ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи стрессоустойчивости с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью 6 1.1 Основные подходы к исследованию стресса и стрессоустойчивости 6 1.2 Понятие рефлексивности, ее виды 12 1.3 Эмоциональный интеллект и его роль в жизни человека 15 1.4 Основные социально-психологические характеристики студентов как социальной категории 18 Выводы по главе 1 21 Глава II. Эмпирическое исследование влияния эмоционального интеллекта и рефлексивности на стрессоустойчивость студентов 23 2.1 Программа исследования 23 2.2 Описание и анализ полученных результатов 27 Выводы по главе 2 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Психодиагностика стрессоустойчивости студентов в связи с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью

дипломная работа
Психология
40 страниц
90% уникальность
2016 год
164 просмотров
Петрунина И.
Эксперт по предмету «Дифференциальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи стрессоустойчивости с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью 6 1.1 Основные подходы к исследованию стресса и стрессоустойчивости 6 1.2 Понятие рефлексивности, ее виды 12 1.3 Эмоциональный интеллект и его роль в жизни человека 15 1.4 Основные социально-психологические характеристики студентов как социальной категории 18 Выводы по главе 1 21 Глава II. Эмпирическое исследование влияния эмоционального интеллекта и рефлексивности на стрессоустойчивость студентов 23 2.1 Программа исследования 23 2.2 Описание и анализ полученных результатов 27 Выводы по главе 2 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Читать дальше
Обоснование актуальности исследования. На современном этапе развития общества одной из наиболее важных задач выступает обеспечение качества жизни, формирование в процессе развития индивида активной, здоровой, успешной личности. Однако,полноценная реализация этого задания является невозможной без организации целенаправленных усилий по развитию у человека таких индивидуально-психологических качеств, которые бы обеспечивали его положительную адаптацию в социальной среде. Одним из таких качеств в структуре психики личности выступает стрессоустойчивость, которая в теоретических источниках понимается, как способность индивида противостоять влиянию внутренних и внешних стрессовых факторов. Степень теоретической разработанности проблемы.


Если вам необходима диссертация онлайн заказать её написание можно на сайте Work5.


. Сегодня проблематике стресса посвящено достаточно большое количество научных работ, авторами которых выступают как отечественные (О. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Ф. Е. Василюк, Н. И. Наенко, Л. П. Гримак, В. А. Бодров, Д. М. Аболин, В. О. Ганзен, В. Д. Небылицын, Д. Н. Исаев) так и зарубежные (Г. Селье, М. Арнольд, Р. С. Лазарус, Э. Хаббард, М. Селигман, Дж. Розенсток, Н. Ризви, Д. Гринберг) авторы. В современных исследованиях значительное внимание уделяется рассмотрению таких вопросов как детерминанты устойчивости к психологическому стрессу, его проявления в различных видах деятельности, что отражено в работах таких авторов как К. К. Платонов, А. Я. Черникова, В. Т. Марищук, Л. И. Анциферова, С. В. Субботина, О. В. Лозгачева и других. Следует также отдельно выделить ряд авторов, которые рассматривают в своих исследованиях проблему функционирования у человека такого качества, как стрессоустойчивость, в частности, А. П. Акимова, Ю. Ю. Малинова, А. А. Баранов, Н. Ю. Денисов, Л. В. Куликов, Ф. З. Меерсон, А. Рейковский. В работах данных авторов стрессоустойчивость рассматривается во взаимосвязи с такими качествами как целеустремленность, характер проявления временных перспектив, способы организации деятельности, используемые копинг-стратегии личности. В то же время, проведенный теоретический анализ состояния разработки проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью личности, и проявления этой взаимосвязи у студентов продемонстрировал, что количество теоретических и практических исследований, которые позволили бы в полной мере раскрыть содержание данного вопроса, на сегодняшний день является недостаточным. Это позволило нам сформулировать цель, объект, предмет и задачи нашего исследования, а также концептуальную и эмпирическую гипотезы. Целью исследования является эмпирическое изучение взаимосвязи стрессоустойчивости студентов с уровнем эмоционального интеллекта и рефлексивности. Объект исследования – стрессоустойчивость студентов. Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального интеллекта, рефлексивности и стрессоустойчивости студентов. Гипотезой моего исследования выступает предположение о том, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью студентов и выраженностью у них эмоционального интеллекта и рефлексивности. Задачи исследования: Представить основные теоретические подходы к понятию эмоционального интеллекта и его роли в развитии личности. Рассмотреть понятие рефлексивности, ее виды. Выявить содержание понятия «стрессоустойчивость», его основные характеристики. Проанализировать основные социально-психологические особенности студенчества. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и рефлексивности студентов. Осуществить математико-статистическую обработку полученных данных и проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы на основании проведенного исследования. Характеристика базы и выборки исследования. Базой исследования стал факультет психологии (вечернее отделение) СПбГИпИСР. Выборку исследования составили 60 студентов в возрасте от 19 до 50 лет. Методы исследования. Для осуществления теоретического анализа нами использовались различные методы, такие как теоретический анализ научных источников, метод анализа и синтеза, обобщение, сравнение, метод аналогий, абстрагирование и конкретизация. Для реализации поставленных эмпирических задач также были использованы психодиагностические и математико-статистические методы. Среди методов психологической диагностики были использованы тестовые методики, такие как опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. М. Лаптевой, «Опросник рефлексивности» А. В. Карпова, «Тест эмоционального интеллекта» Люсина, «Методика определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Опросник психологической устойчивости к стрессу» Е. В. Распопина. Структура работы. Работа включает введение, 2 главы, выводы к главам, заключение и список использованных источников, который насчитывает 40 позиций, а также 1 рисунок и 9 таблиц.

