Введение 3 1. Становление взаимоотношений государства и церкви 6 1.1 История развития православной церкви и отношений с государством 6 1.2 История становления взаимоотношений церкви и государства зарубежных стран: светские, теократические, клерикальные государства 15 1.3 Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) 22 2. Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 35 2.1 Современное правовое регулирование между церковью и государством 35 2.2 Анализ нормативно-правовых актов регулирующих взаимоотношения церкви и государства 45 2.3 Актуальные проблемы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе, основные принципы улучшения положения 54 Заключение 68 Библиографический список 71

Государство и церковь в современных условиях

дипломная работа
Право
60 страниц
61% уникальность
2016 год
128 просмотров
Разина О.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Становление взаимоотношений государства и церкви 6 1.1 История развития православной церкви и отношений с государством 6 1.2 История становления взаимоотношений церкви и государства зарубежных стран: светские, теократические, клерикальные государства 15 1.3 Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) 22 2. Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 35 2.1 Современное правовое регулирование между церковью и государством 35 2.2 Анализ нормативно-правовых актов регулирующих взаимоотношения церкви и государства 45 2.3 Актуальные проблемы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе, основные принципы улучшения положения 54 Заключение 68 Библиографический список 71
Читать дальше
Актуальность темы исследования обусловлена активизацией религиозного фактора в мировой политике в целом и в современной России в частности, а также степени его воздействия на социально-политическую обстановку в различных странах и регионах. Вопросы взаимоотношений между государством и церковью, государством и религиозными организациями в условиях светскости государства вовсе не утрачивают своей актуальности и значимости. Церковь является одним из важнейших социальных институтов, оказывает огромное влияние на верующих, способна консолидировать общество, и государство должно выстраивать с ней гармоничные отношения. Каждая религиозная система отражает условия культуры человечества в определенный период и в определенном месте и поэтому имеет свою собственную тональность. Данное положение справедливо и по отношению к России. Многие религиозные объединения в достаточной степени инкорпорированы в современное российское общество, а отдельные являются «ровесниками» российского государства. В силу этого точек активного соприкосновения между ними множество: сфера формирования моральных, нравственных, семейных, общественных, гражданских и патриотических ценностей, сфера предотвращения и разрешения межрелигиозных конфликтов, благотворительности, обеспечения национальной безопасности (правоохранительные органы, армия, силовые структуры, боевые условия), образование, культура. Особое место в этом ряду играет взаимодействие Российского государства и Русской Православной Церкви. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с характеристикой государства и церкви, тенденций и способов взаимодействия.


Если нужно заказать курсовую работу срочно в спб , заполните форму на Work5.


. Предметом исследования являются государство и церковь, тенденции и способы взаимодействия. Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия. Для достижения цели в работе решаются следующие взаимосвязанные задачи: - изучить историю развития Православной Церкви и отношений с государством Российской Федерацией; - рассмотреть историю становления взаимоотношений церкви и государства зарубежных стран: светские, теократические, клерикальные государства; - охарактеризовать проблемы и решения на примере Венгрии, Польши и Чехии церкви и государства после падения советской системы; - дать характеристику современному правовому регулированию отношений между церковью и государством Российской Федерацией; - провести анализ нормативно-правовых актов регулирующих взаимоотношения церкви и государства Российской Федерации; - определить основные принципы улучшения положения взаимоотношения церкви и государства Российской Федерации. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В работе использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, сравнительно- правовой, технико-юридический). Степень научной разработанности проблемы Интерес к социальной обусловленности и роли религии в обществе возник еще в эпоху Просвещения и буржуазных революций. Одним из первых, кто пытался найти ответ на этот серьезный вопрос, стал О. Конт. Вопросы взаимосвязи религии и политики поднимали в своих трудах К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. В современной научной литературе имеется ряд работ, в которых прослеживаются те или иные попытки исследовать проблему места и роли церкви в политическом процессе, в частности работы И.