Введение
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Основы бюджетных правоотношений
1.2 Виды бюджетных отношений и пути повышения эффективности управления общественными финансами
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Характеристика ответственности за бюджетное нарушение
2.2 Меры государственного воздействия на нарушителей
2.3 Деятельность прокуратуры по выявлению и пресечению правонарушений в сфере бюджетных правоотношений
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Заключение
Список используемой литературы
Читать дальше
В ходе проведения работы было выяснено, что бюджетное право, являясь важным составляющим институтом финансовой науки, определяет бюджетную систему государства, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетов, а также полномочия государства и органов местного самоуправления в сфере бюджетов, бюджетного процесса, контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Бюджет можно рассматривать как:
1) финансовый план государства;
2) государственный и местный фонд денежных средств;
3) материальный план управления на год;
4) нормативно-правовой акт, который является законодательной основой финансового плана государства;
5) формой образования и расходования денежных средств.
За нарушение закона, влекущее незаконное использование, получение бюджетных средств предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Вопросы бюджетных правоотношений, прежде всего, урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ).
Одним из механизмов обеспечения исполнения правового акта является установление за его нарушение определённой ответственности.
В этих целях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрен ряд статей, устанавливающих административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Из общего числа видов правонарушений бюджетного законодательства следует выделить один из наиболее типичное – нецелевое использование бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
За совершение данного правонарушения, в крупном размере (более 1 500 000 рублей), в крупном размере группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (более 7 500 000 рублей), в соответствии со ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) влечёт привлечение виновного лица к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Также в качестве примера нарушения требований бюджетного законодательства можно привести факты незаконного получения финансовой помощи за счёт бюджетных средств в виде субсидий и иных выплат.
Специфика данного вопроса заключается в том, что ответственными за такие нарушения могут выступить не только различные ведомства – участники бюджетных правоотношений, но и хозяйствующие субъекты (в т.ч. индивидуальные предприниматели), граждане.
Суть нарушения заключается в фактическом обмане государства в наличии у получателя названной помощи на неё права или при наличии такого права, но использование не в соответствии с задачами на которые направлена финансовая поддержка, а также не выполнении, возлагаемых при этом на получателя финансовой помощи, обязательств.
Изложенное законодателем расценено как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, за что ст. 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы до десяти лет.
Читать дальше
1. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
4. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2015) [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
6. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ. «Консультант Плюс».
7. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. «Консультант Плюс».
8. «О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ. «Консультант Плюс».
9. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
10. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ [Электронный ресурс]. «Консультант Плюс».
11. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ «О парламентском контроле».
12. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ.
13. Бочкарева Е. А. Проблемы и перспективы совершенствования бюджетного законодательства в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2. Ч. 1. C. 26-29.
14. Большая советская энциклопедия. М., 1955. Т. 34. С. 529.
15. Грызунова Е.В. Правонарушение и юридическая ответственность в их соотношении: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. с. 25-29.
16. Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2009. Т. 3. С. 424.
17. Дорофеев М. В., Старосельский А. С. О новом порядке исчисления сроков исковой давности в бюджетных правоотношениях // Арбитражные споры. 2007. № 3. С. 28-35.
18. Короткова О. И. Управление и распоряжение государственным имуществом и применение последствий недействительности сделки // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 10. С. 35-41.
19. Крошкин В. Б. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики // Прокурор. 2012. № 4. С. 18-23.
20. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. М., 2013. – 620 с.
21. Максимов И.В. Административные наказания. М., 2014. – 360 с.
22. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 2012. – 254 с.
23. Настольная книга прокурора: методическое пособие / Ген. прокуратура РФ; Акад. Ген. прокуратуры РФ; под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. М.: Юрайт, 2012. 1159 с.
24. Официальный сайт органов местного самоуправления городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края - http://www.chegdomun.ru.
25. Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. № 3. С. 3-8.
26. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сборник методических материалов / Ген. прокуратура РФ; Акад. Ген. прокуратуры РФ; О. С. Капинус; под общ. ред. А. Э. Буксмана. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 875 с.
27. Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/stat/ data/86449/ (дата обращения: 23.10.2014).
28. Скачкова А. Е. Прокурорский надзор за законностью правового акта о бюджете: учебное пособие / Санкт- Петербургский юридический ин-т Генеральной прокуратуры Российской Федерации. СПб.: Санкт-Петербургский юридический ин-т Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2012. 48 с.
29. Сайт прокуратура Ставропольского края - http://proksk.ru/about/info/news/8317.
30. Саттарова Н.А. Финансово-процессуальное принуждение (вопросы теории и практики). Казань, 2012. – 506 с.
31. Шпачева Т. В. О некоторых вопросах применения судами сроков исковой давности // Арбитражные споры. 2013. № 2. С. 99-117.
Читать дальше