ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПАТТЕРНА В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И РОЛЬ СЕМЬИ 8 1.1 Истоки и предпосылки формирования агрессивности 8 1.2 Становление агрессивного паттерна в поведении 17 Выводы к главе 1 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПАТТЕРНА В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ 27 2.1 Этапы, методы и результаты исследования 27 2.2 Рекомендуемые направления коррекционной работы 47 Выводы к главе 2 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Становление агрессивного паттерна в поведении детей-дошкольников

дипломная работа
Психология
60 страниц
83% уникальность
2015 год
111 просмотров
Червоный А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПАТТЕРНА В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И РОЛЬ СЕМЬИ 8 1.1 Истоки и предпосылки формирования агрессивности 8 1.2 Становление агрессивного паттерна в поведении 17 Выводы к главе 1 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПАТТЕРНА В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ 27 2.1 Этапы, методы и результаты исследования 27 2.2 Рекомендуемые направления коррекционной работы 47 Выводы к главе 2 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Читать дальше
Обоснование актуальности исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Степень теоретической разработанности проблемы.


Не знаете, где делают контрольные на заказ ? Обратитесь за помощью в Work5.


.В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большее число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции. Тема «детской агрессивности» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. Публикации на эту тему представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др. Среди современных исследователей, рассматривающих особенности проявления агрессии в детском возрасте, следует выделить работы таких авторов как М. В. Краснова, И. А. Тютюева, М. В. Тетерина, О. М. Попова, Ю. Е. Иванова, А. В. Спирина, Е. В. Демко, Т. Н. Банщикова, Е. А. Антонова, В. О. Смрнова, П. В. Борисова. В указанных исследованиях рассматриваются, преимущественно, особенности проявления детской агрессивности, в частности, у детей с задержкой психического развития и другими отклонениями, пути коррекции агрессии, направления работы ДОУ по профилактике детской агрессивности. В то же время, специфика становления агрессивных паттернов в дошкольном возрасте на сегодняшний день изучена недостаточно, что и обуславливает необходимость проведения нашего исследования. В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. Объектом исследования выступает поведение детей дошкольного возраста. Предмет исследования – становление агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что семья выступает значимым фактором в становлении агрессивного паттерна детей – дошкольников. Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования нами были поставлены такие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по теме. 2. Проанализировать истоки и предпосылки формирования агрессивности. 3. Рассмотреть особенности становления агрессивного паттерна в поведении. 4. Провести эмпирическое исследование становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. 5. Представить способы коррекции детской агрессивности. 6. Сформулировать выводы на основании проведенного исследования. Теоретические основы исследования.Особенности становления агрессивного паттерна в поведении детей - дошкольников исследовались нами при помощи теоретических и практических методов. Теоретическими методами исследования выступили метод анализа научных систем знаний, аналитико – синтетический, индуктивно – дедуктивный методы, метод обобщения и систематизации знаний. Среди практических методов, применяемых нами для разрешения задач исследования, выступили методы психодиагностики (авторская анкета, проективная методика «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие с ребенком» И. И. Марковской, Шкала степени отверженности ребенка в семье, методика «Родительское сочинение» В. В. Столина). Для обработки и интерпретации результатов использовались методы математической статистики, такие как t–критерий Стьюдента, коэффициента корреляции rxy Пирсона. Проверка экспериментальных данных на нормальность осуществлялась при помощи метода А. Е. Пустыльника. При проведении исследования осуществлялась ориентировка на принципы научности, детерминизма, развития, системности, комплексности, дополненности. Принцип детерминизма реализован непосредственно в выдвинутой нами гипотезе, теоретическом обосновании исследования влияния семейного фактора на становление агрессивного паттерна в поведении детей - дошкольников. Согласно принципу развития, мы рассматриваем агрессию как специфическую психологическую категорию, находящуюся под влиянием непрерывной трансформации общественного сознания и на современном этапе требующую активного изучения. Принцип соответствия реализуется в ходе анализа теоретических исследований разных исторических эпох, рассмотрения их с позиций объективности и взаимообусловленности. Одновременно с этим анализ исследуемых явлений происходит с позиций междисциплинарности, психологические явления рассматриваются нами как целостные в рамках естественной, исторической, социальной систем, что соответствует принципу системности. Согласно принципу дополненности, нами учтено влияние на проявление изучаемых явлений особенности взаимодействия объекта исследования со средой, все теории, описывающие заданную нами область исследования, признанные как равноправные и правомерные. Опытно – экспериментальной базой исследования стало МА ДОУ № 202 г. Хабаровска. Выборку исследования составили 30 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в консультативной, психодиагностической деятельности при работе с агрессивными детьми, целью диагностики и коррекции их индивидуально-личностных особенностей. Полученные результаты также расширяют и дополняют существующие теоретические представления об агрессии и механизмах ее формирования в дошкольном возрасте. Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, общих выводов и списка использованных источников, который насчитывает 42 позиции, а также включает 7 таблиц и 7 рисунков. ?

