Главнейшей задачей художественно-эстетического воспитания является развитие личности, формирование её эстетической культуры. Отечественные и зарубежные педагоги и психологиприложили усилия для достаточно полного всестороннего раскрытия этого вопроса. Стоит отметить таких специалистов, как Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и других.
Формируется художественно-эстетическое воспитание личностиразличными эстетически важными предметами и явлениями, включая искусство как его мощнейшее средство. Для становления, в первую очередь, активной эстетической жизнедеятельности ребенка, а не для искусства, служит эстетическое воспитание, которое использует для этой цели художественное развитие.
На эстетическое воспитание оказывает влияние действительность (быт, общественной жизнь, природа, труд) и искусство (театр, произведения литературы, художественно-прикладное творчество,музыка).
Эти две составляющие плотно пронизывают все стороны жизни дошкольника и, как следствие, определяют его нравственное, физическое, умственное развитие, реализуясь при этом в первичных формах организации деятельности ребенка: игре, быту, труде,занятиях, на праздниках и в развлечениях.
На сегодняшний день в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания: развивать чувство эстетики,уметь воспринимать прекрасное; приобщать дошкольников к искусству в процессе совместной деятельности, воспитывая при этом необходимость и тягу посильно вносить моменты прекрасного в быт, общение, природу; закладывать основы эстетического вкуса дошкольников и возможность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни; развивать художественно-творческие способности детей.
Цель системы эстетического воспитания ребенка направлена на егоэстетическое развитие, духовное, нравственное и интеллектуальное одновременно.
Уровень его общего развития ребенка, его потребности и интересы,его индивидуальные способности, при индивидуальном подходе, в целом определяют успех художественно-эстетического воспитания.
В работе с дошкольниками необходимо освоение элементарными средствами художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова.
Важнейшим средством эстетического воспитанияявляется изобразительная деятельность. Выполняя задания на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, у дошкольниковвозникает интерес к художественно-творческой деятельности, ребенок хочет создать красивое изображение, проявить фантазию, сделать что-то необычное.
Произведения искусства, доступные восприятию и пониманиюдошкольников (графика, скульптура, живопись, произведения народного декоративного творчества,архитектура)способствуют обогащению их кругозора, дают возможность увидеть разнообразные выразительные решения.
Только в случае решения педагогических задач согласно требованиям самой изобразительной деятельности происходит всестороннее развитие и воспитание детей. Исключен сухой и формальный подход к работе.
Изображение детских рисунков, аппликаций и другие творческие выражения будет более интересными, разнообразными и выразительными в случае использования методов и приемов, вызывающих положительный эмоциональный отклик детей, организовывая полную, содержательную, интересную жизнь, богатую разнообразными впечатлениями.