Для молодежи, ее психического развития и личностной судьбы, помимо социальной ситуации, в ее узком понимании, – семья, друзья, школа, институт – существенное значение имеют особенности исторического времени, в котором проходит их жизнь – его идеологического (в широком смысле этого понятия) содержания. Неопределенность, размытость, диффузность этого содержания создают условия для специфических неврозов собственной ненужности или проживания не своей жизни. Этот период социализации имеет свое своеобразие и определяющее значение для всей последующей жизни (Ж.Ж. Руссо), период «бури и натиска» (С. Холл), для которого характерны конфликты с окружающим миром, чувственность, нестабильность. В возрастной психологии подростковый и юношеский возраст характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формировании личности. В поведении молодежи удивительно сочетаются противоречивые черты и качества – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и отрешенность от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость этих качеств определяют характер поведения и деятельности. Вот этот период нестабильности в гендерном поведении и «проигрывании» новых гендерных ролей часто приводит в современных условиях к делинквентному гендерному поведению со стороны молодежи. В этот период у молодых людей совершенству- ются представления о социальных ожиданиях по отношению к поведению лиц женского и мужского пола. Они с большей готовностью, чем маленькие дети, соглашаются с тем, что человек может сочетать формы поведения, которые считаются типичными для юношей и девушек, и уже способны отклоняться от гендерных предписаний. В молодости, как правило, эти изменения связаны с прогрессом в познавательной сфере, в частности, со способностью использовать более чем одно основание для классификации людей и объектов. На этапе юности также остро встает проблема межличностных отношений. Взаимоотношения с однополыми сверстниками играют важную роль в жизни юношей и девушек в ходе гендерной социализации. Юноша или девушка считает себя уникальной индивидуальностью, находит себе пример для подражания среди сверстников; подражание связано с манерами гендерного поведения, одеждой, развлечениями; копируется форма, ритуал взаимоотношений с лицами противоположного пола: свидания, ухаживания, дискотеки и др., главное, чтобы гендерное поведение одобрялось сверстниками одного пола. Озабоченность отсутствием коммуникатив- ных умений иногда отодвигает на задний план собственные чувства, переживания друг друга, уступая место сомнениям по поводу вопросов: «правильно ли они ведут себя с точки зрения норм своей половозрастной группы». Обсуждение различных тем со сверстниками не только помогает юноше и девушке получить информацию, в которой ему отказывают педагоги или родители, но и осознать естественность своих переживаний, разрядить их напряженность, преодолеть застенчивость в поведении .
Серьезная корректировка жизненных ценностей для молодежи с течением возраста, которая становится закономерностью, происходит, по нашему мнению, под воздействием группы факторов, влияющих на формирование среды, где и происходит процесс социализации. Иными словами, сама жизнь, ее реалии формируют основополагающие жизненные ценности молодежи. И если на младшие возрастные группы еще оказывает влияние действующая в стране система образования и воспитания как один из основных агентов социализации, то с течением времени жизнь вносит свои коррективы и большее значение оказывает окружающая среда, те «правила игры», которые устанавливаются государством в сфере общественных отношений. По сути дела, молодые люди замыкаются в узких рамках своей семьи, и самыми главными жизненными ценностями для них становятся достижение материального благополучия и наличие хорошего здоровья. В условиях развивающегося экономического кризиса, когда многие молодые люди лишаются источников своих доходов и самостоятельно не могут преодолеть возникающие трудности и решать проблемы, у них возникает депрессивное состояние, которое крайне негативно сказывается и на состоянии здоровья. У нашего соотечественника на рефлексивном уровне была заложена ценностно рациональная модель поведения в отличие от предлагаемой обществу западной целерациональной модели. Согласно ценностно рациональной модели поведения средства достижения целей должны нести ценностную окраску и не должны быть оторваны от них. Сами цели, пути к ним выступают в виде ценностей. В этой модели заложен социальный архетип русского человека. Действия людей, дающие возможность сохранять или улучшать свою позицию в системе новых социальных отношений, складываются в типовые стратегии поведения. Следование таким стратегиям обеспечивает ту степень успешности существования в данных социальных условиях, которая принимается ими в качестве нормы. Отсутствие стабильности за последние 20 лет четкого и грамотного вектора экономического и политического развития, ангажированных и незавершенных реформ привело к неверию у молодых людей в социально-ориентированное государство, к росту темпов депопуляции, снижению качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшению условий получения полноценного образования, обеспечению занятости, изменению ценностно нормативных ориентаций, увеличению числа наркозависимых лиц, широкому распространению форм делинквентного гендерного поведения, отклоняющегося поведения. В сложившейся ситуации необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положения молодежи, новых ценностных ориентиров – формирование ценностей «производства», а не «потребления», проводить идеологическую работу с молодежью, направленную на духовное возрождение.