Узнать сколько стоит презентация на заказ в Нижнем Новгороде можете на нашнм сайте.
. Среди важнейших приоритетов, определенных Концепцией языкового образования, есть личностная ориентация образования, демократизация и гуманизация обучения языку, оптимистическая философия как мировоззренческая основа языкового образования, обогащение образовательного содержания обучения языку и речи. Реализация деятельностного подхода к речевому развитию, наиболее полного осуществления в процессе обучения функций родного языка. Усиление практической направленности, обеспечения преемственности содержания языкового образования и требований для его усвоения между базовым компонентом дошкольного образования и начальной школы; основной и старшей школами; общеобразовательной школьной подготовкой и требованиями профессионально технического и высшего образования, использования новых педагогических технологий [8]. Эти приоритеты нашли свое воплощение в определении цели обучения русского языка, принципов отбора содержания обучения русскому языку, а также в разработке сквозных содержательных линий, а именно: культурологической, коммуникативной, лингвистической и деятельностной. В этих содержательных линиях разной степени отражаются такие элементы содержания образования, как знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В зависимости от возрастных уровней содержание языкового образования, по ФГОС, делятся по содержанию на следующие уровни: дошкольная языковая подготовка; содержание обучения родному языку в начальной школе; базовый компонент содержания курса родного языка; обучения родному языку в старшей школе. Учитывая возрастные потребности, специфику обучения детей дошкольного возраста методика при определении цели обучения речи всегда отдавала приоритет формированию у детей практических навыков устного общения с окружающими людьми. Анализ современных научных источников [5; 10] позволил выявить различные формулировки цели дошкольного лингводидактики, а именно: развитие языковой способности, воспитание языковой личности, формирования речевой и коммуникативной компетентности. Так, по А. Богуш, конечным результатом развития речи и обучения языку является формирование языковой способности, речевых умений и навыков [10, с. 5]. Подчеркнем, что это понятие трактуется в контексте компетентности в речи, поскольку последнее формируется только в процессе ее применения в общении (А. Лурия). Языковая способность, образующаяся на почве врожденных структур, представляет собой совокупность речевых умений и навыков, и позволяет, по А. Шахнаровичу, создавать новые высказывания, а, следовательно, быть компетентным. Рассматривая задачи речевого развития в контексте общего развития культурной личности, Н. Гавриш отмечает, что целью современной лингводидактики на этапе дошкольного детства является воспитание языковой личности, адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственных речевых задач. Подчеркивая необходимость конкретизации этой цели, ученый определяет ее как формирование речевой компетентности, как одной из основных базисных характеристик личности. Речевая компетентность определяется как готовность и способность личности адекватно и уместно применять язык в конкретных ситуациях бытия (выражать свои мысли, желания, намерения, просьба и т.п.), используя как языковые, в том числе интонационные средства выразительности, так и внеязыковые (мимика, жесты, движения) [5, с. 1-13]. Как видим, наблюдается согласованность между определением глобальной цели - формирования языковой личности и ее конкретизацией – формирование речевой компетентности, ключевым понятиям которых «применение языка», сопоставимо с понятием компетентности. В частности, адекватным считают использование понятия компетентности как цели речевого развития ребенка дошкольного возраста такие ученые, как: А. Богуш, Н. Гавриш, А. Кононко, А. Лурия, А. Ушакова. Это обусловлено тем, что компетентность имеет, по взглядам А. Богуш, возрастные характеристики, которые рассматриваются как ориентировочные показатели развития личности на каждом возрастном этапе, базисные характеристики компетенции определенного вида деятельности (речевой, художественной, познавательной, музыкальной и т.п.) [2, с. 22]. В то же время, дошкольная лингводидактика оперирует и таким понятием, как коммуникативная компетентность, что рассматривается как комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуациях общения, инициативность общения [10, с. 22]. Заметим, что именно с коммуникативной компетентностью соотносится определение речевой личности, сформулированное Ю. Карауловым, который отмечает, что языковая личность – это субъект, который обладает совокупностью способностей и качеств, которые позволяют ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, которые соответствуют цели и условиям коммуникации, добывать информацию из текстов, воспринимать речь [7, с. 29]. Актуальность исследования. Многочисленные научные исследования (А. Богуш, В. Гербовая, Н. Орланова и др.) дают основание утверждать, что дети дошкольного возраста способны овладеть устной связной речью, она развивается в процессе общения, и неразрывно связана с деятельностью и оказывается в ней. Общение трактуется как взаимодействие двух или более собеседников с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности [2]. Общение охватывает три процесса: коммуникативный - стремление участников повлиять друг на друга, на поведение другого, для этого нужно не только использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации. Цель исследования – рассмотреть речевое развитие и речевое общение детей среднего дошкольного возраста между собой и в группе детского сада. Задачи исследования: 1. Изучить связь образовательных областей в условиях реализации совместного ФГОС ДО. 2. Определить особенности речевого общения, формирующегося у детей среднего дошкольного возраста. 3. Проанализировать роль совместной деятельности педагога и детей в развитии умений речевого общения. 4. Раскрыть формы и методы организации совместной деятельности детей среднего дошкольного возраста с целью развития их речевого общения. 5. Выявить уровень сформированности речевого общения у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе. 6. Разработать систему работы воспитателя по развитию умения речевого общения детей среднего дошкольного возраста. 7. Оценить результативность проведенной работы по развитию речевого общения детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования – основные характеристики развития дошкольного возраста. Предмет исследования – речевое развитие младших дошкольников. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Ушакова О.С., Струнина Е.М., Лямина Г.М. и других. Методы исследования: анализ литературы. Гипотеза исследования. Уровень сформированности речевого общения у детей среднего дошкольного возраста зависит от системы работы воспитателя. Проблема исследования. Развитие речевого общения детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности недостаточно изучено и разработано в современной литературе. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке системы работы воспитателя по развитию умения речевого общения детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста между собой и в группе детского сада, разработанный диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые исследованы и научно обоснованно специфику развития речевого общения детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.