Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1.Особенности адаптации ребенка в ДОУ……………………………..6 Глава 2.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения…………………………..13 Глава 3.Исследование адаптации к условиям детского сада младших дошкольников…………………………………………………………………..20 Заключение ……………………………………………………………………..30 Список литературы……………………………………………………………..32 Приложение …………………………………………………………………….35

"Особенности адаптации детей раннего возраста"

курсовая работа
Психология
35 страниц
67% уникальность
2016 год
167 просмотров
.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1.Особенности адаптации ребенка в ДОУ……………………………..6 Глава 2.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения…………………………..13 Глава 3.Исследование адаптации к условиям детского сада младших дошкольников…………………………………………………………………..20 Заключение ……………………………………………………………………..30 Список литературы……………………………………………………………..32 Приложение …………………………………………………………………….35
Читать дальше
Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребенка. Известные в литературе исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям общественного воспитания касаются либо психофизиологических аспектов поведения (Р.В.


Диссертация по психологии на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.


. Тонкова-Ямпольская, А. Тардош), либо рассматривают этот вопрос с точки зрения депривации, отделения ребенка от матери (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), либо с психолого-педагогической точки зрения дают анализ режимных моментов, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина). Включение ребенка в групповую жизнь, формирование тех условий, которые обеспечивают психологический комфорт детей, во многом зависит от взрослых, от того, насколько ими осуществляется индивидуально- дифференцированный подход к детям (М.Я Басов, Н.Д. Ватутина, Э.Пиклер, Н.М. Щелованов и др.). Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в детского образовательного учреждения1 Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 29-40. . Экспериментально доказано, что темп физического и психического развития в этот период очень быстрый (В.М. Бехтерев, Н.М. Аксарина, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина). Но, наряду с этим, ранний возраст отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. Именно поэтому необходимо контролировать процесс адаптации дошкольника к условиям детскому образовательному учреждению, а именно – использовать программу психолого-педагогического сопровождения, позволяющую избежать отклонений и нарушений в развитии дошкольника. Объект исследования – особенности развития личности в детском возрасте. Предмет исследования – процесс адаптации дошкольника к условиям детского общеобразовательного учреждения. Цель исследования – изучить особенности адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения, разработать программу психолого-педагогическое сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из следующих предположений: - высокий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению высокого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также низкого уровня тревожности; - низкий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению низкого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также высокого уровня тревожности. Задачи исследования: 1. Изучить основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования. 2. Провести подбор методик исследования особенностей адаптации дошкольников к условиям детского образовательного учреждения адекватных целям и задачам исследования. 3. Определить уровень и особенности адаптации у дошкольников к условиям детского образовательного учреждения. Теоретическим основанием исследования является личностно- деятельностный подход развитию личности ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович), а также подходы к изучению адаптации личности Л.Филипса, А.А.Началждяна, Дж. Робертсона. Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования; - тестирование, с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника; Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплексную программу психолого- педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. Предложенная программа может быть использована как практическими психологами, так и педагогами, работающими в дошкольных образовательных учреждений. Глава 1.Особенности адаптации ребенка в ДОУ Адаптация в психологии - способность любого организма приспосабливаться к новым условиям и окружающей обстановке. В этот период уходит много физических и психических сил. Данный процесс проходит у всех индивидуально, и во многом зависит личностных качеств человека. Адаптация в детском саду у маленького ребенка может проходить по-разному. Если он привыкает к новой обстановке спустя 1-2 недели, то она считается легкой. В норме этот процесс занимает до 2 месяцев. Если ребенок привыкает к детскому саду больше времени, то речь идет уже о сложной адаптации. В таком случае лучше обратиться за помощью к психологу. Легче адаптация в детском саду проходит у детей в возрасте 3-4 лет. Однако не у всех родителей имеется возможность столько времени сидеть дома с ребенком. Поэтому чаще всего знакомство с детским садом происходит около 2 лет. К выбору дошкольного заведения стоит отнестись очень серьезно2

Читать дальше
Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. По видам она бывает нормальной, девиантной (поведение индивида не соответствует ожиданиям и нормам окружающих) и патологической (в структуре личности индивида формируются патологические и невротические черты). Также выделяют уровни адаптации: первичная переориентация ценностей индивида, второй уровень включает в себя взаимное терпение индивида и группы, на третьем уровне происходит аккомодация, сопровождающаяся взаимными уступками, и на четвертом уровне происходит ассимиляция, т.е. полная переориентация ценностей индивида на групповые. Поэтому процесс адаптации сопровождается разбалансировкой ценностных ориентаций индивида, нестабильным эмоциональным состоянием (тревожность, агрессивность), снижением активности личности. Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Необходимое условие психолого- педагогического сопровождения адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Читать дальше
1.Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 29-40. 2.Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 264 с. 3.Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 79 с. 4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 13-21. 5.Деятельность и взаимоотношения дошкольника./Под ред. Т.А.Репиной. – М., 1987. – 192 с. 6.Запорожец А.В. Психологическое развитие ребёнка. Избраните психологические труды в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1986. – 345 с. 7.Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 14-24. 8.Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 34-45. 9. Калинина Р., Семенова, Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад… // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 35-43. 10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. вред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер., – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с 11.Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. 12.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ: «Сфера», 2004. – 464с. 13.Лисина М.И. Общение личность и психика ребёнка/ Под ред. А.Г.Рузской; – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с. 14.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 1-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с. 15.Мухина В.С. Детская психология. Учебник – СПб.: «Просвещение», 1992. – 303 с. 16.Началждян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – АрмССР, 1988. – 263 с. 17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: 1996. – 351 с. 18.Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной; Научно-исслед. инст-т. Дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с. 19.Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 33-46. 20.Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под. ред. Т.А.Репиной.- М.: Педагогика,1978. – 200 с. 21.Психология личности и деятельности дошкольника./Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М, 1965. – 294 с. 22.Развитие общения дошкольников со сверстниками./Под. ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с. 23.Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – С. 34- 46. 24.Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебник для педагогических вузов и училищ. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 25.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. – 336 с. 26.Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребёнка в игре. Психология и педагогика игры дошкольника/ Материалы симпозиума / Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М.: «Просвещение», 1966. – 351 с. 27. Хювеш Э. Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации // Психолог в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 22-31. 28.Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2003. – С. 13-24 29.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды./ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с. 30.Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 210 с. Приложение 1. Анкета экспертного оценивания коммуникативных качеств личности и взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. Текст анкеты: 1. Ф.И. ребенка. Дата рождения 2. Общителен ли ребенок со взрослыми? а) очень б) не очень в) замкнутый 3. Общителен ли ребенок с детьми? а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает делать что-то не один, а с другими детьми б) не очень общительный, чаще предпочитает делать что-то один в) иногда предпочитает что-то делать один, иногда с другими детьми 4. Если ребенок общительный, то предпочитает ли он общаться: а) с детьми старше себя по возрасту 69 б) с ровесниками в) с более младшими детьми 5. Как ведет себя в совместной деятельности? а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя совместной деятельности только ведущие роли б) одинаково хорошо выполняет в совместной деятельности как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли;
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image