Введение 3 1.Особенности русского православного купольного креста 5 2. Интерпретации символов купольного православного креста 10 2.1 Христианская и языческая интерпретация креста и полумесяца 10 2.2 Интерпретация Христос и солнце, крест и солнце 11 3.Крест и полумесяц вне русской традиции 15 Заключение 19 Список использованной литературы 23

Символика православного накупольного креста

курсовая работа
Культура
24 страниц
92% уникальность
2015 год
67 просмотров
Свалухина А.
Эксперт по предмету «Богословие»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1.Особенности русского православного купольного креста 5 2. Интерпретации символов купольного православного креста 10 2.1 Христианская и языческая интерпретация креста и полумесяца 10 2.2 Интерпретация Христос и солнце, крест и солнце 11 3.Крест и полумесяц вне русской традиции 15 Заключение 19 Список использованной литературы 23
Читать дальше
  Проблема и актуальность работы. Купола православных храмов в России украшаются крестом с полумесяцем, точнее говоря, крестом, в основании которого размещен полумесяц. Когда и где сформировалась такая традиция? Однако, откуда в нем взялся полумесяц? Как и почему образовалось это устойчивое это сочетание? Известно, что символ креста естественно образуется представлениями христиан, а потому в полной мере соответствует месту и функции православного, христианского храма, а потому, не требует каких-то дополнительных в разъяснении. Данный вопрос, как нам известно, из источников, волновал еще отцов Церкви, в числе которых был преподобный Максим Грек. Он даже посвятил этому вопросу специально написанное им рассуждение с названием: «Сказание о том, что под крестом на церкви окружен аки месяц млад». Наконец, стала ли эта композиция явлением чисто русским? Все это, несомненно, делает вопрос, исследуемый в данной работе актуальным. Объектом исследования в работе являются особенности русского православного купольного креста. Предмет исследованиярусский православный купольный крест Цель исследованияисследование символики русского православного купольного креста Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд последовательных задач: - исследовать особенности русского православного купольного креста, - исследовать интерпретации символов купольного православного креста, - исследовать христианскую и языческую интерпретацию креста и полумесяца, - исследовать интерпретацию солнца и креста, - интерпретировать Христа и солнце, - исследовать крест и полумесяц вне русской традиции. Методологической базой исследования: стали Книги Священного Писания, труды из наследия отцов Церкви и ученых, работавших в области данной проблематики, указанные в списке использованной литературы настоящего исследования. Характеристика глав; Первая глава сообщает об особенностях русского православного купольного креста, Во второй главе автором исследуются интерпретации символов на купольного православного креста, в том числе христианскую и языческую интерпретацию креста и полумесяца, интерпретацию солнца и креста и интерпретацию Христа и солнца.


Для того чтобы купить дипломную работу по социальной работе не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


. В третьей главе автором исследуется крест и полумесяц вне русской традиции.

