Оглавление Введение 3 Глава I Предпосылки рождения исторической оперы в России 7 1.1 Русская историческая опера: предпосылки ее рождения 7 1.2 Особенности жанра исторической оперы в российской музыкальной 26 Глава II "Жизнь за царя" М. И. Глинки - первая русская 34 2.1 М. И. Глинка - основоположник русской оперной классики 34 2.2 «Жизнь за царя» - первая русская историческая опера 46 Глава III Историческая тема в творчестве композиторов 48 "Могучей кучки" 48 3.1 Историческая тема в музыке композиторов могучей кучки 48 3.2 Особенности интерпретации жанра исторической музыкальной драмы в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова 53 Заключение 66 Список литературы: 70

Историческая опера в русской музы­кальной культуре

дипломная работа
Культура
70 страниц
82% уникальность
2016 год
325 просмотров
Филипович Ю.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Глава I Предпосылки рождения исторической оперы в России 7 1.1 Русская историческая опера: предпосылки ее рождения 7 1.2 Особенности жанра исторической оперы в российской музыкальной 26 Глава II "Жизнь за царя" М. И. Глинки - первая русская 34 2.1 М. И. Глинка - основоположник русской оперной классики 34 2.2 «Жизнь за царя» - первая русская историческая опера 46 Глава III Историческая тема в творчестве композиторов 48 "Могучей кучки" 48 3.1 Историческая тема в музыке композиторов могучей кучки 48 3.2 Особенности интерпретации жанра исторической музыкальной драмы в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова 53 Заключение 66 Список литературы: 70
Читать дальше
В жанровом многообразии русского музыкального театра XIX века одно из наиболее значительных явлений представляет историческая опера. На протяжении всего столетия она не только занимала лидирующие позиции в иерархии музыкальных жанров, но и сыграла во многом определяющую роль для судеб национальной музыкальной культуры. В XXI веке, отчетливо осознаваемом как время исторических перемен, мы являемся свидетелями процесса углубления, а в ряде случаев и пересмотра научных взглядов на отечественное искусство прошлых столетий[12,с.25]. Освободившись от идеологического диктата, имевшего место в советскую эпоху на протяжении почти трех четвертей века, отечественная культура стремится сегодня к возврату вечных духовных ценностей и в поисках утраченного обращается к тому, что выдержало проверку временем. В свете этого несомненный исследовательский интерес вызывает феномен исторической оперы ХIХ века как жанра, ставшего одним из главных выразителей национальной ментальности и духовности в русской музыке. Историческая тематика попала в сферу пристального внимания мирового оперного театра с первых шагов его существования[8,с.35]. Наряду с мифологией, история оказалась в числе приоритетных сюжетных источников, к которым обращались западноевропейские композиторы, работавшие в жанре opera-seria в течение XVII-XVIII столетий.


Реферат по инвестициям на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


. Начиная с «Коронации Поппеи» К. Монтеверди, историческую тему затрагивали композиторы разных национальных школ: А. Скарлатти, Г. Гендель, К. Глюк, В. Моцарт, А. Гретри, JI. Керубини, Г. Спонтини. Интерес к исторической тематике резко обострился в начале XIX века после ряда событий европейского масштаба, начало которым положила Великая французская буржуазная революция. Эпоха романтизма принесла подлинный расцвет исторического жанра[15,с.65]. В итальянской оперной музыке он связан с произведениями Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и молодого Д. Верди. Вершиной стало появление жанра «большой» оперы во Франции, подготовленного Д. Россини («Вильгельм Телль») и утвердившегося в творчестве Д. Мейербера («Гугеноты», «Пророк»). Напротив, в русской музыке XIX век явился «золотым веком» отечественного музыкального театра, в том числе и для исторической оперы. Опираясь на двухвековой опыт европейского оперного театра в синтезе с традициями и достижениями различных видов и жанров национального искусства, русская историческая опера ярко заявила о себе в «Жизни за царя» М. Глинки и достигла блестящего расцвета к концу столетия[20,с.33]. Уже в XIX веке процесс становления и развития оперы шел параллельно с ее осмыслением в музыкальной критике. Этому в немалой степени способствовали сами композиторы, выступавшие с критическими статьями (А. Серов, Ц. Кюи, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков). Вместе с такими фигурами, как В. Одоевский, В. Стасов, Г. Ларош, В. Каратыгин, они отстаивали ценность и значение национального оперного искусства и горячо обсуждали пути и перспективы его развития [8,с.98]. Методологическую основу составил обширный свод трудов отечественных исследователей об опере и оперном театре. В первую очередь это фундаментальные исследования Б. Асафьева, А.