А. Алебастровой, Б.А. Страшун, А.А. Лупу, И.Ю. Оськиной, В.В. Маклакова, В.И. Якунина, Ю.И. Лейбо, А.Г. Орловой, И.А Ракитской, а также публикации в научных периодических изданиях. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе предпринята попытка правового анализа проблемы государственно–церковных взаимоотношений в современный период в Российской Федерации. -Дается целостная концепция религиозной политики в период трансформационных процессов в общественно–политической жизни государства. -Раскрывается взаимовлияние и взаимопроникновение политических и религиозных отношений на уровне массового сознания, политических и церковных институтов. -Доказывает, что в условиях социально–политического кризиса, при потере предмета политической веры, его место занимает предмет веры традиционной конфессии. Таким образом, религия является своеобразным идеологическим источником для новых политических доктрин, востребованных государством. Поставленные цели и задачи определили структуру представленной выпускной квалификационной работы. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые в себя включают шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Таким образом, подводя итоги выпускной квалификационной работы можно констатировать достижение цели и задач исследования и сделать следующие выводы. В заключение необходимо отметить, что последние десятилетия в России отмечены не только возрастанием интереса к православным религиозным институтам, но и серьезным усилением роли церкви как одного из важнейших институтов гражданского общества. После продолжительного существования на периферии общественного сознания и общественной жизни в годы советской власти православные религиозные ценности, наконец, обратили на себя пристальное внимание. При этом продолжающееся становление православных религиозных институтов как системных образований происходит на фоне непрекращающихся споров о выборе дальнейшей модели развития государственно-конфессиональных отношений. Сторонники тотальной либерализации всех направлений государственной и общественной жизни продолжают настаивать на полной независимости, самостоятельности и самодостаточности религиозного пространства. Другие ученые совершенно справедливо ведут речь о целесообразности принятия принципиально новых концептуальных конституционно-правовых положений, что придало бы Русской православной церкви тот конституционно-правовой статус, который она объективно заслуживает, являясь системообразующим элементом российского гражданского общества и выступая естественным проводником религиозных ценностей подавляющего большинства населения страны. Однако политика государства в этой сфере продолжает оставаться очень неоднозначной. В качестве примера можно привести случай, когда специальные комитеты Государственной Думы не «пропустили» проект федерального закона, который предусматривал для религиозных организаций «льготы» при отправлении религиозных обрядов и церемоний в форме, например, «шествий», исключающие попадание под «публичное мероприятие», указав на то обстоятельство, что это затруднит обеспечение безопасности и правопорядка. Отдельного неприятия заслуживают и попытки российской власти перенести на традиционную православную почву предельно либерализированные, в определенном смысле губительные для России институты ювенальной юстиции и социального патронажа. На наш взгляд, в условиях, при которых большая часть населения страны потеряла или продолжает терять веру в исключительно либеральные правовые институты и ценности, в обстановке стремительной девальвации истинного представления о добре и зле и все большего отстранения от населения политической и экономической элиты Русская православная церковь вместе с другими традиционными конфессиями могла бы выступить в качестве надежного социального и правового ориентира и вектора дальнейшего развития России. Православие не должно «замыкаться стенами храмов», а призвано выполнять свою исключительную культурно-духовную миссию, не прерывая конструктивного диалога с государством. В этой связи православная религиозная конфессия заслуживает не просто формального статуса «традиционной религии», а принципиально иного правового состояния, которое позволило бы ей напрямую участвовать в процессах государственного конституционного строительства, тем самым преградив путь бездумного заимствования либеральных правовых институтов. При этом следует помнить, что семьдесят лет атеистического режима не могли пройти бесследно для религиозного