностей современного человека. Она включает овладение всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением, письмом. В само понятие коммуникативной компетенции входит не только усвоение знаний - речевых и языковых, но и практическое их применение в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по развитию социально активной личности. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведет к повышению общей культуры человека, в том числе и к формированию поведенческих качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет коммуникативное развитие как формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. [4, с. 6]. Решение этого вопроса возможно лишь на пути внутреннего преображения человеческой личности (В.Г. Романко). В исследованиях отмечается, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности, общению. Она предполагает реальное сотрудничество ребенка с окружающими людьми. Совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в общении формирует у ребенка гуманное отношение к другим, от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости - к опосредованным эмоциональным нормам (Н.Р. Соловьева), и к оптимизации психических состояний (Е.П. Ильин, Э. Стоуне, A.B. Родионов, Ю.А. Ханин). Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение. В тоже время, проблема развития коммуникативных способностей у подростков относительно мало изучена в отечественных и зарубежных исследованиях. По мнению многих специалистов, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности (A.B. Батаршев; Л.А. Петровская; Г. Крайг, A.A. Леонтьев; Дж. О'Коннор, Дж Сеймор; Я. Яноушек). Это обусловило выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных способностей у воспитанников интерната общеобразовательного учреждения». Цель исследования: изучить и теоретически обосновать развитие коммуникативных способностей у воспитанников интерната. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в интернате. Предмет исследования: коммуникативные способности у воспитанников интерната. Исходя из цели, объекта и предмета определены следующие задачи исследования: 1. Изучить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативных способностей у воспитанников интерната общеобразовательного учреждения. 2. Провести теоретический анализ развития коммуникативных способностей воспитанников интерната. 3. Выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у воспитанников интерната. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
В современных условиях развития государства крайне важной становится проблема формирования коммуникативной компетентности молодого поколения. В этом контексте актуальность приобретает проблема формирования коммуникативной способности подростков школ-интернатов, поскольку воспитанники школ-интернатов с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Проблеме общения как коммуникативной деятельности, в процессе которой происходит обмен информацией, межличностное взаимодействие, посвящены работы психологов (Г. Андреевой, Л. Божович, А. Леонтьева, М. Лисиной, А. Петровского, Д. Эльконина и др.). Исследователи (Дж. Боулби, В. Брутман, И. Лангмейер, М. Лисина, З.Матейчек, А. Прихожан, Н. Толстых, Л. Шипицина и др.) Свидетельствуют о различных деривации детей, воспитывающихся вне семьи. Голос отмечают задержке или отклонениях в формировании коммуникативной деятельности, особенностях адаптации детей с различными видами деривации в ситуациях общения, а также на возможность педагогической поддержки по компенсации последствий деривационного синдрома. Итак, несмотря на широкое отражение проблемы в психологической литературе, такой аспект, как формирование коммуникативной способности подростков школ-интернатов не нашел широкого освещения. Результаты анализа практики воспитательной работы по проблеме формирования коммуникативной способности подростков школ-интернатов подтверждают, что этому аспекту в школах-интернатах не предоставляется должное внимание, поскольку отсутствует научное обоснование педагогических условий, стимулирующих субъект-субъектной взаимодействие детей и педагогов, и возникают противоречия между объективными потребностями современного общества в формировании коммуникативной компетентности учащихся начальных классов и отсутствием разработанных теоретических и методических аспектов формирования коммуникативной способности детей школ-интернатов во внеурочной деятельности; между значительным потенциалом внеурочной деятельности по формирование коммуникативной компетентности подростков школ-интернатов и его недостаточным использованием в практике указанных учреждений. Коммуникативную компетентность подростков следует рассматривать как совокупность умений, определяют желание субъекта вступать в контакт с окружающим; умение организовывать общения, включает умение слушать партнера по общению, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Итак, коммуникативная культура - это сложно организованное психологическое образования личности, объединяющая в своей содержательной структуре четыре основных компонента - мотивационный, познавательный, поведенческий (Операционный) и волевой. Это структурно-функциональная система коммуникативных знаний, качеств и умений субъекта общения, имеют для него личностный смысл и обеспечивают достижение социально коммуникативных целей. В соответствии с этим, развитие коммуникативной культуры осуществляется в единстве ее основных структурно-содержательных компонентов, но акцент делается на развития школьника как личности, в частности на становлении его мотивационной сферы как основы формирования социально-коммуникативных качеств и умений.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М. : Наука, 1977. – 380 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – [5-е изд.]. – Москва: Аспект Пресс, 2004. 3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психо- техники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.В. Вач- ков. – М.: “Ось-89”, 2001. – 224 с. 4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38– 45. 5. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1974. - № 5. – С. 8-11. 