Гозенпуда, М. Друскина, В. Конен, Т. Ливановой, В. Протопопова, М. Тараканова, Н. Туманиной, В. Фермана, А. Хохловкиной, Е. Черной, Б. Ярустовского [10,68]. Значительный вклад внесли работы, связанные с изучением русской оперы и творчества, в том числе и оперного, отдельных русских композиторов: Г. Абрамовского, А. Альшванга, Г. Головинского, JI. Данилевича, А. Кандинского, О. Левашовой, Е. Орловой, М. Пекелиса, А. Рабиновича, М. Рахмановой, А. Соловцова, А. Сохора, Г. Хубова, С. Шлифштейна [1,с.54]. Проблемы драматургии отечественной оперы XVIII-XIX веков рассматриваются в исследованиях Г. Бакаевой, Г. Кулешовой, М. Сабининой, Э. Фрид, Р. Ширинян, Б. Ярустовского [21,с.66]. Целью данной работы является попытка воссоздания целостной картины становления и развития отечественной исторической оперы периода конца XVIII — начала XIX века как жанра, выработавшего устойчивые стилистические параметры. В выпускной квалификационной работе решаются следующие основные задачи: - проследить более чем вековой период движения русской исторической оперы в контексте общего развития исторической темы в различных сферах художественной культуры России; - выявить основные типологические черты отечественной исторической оперы по трем основополагающим позициям: драматургия и композиция; оперные ситуации; оперные герои; - обозначить параметры жанровой преемственности исторической оперы от XIX века к XX столетию. Как известно, проблема жанровой типологии в оперной музыке — одна из наиболее сложных: теория оперных жанров еще требует дальнейшей разработки и уточнения. Научное определение жанровой специфики оперного произведения всегда затруднено тем, что в одном сочинении могут сосуществовать различные типы отображения жизненных явлений (лирический, драматический, комедийный, трагический и т.д.). Это в наибольшей степени относится к исторической опере, отличающейся сложной жанровой природой[30,с.80]. Недостаточная исследованность особенностей, как жанровых типов, так и жанровых разновидностей оперы вызвала необходимость уточнения определений, на которых базируются основные положения работы. Все исследователи сходятся во мнении, что фундаментальной функцией исторической оперы является масштабное обобщение. Историческая опера предусматривает ощущение автора, его героями и зрителями глобальности происходящих событий, которое должно возникать в качестве окончательного итога[14,с.53]. Масштабность обусловлена отображением событий с позиций большой временной дистанции, их определенной опосредованностью, отстраненностью, то есть ведущей ролью эпического начала, проявляющегося на различных уровнях художественного целого. Такое разграничение неполно отражает жанровую суть ряда крупных явлений исторической оперы (как например, «Борис Годунов», «Хованщина»). Оно скорее указывает не на обособление разновидностей внутри единого жанрового типа, а фактически разграничивает два жанровых типа оперы — исторический и лирико-психологический. В рамках настоящей работы само разграничение понятий — историческая опера и опера на исторический сюжет представляется методологически важным, поскольку здесь имеют место разнопорядковые явления внутри одной системы[21,с.54]. Вместе с тем, необходимо отметить, что сами явления тесно взаимосвязаны и в известной степени даже комплементарны. Материалом послужили оперные произведения русских композиторов XIX века, в той или иной степени связанные с исторической тематикой. Прежде всего, это творения М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова. Наряду с ними рассматриваются произведения данной направленности в творчестве П. Чайковского А. Серова, Э. Направника, А. Рубинштейна. Структура выпускной квалификационной работы состоит в следующем. Первая глава работы посвящена зарождению русской исторической оперы. Так же рассматриваются её особенности. Во второй главе описывается об основоположнике первой русской исторической оперы. В третьей главе говорится о последователях идеи М.И.Глинки. В заключении сформулированы выводы о значении и месте исторической оперы в русской культуре.

