Реферат по инвестициям на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!
. Начиная с «Коронации Поппеи» К. Монтеверди, историческую тему затрагивали композиторы разных национальных школ: А. Скарлатти, Г. Гендель, К. Глюк, В. Моцарт, А. Гретри, JI. Керубини, Г. Спонтини. Интерес к исторической тематике резко обострился в начале XIX века после ряда событий европейского масштаба, начало которым положила Великая французская буржуазная революция. Эпоха романтизма принесла подлинный расцвет исторического жанра[15,с.65]. В итальянской оперной музыке он связан с произведениями Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и молодого Д. Верди. Вершиной стало появление жанра «большой» оперы во Франции, подготовленного Д. Россини («Вильгельм Телль») и утвердившегося в творчестве Д. Мейербера («Гугеноты», «Пророк»). Напротив, в русской музыке XIX век явился «золотым веком» отечественного музыкального театра, в том числе и для исторической оперы. Опираясь на двухвековой опыт европейского оперного театра в синтезе с традициями и достижениями различных видов и жанров национального искусства, русская историческая опера ярко заявила о себе в «Жизни за царя» М. Глинки и достигла блестящего расцвета к концу столетия[20,с.33]. Уже в XIX веке процесс становления и развития оперы шел параллельно с ее осмыслением в музыкальной критике. Этому в немалой степени способствовали сами композиторы, выступавшие с критическими статьями (А. Серов, Ц. Кюи, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков). Вместе с такими фигурами, как В. Одоевский, В. Стасов, Г. Ларош, В. Каратыгин, они отстаивали ценность и значение национального оперного искусства и горячо обсуждали пути и перспективы его развития [8,с.98]. Методологическую основу составил обширный свод трудов отечественных исследователей об опере и оперном театре. В первую очередь это фундаментальные исследования Б. Асафьева, А.Гозенпуда, М. Друскина, В. Конен, Т. Ливановой, В. Протопопова, М. Тараканова, Н. Туманиной, В. Фермана, А. Хохловкиной, Е. Черной, Б. Ярустовского [10,68]. Значительный вклад внесли работы, связанные с изучением русской оперы и творчества, в том числе и оперного, отдельных русских композиторов: Г. Абрамовского, А. Альшванга, Г. Головинского, JI. Данилевича, А. Кандинского, О. Левашовой, Е. Орловой, М. Пекелиса, А. Рабиновича, М. Рахмановой, А. Соловцова, А. Сохора, Г. Хубова, С. Шлифштейна [1,с.54]. Проблемы драматургии отечественной оперы XVIII-XIX веков рассматриваются в исследованиях Г. Бакаевой, Г. Кулешовой, М. Сабининой, Э. Фрид, Р. Ширинян, Б. Ярустовского [21,с.66]. Целью данной работы является попытка воссоздания целостной картины становления и развития отечественной исторической оперы периода конца XVIII — начала XIX века как жанра, выработавшего устойчивые стилистические параметры. В выпускной квалификационной работе решаются следующие основные задачи: - проследить более чем вековой период движения русской исторической оперы в контексте общего развития исторической темы в различных сферах художественной культуры России; - выявить основные типологические черты отечественной исторической оперы по трем основополагающим позициям: драматургия и композиция; оперные ситуации; оперные герои; - обозначить параметры жанровой преемственности исторической оперы от XIX века к XX столетию. Как известно, проблема жанровой типологии в оперной музыке — одна из наиболее сложных: теория оперных жанров еще требует дальнейшей разработки и уточнения. Научное определение жанровой специфики оперного произведения всегда затруднено тем, что в одном сочинении могут сосуществовать различные типы отображения жизненных явлений (лирический, драматический, комедийный, трагический и т.д.). Это в наибольшей степени относится к исторической опере, отличающейся сложной жанровой природой[30,с.80]. Недостаточная исследованность особенностей, как жанровых типов, так и жанровых разновидностей оперы вызвала необходимость уточнения определений, на которых базируются основные положения работы. Все исследователи сходятся во мнении, что фундаментальной функцией исторической оперы является масштабное обобщение. Историческая опера предусматривает ощущение автора, его героями и зрителями глобальности происходящих событий, которое должно возникать в качестве окончательного итога[14,с.53]. Масштабность обусловлена отображением событий с позиций большой временной дистанции, их определенной опосредованностью, отстраненностью, то есть ведущей ролью эпического начала, проявляющегося на различных уровнях художественного целого. Такое разграничение неполно отражает жанровую суть ряда крупных явлений исторической оперы (как например, «Борис Годунов», «Хованщина»). Оно скорее указывает не на обособление разновидностей внутри единого жанрового типа, а фактически разграничивает два жанровых типа оперы — исторический и лирико-психологический. В рамках настоящей работы само разграничение понятий — историческая опера и опера на исторический сюжет представляется методологически важным, поскольку здесь имеют место разнопорядковые явления внутри одной системы[21,с.54]. Вместе с тем, необходимо отметить, что сами явления тесно взаимосвязаны и в известной степени даже комплементарны. Материалом послужили оперные произведения русских композиторов XIX века, в той или иной степени связанные с исторической тематикой. Прежде всего, это творения М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова. Наряду с ними рассматриваются произведения данной направленности в творчестве П. Чайковского А. Серова, Э. Направника, А. Рубинштейна. Структура выпускной квалификационной работы состоит в следующем. Первая глава работы посвящена зарождению русской исторической оперы. Так же рассматриваются её особенности. Во второй главе описывается об основоположнике первой русской исторической оперы. В третьей главе говорится о последователях идеи М.И.Глинки. В заключении сформулированы выводы о значении и месте исторической оперы в русской культуре.