6. Галигузова Л. Н. Педагогические аспекты воспитания детей в домах ребенка и в детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 17–25. 7. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Э. А. Голубева // Способности и склонности : комплексные исследования. – М. : Педагогика, 1989. – 100 с. 8. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Горбатов Д. С. – Самара : БАХРАХ-М, 2006. – 270 с. 9. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова. – М. : Просвещение, 1967. – 360 с. 10. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 104 с 11. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обу- чение / Ю.Н. Емельянов. - Ленинград. Изд-во Ленинградского университета . 1985. – 168 с. 12. Захаров В.П. Социально-психологическое обучение /В.П. Заха- ров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 56 с. 13. Изаренков Д. Д. Базисные составляющие коммуникативной компетентности и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов – нефилологов / Д. Д. Изаренков // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54–60. 14. Каган М.С. Мир общения : Проблема межсубъектионых отношений / М.С.Каган. – М. : Политиздат, 1988. – 319 с 15. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / Ольга Михайловна Казарцева. – М. : Флинт, Наука, 1999. – 496 с. 16. Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с. 17. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. труд. – М.: АПН СССР, НИИ общей и пед. психол., 1983. – С. 6-20. 18. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – Москва: Просвещение, 1989. 19. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге : книга для учителя / С. Ю. Курганов. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с. 10. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. – Ростов'на'Дону: Изд. Ростовского унив'та, 1986. – 135 с. 20. Лабутова И. В. Развитие общих коммуникативных умений у подростков-педагогов в усло- виях интенсивного обучения иностранному язику : автореферат дис. … канд. психол. наук / И. В. Лабутова. – М., 1990. – 16 с. 21. Лангмейер И. Психологическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 1984. – 334 с. 22. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / сост. В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Политиздат, 1975. 24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А.Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с. 25. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Алексей Алексеевич Леонтьев. – М. : Знание, 1979. – 47 с. 26. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педа- гогической психологии : Избранные психологический труды / А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого - социального института ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 536 с. 27. Макмиллиан Л. Родители и подростки: Как строить отношения / Л. Макмиллиан, М. Рей; пер. с англ. – М. : Лотэст; Заокский : Христианская служба семьи и здоровья, 2004. – 192 с. 28. Мясищев В. Н. Психология отношений / Владимир Николаевич Мясищев. – М. : „Институт практической психологии”, Воронеж : НПО „МОД ЭК”, 1995. – 356 с 29. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий подростков/ Э. Р. Набуллина // Общероссийский проект “Школа цифрового века 2012/13” : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://festival.1september.ru/articles/593157/ ]. 30. Очерки о развитии детей, оставшихся без попечения родителей / И. В. Дубровина, З. А. Минкова, М. К. Бардышевская и др. ; под ред. М. Н. Лазутовой. – М. : ТОО "СИМС", 1995. – Вып. 4. – 64 с. 31. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с. 32. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пе- дагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. 33. Пиз А. Язык телодвижений (Как читать мысли других людей по их жестам) / Аллан Пиз. – Луганск : Глобус, 1998. – 200 с. 34. Платонов К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. – М. : Наука, 1972. – 312 с. 35. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / [Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.]; Под. ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. –327 с. 36. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. – К.: Рад. школа, 1980. – 160 с. 37. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом „БАХРАХ- М”; 2002. – 672 с. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. – Санкт- Петербург: Питер, 2007. 39. Савва Л. И. Коммуникативность школьника / Л. И. Савва, А. Л. Солдатченко. – Магнито- горск, 1999. – 32 с. 40. Сафина З. Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества у учащейся молодежи : дисс. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Сафина Зульфия Нурмухаметовна. – Казань, 1996. – 177 с. 41. Симонова М. А. Формирование коммуникативных умений у детей-сирот 5–7 лет в условиях интернатного учреждения : дисс. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Симонова Мария Александровна. – Волгоград, 2001. – 169 с. 42. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Введение в психологию субъективности. Уч. пос для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1999. – 384 с. 43. Стаут С. Управленческий тренинг / С.Стаут. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с. 44. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд'во МГУ, 1983. – 284 с. 45. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений / Дж.Стюарт. – СПб. : Питер, 2001.– 256 с. 46. Таранов С.П. Приемы влияния на людей / С.П. Таранов. – М. : ФАИР, 2008.– 608 с. 47. Тренинг развития жизненных целей : коллект. монография / [Е. Г. Трошихина, Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др.; под ред. Е. Г. Трошихиной]. – СПб. : Речь, 2001. – 216 с. 48. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И.Формановская – М. : ИКАР, 2007. – 478 с. 49. Хуанхо А. А. Организационно-педагогические условия социально-педагогической поддержки детей – социальных сирот : дисс. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Хуанхо Анжела Аскеровна. – Майкоп, 2006. – 245 с. 50. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Галина Анатольевна Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image