Читать дальше
Настоящая работа нацелена на формирование многоаспектных и объективных представлений о русском оперном театре первой половины XIX века как историко-культурном феномене своего времени. Основными ее итогами представляется ряд нижеследующих тезисов, отражающих новизну достигнутых автором научных результатов. 1. Плодотворное развитие русского музыкального театра первой половины XIX века обусловил ряд факторов, важнейшее значение среди которых имела государственная поддержка театра как искусства, эффективно воздействующего на общественное сознание, выполняющего «охранительную» функцию по отношению к официальной идеологии и основополагающим институтам монархии, а также формирующего блестящий внешний имидж империи. 2. В культуре александровского и николаевского времени театр, объединив различные слои российского общества, играл доминирующую роль. Именно она обусловила особую насыщенность театральной жизни изучаемого периода, творческую активность создателей драматических и оперных произведений, значительные масштабы театрального наследия. 3. Наследие русской оперы первой половины XIX века сформировано совокупными усилиями гораздо более широкого, чем принято считать, круга композиторов; не исчерпывается немногочисленными, общеизвестными в музыкознании произведениями и представляет собой крупный музыкально-художественный массив. Свою лепту в его создание, наряду с М.И. Глинкой, А.Н. Верстовским, А.А. Алябьевым, С.И. Давыдовым, К. Кавосом, А.Н. Титовым, внесли также многие другие отечественные музыканты: Д.А. Шелехов, А.Ф. Львов, Д.Ю. Струйский, М.И. Бернард, В.Н. Кашперов, Ю.К. Арнольд, Ф.М. Толстой, М.Ю. Виельгорский, З.А. Волконская; а также работавшие в России иностранные композиторы: Ф. Шольц, Л. Маурер, М. Шпринг, А. Сапиенца-младший, Ф. Антонолини, В.-И. Кажинский. Внаучный оборот музыкознания автором введены неизвестные оперы («Волшебная роза» Ф. Шольца, «Светлана» К. Кавоса, «Тамерлан» А. Сапиенцы-младшего, «Женевьева Брабантская» Д.А. Шелехова; «Параша-сибирячка» Д.Ю. Струйского, партитура которой считалась утерянной). Впервые проанализирован ряд малоизученных оперных произведений («Жар-птица» К. Кавоса, «Иван-царевич» А. Сапиенцы-младшего, «Братоубийца» Д.А. Шелехова). 4. История русской оперы изучаемого периода, рассмотренная с учетом новых данных более детально, складывается из четырех этапов, каждый из которых обладал своей ярко выраженной жанровой спецификой: довоенного (до 1812 года), военных и послевоенных лет, предклассического (1818 –1835) и классического. Жанрово-стилевые искания доглинкинского времени подготовили кристаллизацию классического облика русской оперы в творчестве Глинки, активное развитие ее лирической ветви и усиление «западничества» в оперных сочинениях «послеруслановских» лет[12,c.15]. 5. Идейно-философская платформа русской оперы первой половины XIX века отразила сложную диалектику духовных исканий и общественных споров своего времени. Интерес к Истории, стремление познать ее диалектику преломились в разнообразии оперных сюжетов (сусанинский миф и варяжская идея, интерес к национальной архаике и античности, истории Европы и «экзотических» стран Востока, Азии)[18,c.201]. Одним из главных достижений оперного театра изучаемого периода стало претворение в поэтике исторической оперы идеи историзма, что корректирует сложившееся в отечественном музыкознании мнение о более поздней ее кристаллизации в эстетике «кучкизма»[25,c.38]. Трактовку идеи народности отличает новаторское – созвучное времени углубление аспектов, сформированных в музыкальном театре екатерининского периода, а также внесение в поэтику исторической и сказочной оперы религиозно-философской проблематики, восходящей к ценностям духовной культуры Отечества. 6. Жанровая система русской оперы первой половины XIX века отображает интенсивность ее художественных (в том числе и жанрово-стилевых) исканий, порожденную аклассической спецификой рассматриваемого в истории национального оперного театра периода[5,c.25]. Обнаруженные новые репрезентанты ведущих оперных жанров: исторического («Параша-сибирячка» Д.Ю. Струйского, «Тамерлан» А. Сапиенцы-младшего), сказочного («Волшебная роза» Ф. Шольца, «Светлана» К. Кавоса)и лирического («Женевьева Брабантская» Д. Шелехова) свидетельствуют о многообразии преломленных в них оперных традиций и различиях в трактовке ведущих жанровых начал. 