Читать дальше
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования продемонстрировал, что содержание учебной деятельности студента выступает значительным стрессогенным фактором, оказывающим специфическое воздействие на построение молодыми людьми отношений с окружающими людьми. Особенности построения такого отношения во многом зависят от уровня развития у личности такого качества как стрессоустойчивость, которое, согласно данным исследований, обуславливается рядом личностных факторов. Для выявления данных факторов было проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов в связи с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью. Целью исследования стало эмпирическое изучение взаимосвязи стрессоустойчивости студентов с уровнем эмоционального интеллекта и рефлексивности. Объектом исследования выступила стрессоустойчивость студентов, предметом – взаимосвязь эмоционального интеллекта, рефлексивности и стрессоустойчивости студентов. Основной гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости студентов и уровнем проявления у них эмоционального интеллекта и рефлексивности. Для проверки выдвинутой гипотезы нами использовался ряд методов, таких как опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. М. Лаптевой, «Опросник рефлексивности» А. В. Карпова, «Тест эмоционального интеллекта» Люсина, «Методика определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Опросник психологической устойчивости к стрессу» Е. В. Распопина. В ходе проверки данной гипотезы был реализован ряд таких задач: Представлены основные теоретические подходы к понятию эмоционального интеллекта и его роли в развитии личности. Рассмотрено понятие рефлексивности, ее виды. Выявлено содержание понятия «стрессоустойчивость», его основные характеристики. Проанализированы основные социально-психологические особенности студенчества. Проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом и рефлексивностью. Выполнена математико-статистическая обработка полученных данных и проанализированы полученные результаты. Проведенное исследование позволило частично подтвердить выдвинутую гипотезу и охарактеризовать специфику проявления стрессоустойчивости в группе студентов во взаимосвязи с такими качествами как эмоциональный интеллект и рефлексивность. Рассмотрим, какие выводы мы можем сделать на основании проведенного исследования. Общий уровень рефлексивности личности не оказывает влияния на ее уровень стрессоустойчивости. Высокий уровень интроспекции и квазирефлексии в структуре рефлексивности личности обуславливает снижение ее уровня стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость личности прямо пропорционально связана как с уровнем эмоционального интеллекта в целом, так и такими его показателями как управление своими эмоциями, и умение распознавать эмоции других людей. Стрессоустойчивость личности прямо пропорционально связана с общим уровнем эмоционального интеллекта личности, а также с такими его показателями как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, контроль экспрессии. Существуют различия в проявлении эмоционального интеллекта и рефлексивности личности в зависимости от уровня ее стрессоустойчивости, в частности, лицам с высокой стрессоустойчивостью свойственный более высокий уровень эмоционального интеллекта и более низкий уровень рефлексии, в то время как для студентов с более низкой стрессоустойчивостью характерно проявление более низких показателей эмоционального интеллекта при повышенном уровне рефлексивности. Практическая ценность полученных результатов состоит в возможности их применения в консультативной и тренинговой работе, направленной на повышение личностной стрессоустойчивости, профилактику негативных психологических проявлений и эмоционального выгорания в студенческих группах.
