В курсовом проекте была поднята тема о важности постоянного улучшения организационно-технологического обеспечения выполнения работ по обслуживанию транспортных средств на предприятия ОАО «Сургутское пассажирское автотранспортное объединение (СПАТО) на примере реконструкции зоны ТО-2.
Парк транспортных средств компании СПАТО представлен 45 ед. техники, из которых 32 ед. – это пассажирский транспорт, а 13 ед. – грузовой. Транспортные средства приобретались предприятием сравнительно недавно (с 2010 г.), однако учитывая то, что многие из них на момент приобретения уже были в эксплуатации, на предприятии актуальной является задача по своевременному проведению технических осмотров и ремонтов единиц подвижного состава.
Несмотря на то, что период с начала постановки на учет в компании транспортных средств не превышает 6 лет, сами транспортные средства уже достаточно изношены – эксплуатация некоторых составляет почти 20 лет. Поэтому очень важно вовремя проводить не только ремонты, но, в первую очередь, и технические осмотры парка транспортных средств предприятия с целью своевременного выявления неисправностей, их устранения и проведения превентивных мер по предотвращению возникновения в дальнейшем основных неисправностей. Своевременное проведение таких мероприятий, как технический осмотр (ежедневный, сменный) позволяет заранее выявить неполадки и устранить их так, чтобы исключить затем вероятность возникновения дорогостоящего текущего ремонта или максимально снизить затраты на него.
По данным финансовой и бухгалтерской отчетности по результатам работы компании за 2015 г. получен финансовый результат – прибыль в размере 30540,0 тыс. руб.. По результатам проведенных расчетов себестоимость работ ТР на 1 000 км составляет 402 руб..
Зона ТО-2 служит для проведения в принудительном порядке, через установленный пробег:
1) крепежных, регулировочных, смазочных, промывочных работ по агрегатам и системам автомобиля,
2) работ по обслуживанию систем питания, электрооборудования автомобилей, которые направлены на своевременное выявление неисправностей и превентивных мер по их выявлению, а также на снижение интенсивности появления таких неисправностей, результатом чего является ухудшение параметров технического состояния подвижного состава. Результатом внедрения указанных мер является экономия топлива и других эксплуатационных материалов, а также сокращение объема отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 выполняются в плановопредупредительном порядке через определенные пробеги. ТО-2 выполняется в рабочее время на соответствующих постах, бригадой квалифицированных слесарей.
На пассажирский автобус, который возвращается после работы с линии, службы ОТК выписывает гаражный лист на проведение ТО-2, одновременно выявляются неисправности по автомобилю и они также записываются в гаражный лист. Транспортное средство направляется на мойку, а затем на ТР или в зону ТО-2. Если службой ОТК выявлены серьезные поломки (или неисправности) автомобиля, то в начале автомобиль направляют в зону ТР, где агрегаты или узлы снимаются с автомобиля.
Снятие агрегатов и узлов, требующих ремонта производятся бригадой слесарей на оборудованных постах в зоне ТР. Посты в зоне ТР специализируются на снятие и постановку определенных агрегатов автомобилей и двигателей. Снятые с транспортного средства агрегаты и узлы (двигателя) подвергаются наружной мойки в стационарной моечной установке в зоне ТР. Затем эти узлы и агрегаты ремонтируются на соответствующих участках.
После произведенного ремонта агрегата (узла), агрегат (узел) вновь устанавливается на транспортное средство на посту ТР.
По завершению ТР, транспортное средство перегоняют в зону ТО-2, где бригада (звено) автослесарей выполняет объем работ по ТО-2. Перечень операций по ТО-2 по каждому узлу и агрегату вывешен на видном месте.
В процессе выполнения, объем и качество выполнения работ по ТО-2, контролирует мастер зоны ТО-2.
По завершению объёма работ, механик ОТК производит контрольную проверку качества выполненных работ, и если нареканий нет, то подписывает гаражный лист. Транспортное средство, после проведения ТО-2, уходит с зоны своим ходом на линию, либо на стоянку.
ТО-2 производится на 2 постах, которые представляют собой три смотровые канавы, тупикового типа, обеспеченных всем необходимым оборудованием. ТО-2 проводит комплексная бригада квалифицированных автослесарей.
Большая часть работ выполняется автослесарями в ручном режиме. Поэтому предлагается внедрить использование на этом участке дополнительного оборудования:
• аппарат сварочный PWI- 120Н;
• компрессор для очистки системы топлива АВ 50/248 А;
• устройство для ректификации топлива LFC-202.
По расчетам предполагается, что инвестиции, которые предприятие СПАТО понесет на приобретение такого оборудования, окупятся уже во втором году их использования. Такие инвестиции имеют ставку прибыльности 25,71%.