7. Образную систему русской оперы первой половины XIX века характеризует необычайная многосоставность, в которой выделяются персонажи, связанные с художественными исканиями времени. Среди них: спаситель Отечества, и его женский аналог – героиня, совершающая подвиг самопо-жертвования во имя высокой и благородной цели; персонажи – носители духовно-религиозных идей православного и общехристианского толка, репрезентанты ориентальной сферы и мира славянской мифологии, выразители «орфической» идеи, злодеи («антигерои»)[15,102]. 8. Музыкальная драматургия русской оперы первой половины XIX века, развивающаяся в аспекте симфонизации, отражает значительный рост профессионального мастерства ее композиторского корпуса. Обнаруженные в ряде произведений Глинки, Верстовского, Кавоса, Струйского особые жанрово-интонационнные обороты, принципы хорового и оркестрового письма, наряду с лейтэлементами, скрепляющими тематизм «Жизни за царя» («комплексектеньи»), «Руслана» (тема «волшебного перстня» Финна), «Параши-сибирячки» (тема царя), свидетельствуют о тяготении оперного театра к музыке русского православия как своему «почвенному» первоистоку[35,129]. В системе оперных жанров большое значение приобрели оперная баллада, романс, песня с хором, мелодрама, трактовка которых рассмотрена на примерах из неизвестных в музыкознании оперных произведений. Совокупный творческий вклад был связан с такими сферами русской музыкальной культуры своего времени, как: музыкальный театр, концертная жизнь, музыкальная педагогика, критика и журналистика, музыкальная наука, просветительство и профессиональное (в том числе и церковное) музыкальное образование[35,c.28]. Подчеркнем также, что и вполне изученные (точнее, считающиеся таковыми) композиторы – к примеру, А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, К. Кавос, достойны появления современных монографий, создание которых предполагает привлечение неизвестных в музыкознании архивных материалов, применение новейших исследовательских подходов, переосмысление ряда имеющихся оценок и суждений. В этой связи, учитывая весомую долю «неклассической» составляющей в русском оперном наследии исторического периода, приведем высказывание авторитетного исследователя нашего времени Л.З. Корабельниковой. В очерке об А.Г. Рубинштейне она пишет: «Вопрос о том, каково в истории музыки значение произведений, не принадлежащих к шедеврам, но отразивших характерные тенденции времени или оказавших воздействие на вершинные достижения в следующие годы, весьма непрост. Но, во всяком случае, эти сочинения не должны оказываться за пределами внимания как при анализе творчества того или иного композитора, так и процессов развития отдельного жанра и эволюции национальной композиторской школы в целом» [17, c.75]. Данный тезис особенно близок нашим позициям, поскольку заложенные в нем установки могут быть проецированы на рас-сматриваемое в работе русское оперное наследие полувекового периода, вызывающее в последние годы, как показывают приведенные в списке литературы источники, растущий научный интерес. .
Читать дальше
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе [Текст].- М.:Просвещение, 1999.-130 с. 2. Асафьев Б. В. Народные основы стиля русской оперы [Текст] / Б.В.Аса-фьев // Асафьев Б.В. Об опере. Избранные статьи. – Л.: Музыка, 1976. – С. 48–54. 3. Асафьев Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского [Текст] / Б.В.Асафьев // Асафьев Б.В. Избранные тру ды: в 5 т. Т. 4. Избранные труды о русской музыкальной культуре и зарубеж-ной музыке / ред. И. Грабарь и др. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. – С. 35–38. 4. Асафьев Б. В. Опера [Текст] / Б.В.Асафьев // Асафьев Б.В. Об опере. Из-бранные статьи. – Л.: Музыка, 1976. – С. 54–72. 5. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начало XX века [Текст] / Б.В.Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 340 с. 6. Асафьев Б. В. Симфонические этюды [Текст] / Б.В.Асафьев. – Л.:Музыка, 1970. – 264 с. 7. Астахова М. Н.Оперное творчество А.Н. Верстовского и некоторые вопросы русского музыкального романтизма: дис. ...канд. иск: 17.00.02 / М.Н. Астахова. – М., 1981. – 241 с. 8. Астахова М. Н.Поздние оперы А.Н.Верстовского [Текст] / М.Н.Астахова // Проблемы музыкознания (по материалам кандидатских диссертаций): Сборник трудов. Вып 1. / ред. М.А. Смирнов. – М.: Издательство МГК им. П.