Читать дальше
1. Азбукина. Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / Е. Ю. Азбукина. – Томск: ТГПУ, 2007. – 395 с. 2. Асмолов. А.Г. Психология личности, М. - 2004. – 416 с. 3. Бабич.О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. - Учебное издание. Рабочая тетрадь для вузов. Изд-во Воронежский ГУ, 2008 г. – 40 с. 4. Банников В.В. Влияние социально-психологического компонента стрессоустойчивости на эффективность осуществления деятельности персонала организации [Электронный ресурс]: М., 2003. 156 с. 3. ? Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-vliyanie-sotsialno-psihologicheskih-komponentov-stressoustoychivosti-na-effektivnost-deyatelnosti-personala-organizatsii. 5. Белинская Е.П. Социальная психология: М.: АспектПресс, 2003. – 301 с. 6. Бодалев А.А. Психология в личности. Москва. – 2003. – 188 с. 7. Бодров В. Психологический стресс, его развитие и преодоление. М.:, 2006. - 352 с. 8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - М. Воронеж. - 2005. – 212 с. 9. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер, 2007. – 528 с. 10. Бусыгина И. С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно – Уральского государственного университета. Серия: психология. - № 2. – 2013. – с. 93 – 98. 11. Статья в журнале: Волженцева И. В. Полифункциональная регуляция психических состояний студентов эмоциогенными способами // Science Time. – Выпуск № 10 (10) / 2014. 12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008. - 144 с. 13. Статья в Горбунова Н. Ю. Роль эмоций в управлении активностью социальных субъектов // Вестник Саратовского государственного технического университета. – № 1. – 2013. – с. 276 – 284. 14. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д.Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2003. – 480 с. 15. Дербина П. А. Социально – психологическая технология формирования стрессоустойчивости у военнослужащих // Успехи современного естествознания. - № 6. – 2012. – с. 213 – 215 16. Дмитриева Н. Б. Регуляция психических состояний через переживание эмоциональных образов [Электронный ресурс] Режим доступа: // https://www.b17.ru/article/1886/ (дата обращения 01.03.2016) 17. Жирнов А. А. Проблемы социализации современной молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - № 4. – 2010. – с. 27 - 33 18. Жуков А. М. Стресс в жизни офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации // Мир психологии. № 4. – 2008. – с. 76 – 86. 19. Задоркина С. В. Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи // Власть. - № 10. – 2014. – с. 39 – 46 20. Ильин Е.П. Психофизиологические состояния человека - СПб.: Питер, 2005. – 412 с. 21. 21. Ли Хи Канг. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26. 22. 22.Катунин П. А. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246. 23. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г.Крысько - М: Омега-Л, 2006. – 352 с. 24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –М.: ТЦ Сфера, 2005. – 175 с. 25. Лозгачева В.О. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. Диссертация кандидата психологических наук: Екатеринбург , 2004. С. 158. 26. Осипова И. С. Способы выражения психического состояния // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - № 37. – 2007. – с. 299 – 305 27. Пашкова М. И. Современные проблемы гендерной социализации молодежи в контексте модернизации русской народной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - № 1. – 2012. – с. 233 – 238 28. Прохоров А. О., Артищева Л. В. Образ психического состояния: пространственно – временная структура. // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. - № 5. – 2011. – с. 1 - 9 29. Прохоров А. О., Чернов А. В. Рефлексивная регуляция психических состояний // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. - № 6. – 2012. – с. 244 – 258 30. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.:ПЕР СЭ, 2005. – 352с.. 31. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: методическое пособие/ Н.С. Пряжников – Москва : Прогресс, 2007. – 109 с. 32. 32.Раннала Н.В., Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009. - С. 13-31. 33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос . 2003. – 384 с. 34. Тесленко А. Н. Социально – гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - № 2. – 2010. – с. 33 – 43 35. Уколов Р. А. Основные агенты трудовой социализации российской молодежи: оценка социализационного потенциала // Историческая и социально – образовательная мысль. - № 5. – 2014. – с. 198 – 204 36. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с. 37. Шумкова Н. В. Молодежные субкультуры как фактор социализации российской молодежи // Интеграция образования. - № 1. – 2014. – с. 116 – 122 38. Ятманова Т. М., Ятманов А. М., Лобачев А.В. Оценка стрессоустойчивости женщин-военнослужащих // Здоровье – основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения. - № 1. – 2011. – с. 520 – 523. 39. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 1. – 2011. – с. 1 – 14. 40. Щербак А. А. Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих // Социально – экономические явления и процессы. - № 11. – 2012. – с. 367 – 372.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image