ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования экскурсий как одной из форм организации воспитательной работы классного руководителя начальных классов 4
1.1. Специфика воспитательной работы классного руководителя начальной школы 4
1.2. Экскурсия как одна из форм организации воспитательной работы классного руководителя 16
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 19
1.4. Особенности подготовки и проведения экскурсий классным руководителем начальных классов 23
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. Методические аспекты организации экскурсий в воспитательном процессе начальной школы 26
2.1. Разработка цикла экскурсий для детей младшего школьного возраста 26
2.2. Результаты апробации разработанного цикла 33
2.3. Методические рекомендации классным руководителям по подготовке и проведению экскурсий как одной из форм воспитательной работы в начальной школе 34
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение 46
Читать дальше
Цель данной дипломной работы, показать педагогу, как провести экскурсию так, чтобы дети обогатились знаниями о природных явлениях, научились наблюдать изменения в природе в зависимости от сезона, умели определять растения и узнали об их значении в жизни человека, получили навыки ориентирования на местности с местными предметами. А главное - чтобы дети начали бережно относиться к природе, научились любить ее и охранять природные богатства.
Используя различные педагогические приемы, проводя конкурсы, игры с детьми на природе учитель сможет выработать у детей определенные навыки и привычки поведения в природе, привить элементы экологической культуры, выработать новый стереотип мышления и поведения - с «царя природы» человек должен превратиться в человека разумного, с новым мышлением, способного вести диалог с природой, принимать активную жизненную позицию в сохранении природы.
Важное значение в повышении экологической грамотности младших школьников имеет знакомство их с законами природы, рассказами о том или ином виде животных, различные типы растительных сообществ, водоемов и т.
Методические рекомендации, которые данные во второй главе рассчитаны не только на классного руководителя, но и на воспитателей групп продленного дня, руководителей кружков, которые занимаются с возрастной категорией детей до 10 лет.
Читать дальше
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.
2. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.-С. 72-76.
3. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальних классов. РИБ «Турист», Москва, 1992 р.
4. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие. - М., 1984. - С. 29.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. - 94 с.
7. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446с.
8. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. - 223с.
10. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.
11. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с.
12. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.
13. Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. - 256 с.
14. Коровкина Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы воспитательной работы с подростками и старшеклассниками: игра-путешествие. // Вестник КГПУ имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 1997. — № 4.
15. Куприна Л.Е. Азбука туриста-еколога. Москва. ЦРИБ «Турист», 1991год.
16. Курилова В.И.,Сермеев Б.В. Справочник для начинающего туриста. Одесса, «Маяк», 1990 год.
17. Монтессори М. Дети - другие. [Тест] / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.Позакласний час. Журнал. №1, 2007 рік. Стр. 102-105. «На прогулку в зимний лес».
18. «Планирование воспитательной работы классного руководителя» по Е.Н. Степанову. Сайт «Начальная школа плюс до и после».
19. Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- С.609-610.
20. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь, 1988 г.
21. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 97 с
22. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986.
23. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
Читать дальше