И. Чайковского, 1975. – С. 98–123. 9. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: программа для высших педагогических учебных заведений. – М., 1991.- 309 с. 10. Баева А. А.Поэтика жанра: современная русская опера [Текст]: монография / А.А. Баева. – М.: Издательство МГК им. П.И. Чайковского, 1999. – 187 с. 11. Бекетова Н. В.Концепция Преображения в русской музыке [Текст] /Н.В.Бекетова // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2001. – С. 104–132. 12. Балашша И., Гал Д.Ш. Путеводитель по операм. Кн. 3. Русская и советская опера. - М.: Советский спорт, 1993. 13. Белинский В. Г.Александринский театр [Текст] / В.Г.Белинский // Белинский В.Г. О драме и театре: в 2 т. Т.2. 1841–1860. – М.: Искусство, 983. – С. 285–318. 14. Белинский В. Г.Литературные мечтания. Элегия в прозе [Текст] 15. В.Г.Белинский // Белинский В.Г. О драме и театре: В 2 т. Т. 1. 1831–1840. – М.: Искусство, 1983. – С. 6–16. 16. Белинский В. Г.Московский театр [Текст] / В.Г.Белинский // Белинский В.Г. О драме и театре: в 2 т. Т. 1 1831–1840. – М.: Искусство, 1983. – С. 174–180. 17. Белинский В. Г.Общая идея народной поэзии [Текст] / В.Г.Белинский // 18. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т.4.Статьи, рецензии и заметки, март 1841– март 1842. / ред. С.И. Машинский. – М.: Художе-ственная литература, 1979. – С. 125–127. 19. Белинский В. Г. Письмо А.И. Герцену (04.07.1846) [Текст] / В.Г. Белинский // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т.12. Письма. М: Издательство Академии наук СССР, 1956. С. 296–297. 20. Бородин А. П. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи [Текст], СПБ, 1889/ c. 245 21. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка,[Текст] М.,1982. c.58 22. Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия,[Текст] М.-Л., 1930, 1968.c.25 23. Глинка М.И.: Сборник материалов и статей [Текст]/ Под ред. Т.Н.Ливановой, М Гордеева Е. М., Могучая кучка, М., 1960, 1966. c.68 24. Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, т. 1-3, Л., 1969. с.73. 25. Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974. С. 26. Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций, [Текст] 1905—1917, Л., 1975. c.58 27. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. [Текст]- М., 2000. c.83 28. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, [Текст] Л., 1952. c. 48 29. Келдыш Ю., История русской музыки, [Текст] ч. 2, М.-Л., 1947. c. 94 30. Келдыш Ю. В. Опера [Текст]// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, с. 20-45. 31. Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, [Текст]т. 2, Л., 1958. c.12-15 32. Кюи Ц. A., Избр. статьи, [Текст]Л., 1952. c.93 33. Левашева Г. Музыка и музыканты. [Текст]– Л.: Детская литература, 1969. c.35 34. Михеева Л., В мире оперы. Популярные очерки. [Текст] – Л.: Советский композитор, 1989. c.34 35. Покровский Б.А. Путешествие в страну опера. [Текст]– М.: Современник, 1997. c.52 36. Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни,[Текст] СПБ, 1909, М., 1955.c.12 37. Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, [Текст]: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950. c.19 38. Серов А.Н. «Опера в России и русская опера» [Текст] // Серов А.Н. Критические статьи. Т. 4. Спб. 1965.c.48 39. Стасов В. В., Мусоргский М. П., «Вестник Европы». [Тест]1881, кн. 5-6. c.73 40. Сохор А. Воспитательная роль музыки. [Текст]- Л.: Музыка, 1975.c.62 41. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. [Текст] - М.: «Просвещение», 1976.c.38 42. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. т.2, [Текст] М.-Л. 1929 г.c.156 43. Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII — первая половина XIX века. Очерки, [Текст] М., 1962.c.65 44. Чешихин В., История русской оперы, [Текст] СПб, 1902, 1905.c.34-65 45. Энгель Ю., В опере, [Текст] М., 1911.c.3 46. Ярустовский Б., Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, [Текст] М., 1971.c.71 47. Советская опера. Сборник критических статей, [Текст] М., 1953.c.10 48. Наша музыка, Собр. соч., т. 1, [Текст[ СПБ, 1894.c.2 49. История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, [Текст] М.-Л., 1940.c.15 50. Композиторы второй половины XIX века, [Текст] М., 1945, 1960.c.14 (под загл.: Русские композиторы...) 51. Композиторы «Могучей кучки» об опере, [Текст] М., 1955.c.64
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image