Читать дальше
    Итак, заканчивая данное исследование, необходимо отметить, что цель, поставленная во введении, была достигнута, а задачи последовательно решены. В заключении же, уже опираясь на полученную нами информацию и сделанные выводы, еще раз попробуем задаться вопросом: Почему церковь в Византии, а потом на Руси и в России использует для венчания храмовсимволику, которая кажется, столь неоднозначно, возможно даже, предполагающей двойное толкование? Не может ли это быть отголоском проявления своеобразного двоеверия? Это, конечно же, не так. Мы можем вспомнить, что некоторые символы и обряды христианства во всем мире обнаруживают несомненные языческие корни. Это вполне естественно и стало следствием сознательной практикой церкви, имеющей древнюю традицию, условно определяемую как некоторое «воцерковление язычества». При этом,речь идет об усвоении традиции дохристианских,более ранних образов и их переосмыслении с наполнением языческих форм содержанием христианской веры. Распространением христианства, в течение самых разных исторических периодов, Церковью определенно и целенаправленно осуществлялось «приспособление» к язычеству, в том числе к языческим праздникам и даже обрядам. То есть, Церковь сознательно приспосабливала уже существующие формы веры,придавая им новый, истинный смысл и значение христианских Таинств и традиции. Современные историки церкви так сообщают об этом: «христианством воспринимало и делало своими множество «форм» языческой религии... поскольку смысл христианства не в изменении всех «форм» в этом мире, но наполнений их новым и истинным содержанием. Крещение в воде, жертвенная религиозная трапеза, помазание маслом, как основополагающие акты исповедания, не были придуманы Церковью, но наполнило истинным содержанием акты, уже имевшие место в религиозном обиходе человечества». «Если язычники чтили 25 декабря, как рождение непобедимого солнца, то христианское Рождество Христово, приуроченное к этому дню, научило людей «поклоняться Солнцу Правды, его познавать с высоты востока», 6 января у язычников был праздником «богоявление», этот же день стал датой христианского Богоявления». В контексте исследуемой нами темы, большое значение имеет соотношение Рождества Христова и языческого дня рождения непобедимого солнца, зафиксированного римским Хронографом 354 года и восходящем к 336 году. Оба этих праздника отмечаются 25 декабря или VIII днем до январских календ. Рождество Христово обозначает начало церковного года и открываетлитургический календарь. В более ранние времена Рождество Христово, на христианском Востоке, во всяком случае, праздновалось 6 января, в день Богоявления (др. греч.?? ????????), заменивший бывший когда-то языческим праздником, посвященнымзарождению и прибавлению света. Вообще, два основных христианских праздника, Рождество Христова и Светлое Христово Воскресение – Пасха, каким то образом может быть связано языческой солярно-лунарной символикой, поскольку праздник Рождества связывается с рождением солнца, а Пасха имеет соотнесение с солнечным и с лунным циклом, характеризующимся днем весеннего равноденствия и полнолуния. Календарное соотнесение рождения Христа с зарождением солнца, может в какой-то мере объясняться тем, что, по-видимому, Христос воскрес в первый день недели, что следует из Евангелия. (Мф. 28. 1); (Мк. 16, 2);( Лк. 24, 1). День, в самом названии воскресенья,посвященный солнцу (др. греч. ?????????,лат. diessolis, , англ. Sunday, нем. Sonntag). А так же в этот день был сотворен мир, свет отделен от тьмы. (Быт.I, 3-5). Так же, памятуя о христианских праздниках, «приспособленных» к языческому календарю, следует упомянуть: 29 августа, день «Усекновения главы Иоанна Предтечи» установленный александрийской церковью для противовеса празднеству Нового года в Александрии; 8 сентября Рождество Богородицы и 12 января Зачатия Богородицы, установились в Азии для «противовеса» Олимпийским играм; 6 августа - Преображение Господне имеющее армяно-каппадокийское происхождение, был установлен для противовеса Празднику роз, отмечаемому язычниками; 8 ноября празднование дня архангела Михаила имеет александрийское происхождение и заменяет древнейший праздник Крещения Господня, египетской церкви, установленный ею для противовеса «крокиям», торжествам в честь Усири; Успение Богоматери может быть связано с языческой традицией празднования дня Деметры в Афинах; и т. д. Таким образом, мы видим, что христианская церковь, дала истинное христианское освящение, празднествам народа, естественно, допуская при этом сохранение тех или иных языческих обрядов. Которое, при этом, обретало истинное, новое содержание и осмысливалось теперь в контексте христианских представлений. Можно отметить так же и то, что христианские храмы устраивались часто в местах языческих капищ. Отметим, что первоначально языческие храмы предварительно подвергались христианами полному разрушению, но затем, начиная с V в. начался процесс преобразования языческих святилищ в христианские храмы. При этом,в некоторых случаях можно усмотреть прямую связь между посвящением храма христианами и язычниками. Такой практикой «воцерковления язычества», восходящей к первым векам христианства, отмечена практика сначала византийской, а затем и русской церкви. Такая практика, идущая из глубокой древности, периодически возобновлялась и циклически повторялась с течение распространения христианства. Именно так, можно объяснить и изученную нами символическую композицию сочетание креста и полумесяца, которое приобрело для христиан новое, истинное содержание.
Читать дальше
1. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской патриархии, 1997 – 970 с. 2. Всеобщая история архитектуры // Раннехристианская архитектура. Т. 2, 1973 –- 240 с. 3. Данилец А.В. Православный храм, как синтез искусств. СПб.:Наука, 2014 – 320 с. 4. Данилец А.В. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области – СПб.: Питер – 320 с 5. Зеньковский В.В. (прот.). Основы христианской философии. М.: Наука, 1996 – 220 с. 6. Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. М.: Алканост: 1997 – 220 с. 7. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб.: 1868 – 230 с. 8. Митрополит Илларион, Как прийти в Церковь? (Катехизис православного христианина) – М.: Изд. Московской патриархии, 2012 – 280 с. 9. Научное знание и христианская истина. - Нью-Йорк: ИМКО-пресс 1974 – 420 с. 10. Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. - М.: Московский лицей, 2007 – 320 с. 11. Плужников В. И. . Термины российского архитектурного наследия. Москва, 2011 – 360 с. 12. Русский крест. Символика православного надглавного креста. М.: ACT: Астрель, 2006. — 300, [4] с.: ил. 13. Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. - М.: Языки славянских культур, 2006, 280 с. 14. Храм христианский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 15. Янг Дж. Христианство. М.: Наука, 2012 – 420 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image