Введение 3
Глава 1. Понятие и задачи личной гигиены 5
Глава 2. Особенности подросткового возраста 8
Глава 3. Личная гигиена школьника-подростка 10
Глава 4. Ценностные ориентации школьников на здоровый образ жизни 19
Заключение 23
Список литературы 25
Читать дальше
Воспитание здорового подростка, имеющего гармонично развитые духовные и физические силы, тесно связано с необходимостью разработки гигиенической регламентацией разных сторон жизнедеятельности молодого поколения. Прежде всего, здоровье растущего организма зависит от создания благоприятных условий для возможности реализации различных видов деятельности дома и в учебно-воспитательных учреждениях, правильным чередованием труда и отдыха, рациональным питанием, соблюдением правил личной гигиены, предупреждением вредных привычек, разумной организацией досуга. Все это должно учитываться при построении режима дня. Только все в комплексе обеспечит формирование здорового организма.
Приучать подростков к выполнению режима дня следует с ранних лет, поскольку в это время легче всего вырабатываются привычки к порядку и организованности, правильному отдыху и к систематическому труду.
Это нужно делать последовательно, постепенно и ежедневно. В подростковом возрасте еще относительно слабы малоподвижность нервных процессов и процессы внутреннего торможения. Это может затруднять, а иногда делать совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения, это может послужить причиной хронического переутомления.
Указанными физиологическими особенностями определяется один из главных гигиенических принципов построения правильного режима дня – его строгое соблюдение, отсутствие частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Суммарная продолжительность всех режимных моментов и содержание режима можно определить одним гигиеническим принципом: все виды отдыха и деятельности должны брать во внимание возрастные особенности организма. Длительность и характер разных видов деятельности должны соответствовать подросткового организма функциональным возможностям, во время отдыха должно обеспечиваться полное восстановление всех физиологических систем организма.
Важными составляющими компонентами правил личной гигиены подростков являются пребывание на свежем воздухе, сон, учебная деятельность, отдых игровая и деятельность по личному выбору, личная гигиена, рациональное питание.
Важное значениеследует уделять режиму дня. При соблюдении строго и правильного распорядка через некоторое время вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, является важной основой для эффективной работы и восстановления.
Для соблюдения режима дня требуется отведение достаточного времени на предупреждения развития утомляемости, выполнение всех необходимых элементов жизнедеятельности, высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования, предупреждение повышения общей сопротивляемости организма. Все это определяет ведущую роль режима в сложной системе мер профилактики различных заболеваний.
Читать дальше
1. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. – Новосибирск, 2010. – 214 с.
2. Байков В. А. Методы, формы и средства гигиенического воспитания. – Ярославль, 2013. – 10 с.
3. Войт Л. Н. Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни. – Благовещенск, 2008. – 28 с.
4. Гигиена с основами экологии человека: учебник - Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. 2010. - 752 с
5. Гигиеническое образование и воспитание // Гигиена.ру / [электронный ресурс] / Электрон. дан.: М, 2002. – Режим доступа: http://all-gigiena.ru/lit/obshaya-gigiena-bolshakov/gigienicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 29.03.2016).
6. Елисеев Ю.Ю. Общая гигиена: конспект лекций. – М., 2006. – 45 с.
7. Кича Д.И., Максименко Л.В., Фомина А.В. Гигиенические основы здорового образа жизни. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 223 с.
8. Ковалёва, А.А. Социологический анализ здоровья молодежи: Автореф. дис.канд. соц. наук. С-П. - 2010.
9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М., 2010. – 408 с.
10. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд. – М., 2010. – 512 с.
11. Максименко Л.В.Практикум по общей гигиене, санологии и экологии. – М.: РУДН, 2009. – 160 с. 4.
12. Румянцев Г.И., Новиков С.М., Прохоров Н.И. Гигиена для вузов XXI век. – ГОЭТАР-Медиа, 2005. – 608 с.
13. Щепин О. П., Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / О. П. Щепин, В. А. Медик. – М., 2011. – 592 с.
14. Ющук Н. Д., Маев И. В., Гуревич К. Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. – М., 2012. – 659 с.
Читать дальше