сознания российских граждан. Очевидно, что активный всплеск интереса к православной вере со стороны институтов гражданского общества в конце 80-х гг. прошлого века был связан именно с либеральным вектором его развития. В современных условиях мы наблюдаем обратную ситуацию, когда наибольшую критику и основной процент негативной информации мы получаем именно от либерально настроенных исследователей. И эта проблема требует особого осмысления. Российское государство, несмотря на то, что в сфере его взаимоотношений с религиозными организациями (включая РПЦ) за последние десятилетия произошли существенные изменения, до настоящего времени не сформулировало и не приняло своей концепции, определяющей его взаимодействие с церковью, и пока ограничивается действующим законодательством в этой области. Подведем итоги: Во-первых, по нашему мнению, современные церковно-государственные отношения в Российской Федерации можно определить как партнерские взаимодействия Русской Православной Церкви и публичной власти на базе действующего светского законодательства, церковных канонов и догматов, «Основ социальной концепции РПЦ», автономности, невмешательства в дела друг друга с целью обеспечения политической стабильности общества, укрепления его духовно-нравственного здоровья, сбережения всего российского народа. Во-вторых, анализ российских церковно-государственных отношений показывает, что церковь и государство в ближайшей и обозримой перспективе будут опираться на автономность и партнерство как на базовые принципы своей совместной деятельности. В-третьих, решить многие проблемы взаимоотношений церкви с обществом и государством становится потенциально возможным в условиях экономического и политического развития постсоветской России. Страна, находясь в самом начале своего пути по формированию демократических основ, в которой только еще набирает силу гражданское общество, не могла не избрать единственно правильного направления в своем движении как обеспечение всем здоровым силам общества, в том числе и церкви, равных и свободных возможностей для участия в созидательной работе.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 25.12. 2013. – № 237. 2. Всеобщая декларация прав человека 1948г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М., 1996. 3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993г.) // Собрание Законодательства РФ. 1995. N17. 4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950г. Бюллетень международных договоров. 2001. N3. 5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966. Международные документы. М., 2001. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996), (действующая редакция от 20.01.2016) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301. 8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410. 9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552. 10. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465. 11. Постановление Правительства РФ от 9 июля 1994 года №840 "Об утверждении положения о комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и ее персональном составе" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1522. Литература 12. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби: Проспект, 2012. – 506 с. 13. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.-М.: Прогресс, 1990. С. 36. 14. Воляк П. В тени масаи/ П. Воляк// Вокруг света. 2011. № 11 – 1008 с. 15. Западная Европа и исламизм: противостояние усиливается // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 2. – 299 с. 16. Заужный А.Г. Право. Религия. Закон/ Залужный А.Г. М.: «Научная книга», 2011. – 546 с. 17. Кикоть В.А. О системе права // Труды Московской государственной юридической академии. – М.: Сборник статей, 2002. № 9 18. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2015. № 6. 19. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: учебник / отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. – 831 с. 20. Конституции зарубежных стран: сб. М.: Юрлитинформ, 2010. – 635 с. 21. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 1984. – 957 с. 22. Лейбо Ю. И., Орлов А. Г., Ракитская И. А. Конституционное право зарубежных стран; Статут - Москва, 2012. – 456 с. 23. Лех Гарлицкий. Государственное регулирование религии: противоречивые тенденции? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. №3(56). 24. Ловинюков Л.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы). – Государство и право.- М., 2013. – 689 с. 25. Лупу А.А., Оськина И. Ю. Конституционное право зарубежных стран; Дело и Сервис - , 2013. – 658 с. 26. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Инфотропик Медиа - Москва, 2012. – 654 с. 27. Мозговой С. Шаг назад - два шага вперед/ С. Мозговой// Здравый смысл. Зима 2013/ 2014. № 1 (46). 28. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений.: учеб. Пособие. - М.: 2012. - 370 с. 29. Овчинников А.И., Овчинникова С.П., Андрейченко А.С. Православное вероучение и консервативная философия права. Ч. 1 // Философия права. 2011. № 1. 30. Овчинников А.И., Овчинникова С.П., Андрейченко А.С. Православное вероучение и консервативная философия права. Ч. 2 // Философия права. 2011. № 2. 31. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. – 508 с. 32. Ответы на вопросы по религии ислам// Ассалам. 2012. № 14 (315). 33. Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – СПб.: Наука, 2009. – 605 с. 34. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2013. – 487 с. 35. Пчелинцев, А.В., Ряховский, В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика.– М.: Юриспруденция, 2010. – 745 c. 36. Розанов В. В. Религия, философия, культура. – М., 1999. – 613 c. 37. Рудинский Ф.М., Шапиро МЛ. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство. - Государство и право, 2012, №5. 38. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализированный информационно-аналитический доклад: монография / сост.: С.А. Бурьянов, Н.В. Костенко. М., 2012. – 625 с. 39. Скиперских А.В. Дискурс легитимации власти: герменевтика, теоретические модели, механизмы функционирования/ А.В. Скиперских. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – 456 с. 40. Соловьев В.С. Тайна прогресса / Соловьёв В.С. // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. – 502 с. 41. Франческо Марджотта Брольо. Религия и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право/ Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабели, Франческо Онида. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. – 824 с. 42. Шебатинский К. Исторический обзор форм отношений церкви и государства // Вера и разум, 2014. №6. 43. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. – М.: Наука, 1989. – 687 с.. 44. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2013. №5. Интернет – ресурсы 45. Европейские документы (URL: http://www.memo.ru/prawo/euro/eucnv.htm (дата обращения: 14.02.2016)). 46. Пупинг Г. Меморандум. Новая венгерская конституция. 25 апреля 2011 г. (URL: http://eclj.org/PDF/ ECLJreportinrussian.pdf (дата обращения: 15.02.2016)). 47. Krukowski J. Konstytucyjne modele stosunkow mi?dzy pa?stwem a Ko?cio?em w Europie (URL: http://www.pan-ol. lublin.pl/biul_9/art_907.htm (дата обращения: 15.02.2016)). 48. ?wierdzewska Ir. Z czego ?yj? Ko?cio?y Europy? // Tygodnik Idziemy. Warszawa, 2013. 6 pa?dz. № 40 (URL: http:// www.idziemy.com.pl/kosciol/z-czego-zyja-koscioly-europy/ (15.02.2016)). 49. Przeciszewski M. Wk?ad pa?stw UE w fi nanse Ko?cio?ow (URL: http://ekai.pl/europa/x52301/wklad-panstw-ue-wfi nanse-kosciolow/?print=1 (дата обращения: 17.02.2016)) 50. Робберс Г. Государство и религии в Европейском союзе / Под ред. М. А. Воскресенского, А. А. Красикова, Р. Н. Лункина. и др. М., 2009. Рец: Алябьев А. (URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=320 (дата обращения: 15.02.2016)). 70 XXV ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 51. ?wierdzewska Ir. Z czego ?yj? Ko?cio?y Europy? // Tygodnik Idziemy. Warszawa, 2013. 6 pa?dz. № 40 (URL: http:// www.idziemy.com.pl/kosciol/z-czego-zyja-koscioly-europy/ (15.02.2016)). 52. Gliwa A. Wolno?? relig? na w pa?stwach ?rodkowoeuropejskich (URL: http://www.niedziela.pl/wydruk/20259/nd (дата обращения: 15.02.2016)). 53. Borecki P. Aktualny stan stosunkow wyznaniowych w Polsce – zarys problem (URL: http://www.racjonalista.pl/ kk.php/s,594 (дата обращения: 15.02.2016)). 54. Nie tylko taca. W wi?kszo?ci europejskich krajow pa?stwo wspiera fi nansowo dzia?alno?? Ko?cio?ow (URL: http:// wpolityce.pl/kosciol/208319-nie-tylko-taca-w-wiekszosci-europejskich-krajow-panstwo-wspiera-finansowodzialalnosckosciolow/ (дата обращения: 16.02.2016)). 55. Z prac komisji senackich. 29 czerwca 1998 r. (URL: http://ww2.senat.pl/k4/dok/diar/19/1907.htm (дата обращения: 17.02.2016)). 56. Przeciszewski M. Wk?ad Ko?cio?a na rzecz spo?ecze?stwa mo?na oszacowa? na kilka miliardow z?otych rocznie (URL: http://wpolityce.pl/polityka/132299-wazne-wklad-kosciola-na-rzecz-spoleczenstwa-moznaoszacowacna-kilka-miliardow-zlotych-rocznie/ (дата обращения: 17.02.2016)). 57. Przeciszewski M. Wk?ad pa?stw UE w fi nanse Ko?cio?ow (URL: http://ekai.pl/europa/x52301/wklad-panstw-ue-wfi nanse-kosciolow/?print=1 (дата обращения: 17.02.2016)). 58. Шанда Б. Конституционные судебные процессы по вопросу свободы вероисповедания в Венгрии (URL: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter9.htm (дата обращения: 17.02.2016)).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image