Дипломная работа по экономике на заказ позволит вам не тратить свое время. Доверьте написание дипломной работы профессионалам.
. От этого зависит то, насколько эффективным будет нравственное воспитание детей. Улучшение системы дошкольного образования, необходимость которого ни у кого не вызывает сомнений, должно иметь своей основой повышенное внимание к особенностям личности дошкольника. Именно ребенок как личность должен быть «в фокусе» воспитательной работы в ДОУ. Знание закономерностей, по которым проходит эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста, помогает самым эффективным образом проводить формирование социальных эмоций и основ нравственных качеств. Это отмечали многие известные зарубежные и отечественные ученые – психологи, социологи и педагоги, например, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.И. Божович. К настоящему моменту произошло накопление большого количества фактов, систематизация значительного числа наблюдений об эмоциональной сфере человека, получен серьезный опыт экспериментального исследования эмоций. Можно сказать, что начинает формироваться целостная система теории эмоций. Эмоциями человека называют особые субъективные психологические состояния, которые отражают при помощи непосредственных переживаний и ощущений («радостно», «грустно», «противно» и т.д.) отношение индивида к окружающей действительности и другим индивидам, к процессам и результатам его практической деятельности. В классе психологических состояний, называемых эмоциями, много различных подклассов - настроений, чувств, аффектов, страстей, стрессов. Перечисленные состояния называют «чистыми» эмоциями. Эмоции есть часть всех психических процессов и состояний личности. Любое проявление человеческой активности сопровождается эмоциональным переживанием. Эмоции являются психическим процессом, который осуществляет импульсивную регуляцию поведения. Данный процесс основан на чувственном отражении значимости внешнего воздействия и является общей, генерализованной реакцией организма личности на это воздействие. С.Л. Рубинштейн в понимании сущности эмоций исходил из того, что, в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. В современной отечественной педагогике пристальное внимание уделяется исследованию эмоционально-личностного развития старшего дошкольного возраста. Эмоции формируются с самого раннего возраста. Детский возраст, по мнению А.Н. Леонтьева, представляет собой этап «первоначального фактического склада личности». В детском возрасте складываются основные личностные механизмы и образования. Происходит рост и развитие тесно связанных между собой эмоциональной и мотивационной сфер, формирование самосознания. Дошкольное детство характеризуется в основном достаточно спокойной эмоциональностью, для него не свойственны сильные аффективные вспышки и конфликты, вызванные незначительными поводами. Самая яркая эмоция ребенка – чувство страха. Особенность детских страхов в том, что они порой совершенно ни на чем не основаны. При этом для ребенка они полностью реальны, хотя с практической точки зрения не имеют никакого основания. Особенно подвержены страхам тревожные, повышенно эмоциональные дети, обостренно чувствующие реальные и мнимые опасности окружающего мира. Тревожные дети чаще, чем более спокойные, испытывают коммуникативные трудности. Проблемы в общении, начинаясь в раннем возрасте, могут со временем стать серьезной проблемой для ребенка. Есть ли связь между тревожностью и социальным статусом ребенка в группе? Можно ли повысить статус ребенка, если принять меры по понижению уровня тревожности? Постоянно увеличивающаяся доля детей с тревожным эмоциональным фоном ставит вопрос о коммуникативных проблемах таких детей. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста традиционно считается важной проблемой среди тем, которыми занимается детская психология и детская педагогика. Однако эти проблемы до сих пор являются недостаточно разработанными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Всеми вышеперечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности социометрического статуса в группе у тревожных и нетревожных детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить связь тревожности с социометрическим статусом старшего дошкольника в группе сверстников. Гипотеза исследования: Социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников зависит от уровня личностной тревожности ребенка. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие социометрического статуса в социальной психологии. 2. Раскрыть особенности межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. 3. Рассмотреть понятие тревожности как предмет психологического анализа. 4. Раскрыть особенности тревожности в дошкольном возрасте. 5. Описать организацию и методики исследования. 6. Провести анализ результатов исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста. 7. Провести анализ результатов исследования социометрического статуса детей в группе сверстников. 8. Выявить или опровергнуть связь тревожности и социометрического статуса старших дошкольников в группе сверстников. Научная разработанность темы исследования: Феномен тревожности широко рассматривается в работах многих зарубежных авторов: З. Фрейда, Ч.Д. Спилбергераа, А. Адлера, О. Ранка, и др. также данному феномену уделяли большое внимание и отечественные исследователи: А.М. Прихожан, Ю.Б. Гиппернейтер, Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, В.М. Астапов и др. Методологические основы исследования: Личностно-деятельностный подход Л.И. Божович, А.М. Выготского, А.Н Леонтьева, исследования детской тревожности в работах А.М.Прихожан, концептуальные представления о тревоге и тревожности Р.Мэя. Методы исследования: Для достижения и реализации поставленных задач, нами применялись следующие методы исследования: - теоретические методы: анализ научных публикаций и литературы по исследуемой проблеме, анализ статистических данных. - эмпирические методы исследования психологических особенностей личности ребенка - метод математической статистики – расчет коэффициента сопряженности Чупрова. Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы: - для работы педагогов ДОУ; - для работы педагогов-психологов ДОУ; - при разработке программ сотрудничества с родителями в ДОУ; - при подготовке курсов по специальности «педагогика» и «психология» в высших и средних учебных заведениях. База исследования: МДОУ "Детский сад "Ёлочка", г. Надым. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста из группы «Фантазеры». На момент проведения исследования средний возраст детей составил 6 лет. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.