Читать дальше
Подведем итоги проведенного исследования, целью которого было изучение особенностей становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. Объектом исследования выступило поведение детей дошкольного возраста, предметом – становление агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников. В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что семья выступает значимым фактором в становлении агрессивного паттерна детей – дошкольников. Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования нами были поставлены и успешно разрешены теоретические и практические задачи, а именно: 1. Проведен теоретический анализ литературы по теме исследования, рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов. 2. Проанализированы истоки и предпосылки формирования агрессивности, ключевыми из которых выступают биологические, социальные и индивидуально – психологические факторы. Выявлено, что причины возникновения агрессии и ее функции в поведении ребенка разнообразны. В ряде случаев агрессия является нормальной ситуативной реакцией ребенка, выполняя защитную функцию, необходимую для адекватной адаптации. В то же время в направленных агрессивных действиях может выражаться его стремление к экспансии, активному исследованию окружающего. Периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментами его наибольшей эмоциональной лабильности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов. Однако, несмотря на то что наличие агрессии в поведении .ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. 3. Рассмотрены особенности становления агрессивного паттерна в поведении. Выявлено, что значительную роль при этом играет семейное окружение дошкольника. 4. Проведено эмпирическое исследование особенностей становления агрессивного паттерна в поведении детей – дошкольников, в ходе которого была подтверждена выдвинутая нами эмпирическая гипотеза и выявлено следующее: ? Чем выше уровень отверженности ребенка в семье и ниже уровень благоприятности семейной ситуации, тем выше у него уровень проявления агрессии. ? Чем выше уровень негативных взаимоотношений между ребенком и членами семьи, тем выше у него уровень проявления агрессии. ? Родители агрессивных детей склонны воспринимать их как непослушных, дают преимущественно негативную оценку их поступкам, проявляют эмоциональное непринятие по отношению к ним. В то же время, такие родители демонстрируют излишнюю центрированность на детях, отсутствие адекватных методов воспитания, и неготовность к разрешению существующих проблем во взаимоотношениях с ребенком. ? Отсутствие в отношении ребенка четких и последовательных требований, наличие эмоциональной дистанции и его отвержение, отсутствие сотрудничества с ним могут выступать факторами, провоцирующими проявления агрессивного поведения. 5. Рассмотрены основные пути коррекции агрессивного поведения у детей – дошкольников, в результате чего сформулирован вывод о том, что Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней его внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом-активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в консультативной, психодиагностической деятельности при работе с агрессивными детьми, целью диагностики и коррекции их индивидуально-личностных особенностей. Полученные результаты также расширяют и дополняют существующие теоретические представления об агрессии и механизмах ее формирования в дошкольном возрасте.
Читать дальше
1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. -№ 6.- 2000. - с. 112-121 2. Беневольская ТБ. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. - №1. - 2007. - с. 49-59. 3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: ОЛМА - Пресс, 2001. - 510 с. 4. Бернс Р. С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / пер. с англ. — М., 2000. – 227 с. 5. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2005. – 324 с. 6. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с. 7. Бубнова Э, Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада :дис. ... канд. психол. наук / Э. Ш. Бубнова. М., 1989 8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер 2002. – 352 с. 9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с. 10. Вагенас Э. Динамика агрессивности дошкольников в условиях разных стилей воспитания :дис. ... канд. психол. наук / Э. Вагенас. М., 1995 11. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. - № 3. – 2000. – с. 1 – 10. 12. Врублевский, Е.П. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита. / Е.П. Врублевский, О.Е. Лихачев, Л.Г. Врублевская. – М.: Физкультура и спорт, 2006. 13. Демко Е. В., Петьков Е. А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6 – 7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета .Серия 3: Педагогика и психология. - № 2. – 2013. – с. 1 – 8. 14. Детская психодиагностика и профориентация / ред. сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 1999. – 384 с. 15. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. 16. Запорожец А. В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2007. – 224 с. 17. ЗахаровА.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. 3-е изд., испр. - СПб., 1997. – 361 с. 18. Зимановская Е. В. Девиантология. - М. : Академия, 2006. – 599 с. 19. Иванова Е. С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста // Гаудеамус. - № 19. – 2012. – с. 69 – 76. 20. Иванова Е. С. Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников // Социально – экономические явления и процессы. - № 12. – 2013. – с. 206. – 211. 21. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста :дис. ... канд. психол. наук / О. Н. Истратова. Таганрог, 1998 22. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: монография. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 368 с. 23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб., 2004. – 426 с. 24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. С.336. 25. Краснова М. В. Проблема готовности педагогов ДОУ и родителей к взаимодействию с агрессивными дошкольниками // Научные проблемы гуманитарных исследований. - № 2. – 2009. – с. 1 – 7. 26. Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. - № 1. – 2009. – с. 1 – 7. 27. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994 28. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108. 29. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. - М., 1998. – 592 с. 30. Налачаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. – 631 с. 31. Петрайтене В. В. Возможность применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников // Известия Алтайского государственного университета. - № 2. – 2014. – с. 53 – 58. 32. Попова О. М., Иванова Ю. Е. Применение комического материала в коррекции агрессии старших дошкольников // Интеграция образования. - № 4. – 2005. – с. 171 – 177. 33. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с. 34. Рагулина М. В. Детская агрессия как экзистенциальная проблема: теория и практика. - Дальневост. гос. гуманитарный ун-т. - Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2012. - 99 с. 35. Самохвалова Л .В. Проблема агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и его коррекция // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - № 52. – 2013. – с. 101 – 103. 36. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка-дошкольника. М.: АРКТИ, 2006. – 188 с. 37. Спирина А. В. Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, тревожности и агрессии у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета им. А. Н. Некрасова. - № 2. – 2009. – с. 349 – 353. 38. Токарева В. О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско – родительских отношений // Фундаментальные исследования. - № 8. – 2013. – с. 970 – 974. 39. Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - № 12. – 2015. – с. 1 – 9. 40. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В. П., 1996. - 192 с. 41. Фурманов И. А. Агрессивные дети. - Минск, 1996. - 190 с. 42. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. - М., 1986. – 405 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image